"Во вторник, 8 ноября, Городской суд Петербурга отказал юристу Лениздата Игорю Коняеву в удовлетворении его заявления о признании недействительным распоряжения Владимира Яковлева от 26 ноября 2001 года об организации штрафных стоянок. Заявитель с решением суда не согласился и намерен обжаловать его в Верховном Суде.
На сегодняшний день в Петербурге действует около полутора десятков коммерческих платных специальных площадок для содержания задержанных правоохранительными органами автомобилей. В просторечье их называют штрафстоянками. А поскольку предприятия эти коммерческие, то и задача их - получение прибыли. И если сутки хранения автомобиля на обычной платной автостоянке обходятся автовладельцу рублей в 50, то за пребывание машины на штрафстоянке с хозяина возьмут тоже 50, но уже долларов (в рублевом, разумеется, эквиваленте). Согласно распоряжению губернатора за номером 1231 размер оплаты за штрафстоянку устанавливается вовсе не городской администрацией. Это право делегируется государственному предприятию - Дирекции по организации дорожного движения. Она-то и назначает тариф в 1691 рубль.
Именно столько пришлось заплатить Игорю Коняеву после того, как 9 февраля 2002 года у Литейного моста его остановили сотрудники ГИБДД и обнаружили, что хозяин машины забыл дома водительские права. За правами Коняеву пришлось ехать уже на общественном транспорте. А машину он выручил со штрафстоянки после уплаты штрафа за административное правонарушение и оплаты содержания своего автомобиля на "платной спецплощадке".
Только после этого Коняев озаботился, насколько законны тарифы штарфстоянок и то, что их определяет не сама администрация Петербурга, а какое-то там "государственное предприятие". Порывшись в законах и кодексах, юрист обнаружил, что согласно кодексу об административных правонарушениях РСФСР, действовавшему на момент помещения его машины на штрафстоянку, именно местные власти устанавливали порядок и оплату хранения машин, задержанных за совершение их владельцами отдельных административных правонарушений. Но петербургская администрация делегировала эти права Дирекции по организации дорожного движения, которая и установила собственные тарифы, в 10 раз превышающие расценки, определяемые неотмененным распоряжением еще мэра Петербурга от 6 декабря 1995 года за номером 1266 (кстати, за мэра его подписал Владимир Путин в бытность свою и.о. главы петербургской администрации), которым плата за штрафстоянку определялась в 1,3 МРОТ (на сегодня это 130 рублей).
Правда, с 1 июля 2002 года прежний Административный кодекс перестал действовать. Новый же Административный кодекс определяет, что право устанавливать расценки за содержание автотранспорта на штрафстоянках относится исключительно к прерогативам федерального правительства РФ. А оно - вот незадача - до сих пор не удосужилось издать соответствующее постановление. На основании этого Коняев и просил признать яковлевское распоряжение утратившим силу как вступившее в противоречие с федеральным законодательством.
Однако суд аргументы заявителя не убедили. Так что теперь в этом запутанном деле предстоит разбираться Верховному Суду. И если неугомонному юристу удастся-таки убедить судей в своей правоте, то, вероятно, все автовладельцы, которым "посчастливилось" воспользоваться услугами штрафных стоянок в период с 21 августа 1998 года до 1 июля 2002 года смогут на вполне законном основании потребовать возврата взысканных с них сумм.