"
Создается такое впечатление, что высокопоставленные чиновники Белоруссии и России, посмотрев на летнюю перепалку своих президентов, теперь по привычке с криком «Ура!» радостно бегут впереди паровоза. Внешне, по крайней мере, это выражается в том, что между Минском и Москвой все сильнее разгорается настоящая торговая война. И пока россияне ставят препоны минским телевизорам «Горизонт», белорусское правительство решило, что на прилавках страны в последнее время слишком уж много российского пива. Непорядок…
Сегодня российские пивовары обвиняют Белоруссию в грубых нарушениях двусторонних соглашений о таможенном союзе и едином экономическом пространстве. И действительно, есть за что. Еще 23 августа этого года вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь, согласно которому предприятию-импортеру пива нужно получать лицензию отдельно на каждую партию товара (раньше выдавалась так называемая генеральная лицензия). При этом нижний установленный предел ввозимой партии - 10000 декалитров (читай: ящиков), а стоимость лицензии была определена в $7500, что составляет примерно 25-35% стоимости груза. Нетрудно себе представить, насколько при этом дорожает хмельной напиток. Но и это еще не все. Было также принято решение о маркировке ввозимого в Белоруссию пива акцизными марками - как крепкие спиртные напитки. К слову, тут белорусов впору заносить в Книгу рекордов Гиннеса: на пивные бутылки и банки акцизные марки на планете Земля больше не клеят нигде.
По мнению российских пивоваров, всеми этими действиями фактически введены ограничительные меры на ввоз пива, что противоречит основным документам союзного государства, таможенного союза и законодательству Белоруссии, не говоря уже про неоднократно декларированное введение «единых условий для всех субъектов хозяйствования». В результате ряд российских предприятий - производителей пива - заявил о своей готовности уйти с белорусского рынка. Однако белорусские власти с упорством, достойным лучшего применения, твердят о «защите отечественного производителя». Отечественные производители, конечно, рады: с уходом с рынка мощных российских конкурентов появляется возможность и цену поднять, и простаивающие производственные мощности запустить, а затем, получив кое-какую прибыль, и безнадежно устаревшее оборудование заменить. Тем более что в этом году белорусское правительство наконец-то «развязало руки» своим пивоварам - разрешило не закупать в обязательном порядке пивоваренный ячмень в Белоруссии. Теперь можно свободно покупать чешский, польский или украинский солод, качественный чувашский хмель…
Но в жизни не так все просто. В общем, доигрались белорусские чиновники со своими инициативами до межправительственных «разборок». В конце сентября Министерство экономического развития России с подачи Союза российских пивоваров направило официальную ноту в адрес МИД Белоруссии по поводу введения ограничений в отношении импорта российского пива. Сквозь сухие официальные строки явственно проглядывает: «Ах, вам наше пиво не нужно?! Так, может, вам и наш газ ни к чему?» В общем, еще одна головная боль, еще одна теме для переговоров «на высшем уровне». Печально только, что все это в итоге бьет по простым потребителям.
А вот каким образом выглядит «проблема российского пива» сквозь призму бесстрастных цифр. По официальным данным Министерства торговли, за семь месяцев этого года в Белоруссию было ввезено 1 миллион 500 тысяч декалитров пива. Декалитр - это, попросту говоря, один ящик (10 литров). Но, по словам генерального директора минского акционерного общества «Оливария» Николая Дудко, реальная картина за семь месяцев - примерно семь миллионов декалитров. То есть на один ящик «легального» пива приходится почти шесть ящиков неучтенного, «черного» завоза, за который не уплачены налоги, акцизы и т.д. Именно эта ситуация и стала причиной принятия решения о введении акцизных марок на импортное пиво. Что же касается конкретно российского пива, то по официальной статистике оно занимает примерно 50% белорусского рынка, ну а реально - это 70-80% от всего реализуемого импортного пива. Собственно, все потребление импортного пива сосредоточено в Минске и в областных центрах. В белорусской провинции пиво вообще пьют мало, а если и пьют, то это обычно продукция местных пивзаводов. Торговцы не спешат завозить в глубинку какой-нибудь «Red Bull» или даже «Балтику» - платежеспособные покупатели в нищих колхозах отсутствуют напрочь.
Между тем, ряд экспертов считает, что российские пивоваренные компании, как и их белорусские дилеры, спустя некоторое время подстроятся под новую ситуацию. Оптовики, скорее всего, будут давить на российских производителей пива, чтобы те снизили отпускные цены, с целью удержать в Белоруссии розничные цены на относительно невысоком уровне, не допустить резкого их роста. Им важно удержать белорусский рынок. Но, к примеру, «Балтика» теряет позиции уже сейчас. Скорее всего, с белорусского рынка уйдет пиво «Невское», пиво Калининградского пивзавода, пиво «ПИТ». Они не смогут предложить конкурентоспособную цену. Наверняка останутся марки «Охота», «Очаково», «Красный восток». Последняя марка, кстати, в последние месяцы завоевывает белорусский рынок удивительно высокими темпами.
Не стоит забывать и о том, что Белоруссия также поставляет в Россию свое пиво. Правда, особыми успехами похвастаться не может: по итогам восьми месяцев текущего года только 5-8% разливаемого в Белоруссии пива поступает на российский рынок. И это при том, что в 1999 - 2000 годах объемы экспортных поставок в Россию доходили до 30-40%. Больше всего пива в Россию поставляют сейчас Лидский, Брестский, Оршанский, Полоцкий и Речицкий пивзаводы. Причем значительная часть белорусского пива поступает в Россию по бартеру или в порядке энергозачетов. По этому поводу, кстати, Российский союз пивоваров отметил, что белорусское пиво на российский рынок по-прежнему поступает свободно и никак не маркируется. Так западным союзникам намекнули, что, при желании, российская сторона может быстро свести объем импорта белорусского пива до нуля.
Сложнее сказать, как сложится после введения акцизных марок ситуация с украинским пивом. С одной стороны, украинские производители занимают на белорусском рынке относительно небольшую по размерам нишу. С другой стороны, украинское пиво при цене, аналогичной российскому, имеет намного лучшее качество. «Оболонь», «Черниговское» и «Славутич» стоят относительно недорого и выпускаются, как говорят пивовары, «стабильного качества», тогда как российские заводы часто «лихорадит» - разные партии пива оказываются совершенно разного качества. Так что, как ни удивительно это выглядит со стороны, но на украинское пиво, скорее всего, сохранится стабильный спрос даже при повышении цен. Некоторые специалисты даже уверены в том, что в ближайшие несколько лет украинское и, возможно, польское пиво существенно потеснит на белорусском рынке продукцию российских производителей. Именно благодаря более высокому качеству и лучшему вкусу при сопоставимой цене. Все-таки потребители с каждым годом привыкают к более качественному пиву, и вряд ли кто-то сегодня захочет снова переключиться на «Жигулевское». "