"7 октября в Петербурге прогремел очередной взрыв. Жертва "взрывников" - начальник управления лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности Лицензионной палаты Санкт- Петербурга Вадим Стожаров отделался не слишком тяжелыми ранениями. По странному стечению обстоятельств, это случилось в преддверии объявления о введении нового порядка лицензирования в фармацевтической отрасли. А двумя неделями раньше - 22 сентября "адская машинка" была обнаружена возле квартиры Владимира Жолобова, исполняющего обязанности председателя Комитета по здравоохранению городской администрации. И тоже совпадение: двумя днями раньше в комздраве состоялось заседание, где в очередной раз решалась судьба городских аптек... Хочешь не хочешь, вывод напрашивается сам: в Петербурге вспыхнула очередная война - фармацевтическая...
Последнее предупреждение
И в случае со Стожаровым, и в случае с Жолобовым бросается в глаза то, что преступники, похоже, вовсе не стремились убивать чиновников, а только хотели хорошенько их предупредить. Взрывные устройства были малой мощности, не начинены никаким осколочным "наполнителем" (что значительно снижает "убойную силу"), да и установлены были без особой фантазии, так что их можно было увидеть и распознать. В случае с Владимиром Жолобовым именно так и произошло. Возвращаясь вечером домой, он увидел странный пакетик с проводами, привязанный к лампочке на его лестничной площадке, - и вызвал милицию. Вадиму Стожарову повезло меньше. Взрывное устройство было прикреплено к стене недалеко от входа в его подъезд, и когда утром он вышел из двери дома во двор, раздался взрыв.
После случившегося в прессе тут же вспомнили все "темные пятна" в биографии пострадавшего. В частности, то, что в апреле этого года г-на Стожарова арестовывали по обвинению в получении взятки за продление лицензии фирме "КредоМЕД". Впрочем, взятка проходила через руки другого человека, который был назван посредником. С самого г-на Стожарова обвинение сняли, что позволило прокомментировать случившееся как фальсификацию обвинений в его адрес...
Но вернемся к событиям дней сегодняшних. 10 октября Вадим Стожаров должен был выступить на пресс-конференции в Комитете по здравоохранению с разъяснением нового порядка лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности. Но не успел. Хотя предмет разговора для нашего города весьма актуален.
Дело в том, что в июле этого года по распоряжению Министерства здравоохранения Петербург лишился права выдавать "аптечные" лицензии, отныне их должен выдавать сам Минздрав. Правда, документов о конкретном порядке лицензирования не поступало, так что правовой базы и даже элементарной ясности с тем, как это должно происходить, не было. Вместе с тем ситуация стремительно приближалась к критической. На сегодняшний день у двух государственных аптек срок лицензий уже истек, а в октябре истекают сроки лицензий едва ли не у половины госаптек города. И если они не будут срочно продлены, аптечные завсегдатаи - в первую очередь пенсионеры и льготники - могут столкнуться с неприятным для себя сюрпризом...
Рука Москвы
Решение о централизации аптечного лицензирования было принято в Москве в соответствии с духом времени. Из столицы, мол, государственные интересы виднее, да и коррупция при этом уменьшится - ведь на местах она цветет пышным цветом из-за неразрывной связи местных заинтересантов с местными же разрешительными органами. А до Москвы провинциальным коррупционерам не дотянуться - руки коротки.
Наверное, это так. Если бы только в первопрестольной не было своих заинтересантов и своих коррупционеров. Имеющих к тому же немалый финансовый и административный ресурс. В том смысле, что с обитающими в Москве чиновниками легче договориться обитающим там же "энергичным людям" - и возможностей, и денег у них для этого больше, чем у регионалов.
К примеру, если говорить о фармацевтическом лицензировании, то, по нашим сведениям, этот вопрос активно лоббировал, в частности, депутат Госдумы Александр Афанасьев. Известный не только как депутат и коммунист, но еще и как лекарственный олигарх, владелец компании "Фармакор", которая на сегодня имеет самую широкую аптечную сеть в Петербурге. (Кое-кто поговаривает и о возможной связи деятельности г-на Афанасьева с отстранением от должности председателя Комитета по здравоохранению Анатолия Кагана. Главный медик города, ставший фигурантом уголовного дела, как известно, обвинен в "неформальном" отношении к некоторым игрокам питерского лекарственного рынка, например к фирме "Ковифарм", в результате чего лекарства для госаптек закупались якобы по необоснованно завышенной стоимости. А в кулуарах говорят также о том, что здесь Каган мог перейти дорогу "Фармакору" - а ведь не секрет, что фармацевтические фирмы не на жизнь, а на смерть бьются за "городской заказ"...) Впрочем, возможно, г-ну Афанасьеву было бы проще решать свои проблемы в Петербурге, а не в Москве? Но здесь все зависит от реальной расстановки сил - наличия там или здесь сильных союзников.
Аптечный передел
Волнующая интрига развивается и в связи с грядущей реформой петербургской государственной аптечной сети. Диспозиция здесь такова. Сегодня в городе существует 185 государственных аптек и 284 частных. Не секрет, что на фоне преуспевающих "частников" многие "государственники" хронически убыточны. А ведь именно там отовариваются лекарствами социально незащищенные слои. Город решил оставить госаптеки за собой. Но при этом объединить их в 4 аптечные сети примерно по 40 аптек в каждой. Казалось бы, ну и что? Но, во-первых, вновь созданные государственные унитарные предприятия впоследствии могут быть акционированы (а значит, приватизированы). А во-вторых, ГУПы (точнее, их директора) будут сами выбирать фирму-поставщика медикаментов для всех своих четырех десятков аптек.
Последнее обстоятельство автоматически заставляет встать в охотничью стойку фармацевтических королей как местного, так и столичного розлива. И не требуется большого напряжения ума, чтобы понять, что они кровно заинтересованы в том, чтобы у руля новых ГУПов стояли лояльные к ним люди.
(Одной из фирм, которые с вожделением смотрят на питерские лекарственные прилавки, называют крупную московскую компанию "СИА Интернэшнл", которая якобы стремится подмять городскую аптечную сеть под себя. Говорят и о том, что "Фармакор" готов договориться с москвичами...) И вот этот животрепещущий вопрос о кандидатурах руководителей городских аптечных сетей как раз и обсуждался 20 сентября. А через два дня и.о. руководителя комздрава обнаружил у себя на лестнице "адскую машинку"...
Медбратва
И все-таки обилие криминальных разборок, так или иначе связанных с медициной, заставляет задуматься: чем же привлекательны частные клиники, аптеки, да и сами "рыцари в белых халатах" для мафиозных структур? На самом деле ничего секретного здесь нет. Естественно, смешно было бы думать, что в данном случае кто-то хочет внести свою лепту в дело исцеления болящих. Логичный ответ - наркотики. Имея стабильный выход на какое-либо частное медицинское заведение, можно не просто стричь с него купюры за лицензии, но и преумножать капиталы в десятки и сотни раз. Механизм прост. Открываете на базе клиники центр реабилитации больных наркоманией - и раскручиваете колесо. Подсадил - подлечил, потом снова подсадил, и снова подлечил. Вариант беспроигрышный. И такую цацку хочется получить многим: деньги текут рекой. Неслучайно северными фармацевтическими просторами интересуется и московская "братва". Отсюда и постоянный шорох в стенах городского комитета здравоохранения. Ведь питерский рынок - лакомый кус.
"
14.10.2002
Николай Донсков, Родион Стариков Новая газета в Петербурге