"Вечером 22 сентября возле квартиры Владимира Жолобова, исполняющего обязанности председателя комитета по здравоохранению администрации Санкт-Петербурга, было обнаружено самодельное взрывное устройство, эквивалентное 50 граммам тротила. Если вспомнить, как лихорадит в последнее время комздрав, на каком фоне сменился его председатель, то предполагаемое покушение на нынешнего главного питерского чиновника от медицины органично войдет в ряд всех неприятностей комитета. Тем более что произошло оно через двое суток после пресловутого заседания правительства города, где в очередной раз решалась судьба государственных аптек. Трагедии удалось избежать, однако родилось множество вопросов: кому успел помешать Владимир Жолобов и зачем понадобилось закладывать взрывчатку у его квартиры?
Взрывпакет
Похоже, что убийство все-таки не входило в планы злоумышленников. Взрывное устройство, а именно - коробка из-под зубного порошка с тротиловой шашкой и электродетонатором внутри, подвесили к патрону электрической лампы над дверью квартиры Жолобова. Два провода, отходившие от коробки, были обмотаны вокруг кнопки звонка с таким расчетом, чтобы при открывании двери квартиры они порвались, инициируя взрыв. Однако ярко горевшую лампочку даже не потрудились выключить или выкрутить, поэтому вся конструкция должна была броситься в глаза любому. Увидел ее сам хозяин квартиры, когда вышел на лестничную клетку, и сразу же вызвал милицию. Возможно, именно это и входило в планы преступников. А может быть, их просто спугнули. В любом случае, даже и взорвись "адская машинка", дело ограничилось бы, скорее всего, ожогами и контузией, убить это взрывное устройство не могло. А вот страху нагнать - пожалуй.
Владимир Жолобов на все вопросы относительно его мнения о произошедшем отвечает, что думать ему об этом некогда. Он отказался дать какие-либо комментарии, сославшись на то, что никаких предположений не имеет и версий сам не строит. Такое поведение может объясняться двояко: либо господин Жолобов что-то знает, но не хочет обнародовать; либо предупреждение было адресовано не ему лично, а неким третьим лицам, с которыми он связан, при этом самого Жолобова даже не потрудились известить об угрозе. Если в это поверить, то представляете, сколь мало значит у нас фигура председателя комитета, пусть даже с префиксом "и. о."? И чем таким занят сейчас комздрав, что на него продолжают сыпаться неприятности явно криминального толка?
Аптечные игры...
Покушение - назовем это так - на Владимира Жолобова произошло вечером в воскресенье. А накануне выходных, в пятницу, губернатор подписал-таки концепцию реформирования государственных аптек. Это событие связано с комитетом по здравоохранению теснейшим образом. О том, что предстоит пережить аптечной сети Петербурга, "Тайный советник" уже писал, можно лишь вкратце напомнить этот сюжет.
Сегодня государственные аптеки убыточны, несмотря на то, что пользуются всевозможными льготами. Частные же, напротив, процветают, никаких особых привилегий не имея. Знающие, а главное - решающие, люди сделали вывод: все дело - в менеджменте. Поэтому и приняли концепцию реформирования государственных аптечных учреждений: 150 городских аптек разбить на 4 группы, каждую из которых объединить в государственное унитарное предприятие приблизительно по 40 аптек в каждом. Впоследствии ГУПы будут акционированы и приватизированы. Такие волнующие перспективы должны были заставить заинтересованных лиц позаботиться о том, чтобы приватизация не обошла их стороной.
Сам процесс реформирования госаптек подавляющее большинство специалистов считают давно назревшим, а концепцию - в целом правильной. Теоретически в результате реформ цены на лекарства просто обязаны понизиться, а уровень сервиса - повыситься. Практика на российской почве непредсказуема. Но в любом случае исчезнет громоздкий управленческий аппарат в каждой аптеке, ему на смену придут ловкие менеджеры числом 4 - по одному на каждый "куст". А главное - ГУПы (читаем - их директора) сами станут выбирать фирму - поставщика медикаментов сразу на все свои 40 аптек. Вот если до этого места все было достаточно просто, то с момента определения кандидатур на управление ГУПами и начинается игра. Ее финансовый масштаб таков, что "доиграться" можно и до покушения на чиновника городской администрации.
...и игроки
В приснопамятном начале 1990-х соотношение частных и государственных аптек в Петербурге было примерно один к трем. Потом частные аптеки стали расти как грибы, их стало вдвое больше, чем нужно, и, понятное дело, умирали они, едва начав работать. Но постепенно освоили и этот бизнес, приватизация понеслась на всех парусах, и соотношение в пользу частных аптек установилось окончательно: сегодня их порядка 300 против 150 государственных. Да и дела у них идут значительно лучше. Главные "игроки" на этом рынке -аптечные сети "Фармакор" (принадлежащая господину Афанасьеву, ныне - депутату Госдумы) и "Первая помощь" (открытая компанией "Генезис").
На лекарственном рынке Петербурга работает достаточно большое количество оптовых фармацевтических фирм - дистрибьюторов. Они заключают договоры на поставку лекарств с аптеками или, что гораздо выгоднее, с аптечными сетями. Наиболее "продвинутые" неизменно побеждают в тендерах комитета по здравоохранению, и они, вероятнее всего, ожидали, что директорами новоявленных ГУПов станут люди, так или иначе представляющие их интересы. Но не тут-то было.
Внезапно прошел слух, что интерес к фармации проявила структура, внешне абсолютно не связанная ни с аптеками, ни вообще с медициной, а именно - БалтОНЭКСИМбанк. К сожалению, комментариев от руководства банка нам получить не удалось. Однако представитель одной из фармацевтических компаний, непосредственно заинтересованной в реализации концепции реформирования аптек, рассказал о деятельности некой рабочей группы, призванной "навести глянец" на документ, с тем чтобы поднять фармацию города на невероятный уровень рентабельности. По его словам, эта группа, куда входили, в том числе, и представители банка, лоббировала подписание определенных документов.
С чего это вдруг банкиров на лекарства потянуло? От того же представителя фармацевтической компании мы узнали, что БалтОНЭКСИМбанк здесь выступает своего рода посредником между городской администрацией и московской фирмой "СИА Интернешнл" - крупнейшим национальным дистрибьютором лекарств. Петербургским представительством этой компании руководит некто Огурцов Геннадий Анатольевич.
Вслед за первым слухом сразу же разнесся и второй: уже возникли четыре фамилии руководителей ГУПов, и якобы даже подписано в городском правительстве согласование этих кандидатур. Произошло это 20 сентября. А 22 сентября на лампе возле квартиры председателя комздрава висела коробочка из-под зубного порошка, а внутри нее - взрывчатка.
Согласование - это еще не окончательное решение. Это, если можно так выразиться, черновик. Однако из этого черновика выходило, что все питерские оптовики, с вожделением смотревшие в сторону государственных аптек, "пролетели мимо кассы". Все четыре ГУПа должны теперь, по всей видимости, оказаться в руках московской компании Интернешнл".
Все это - из области предположений, однако нечто похожее уже происходило в других городах России - в Нижнем Новгороде, в Новосибирске, в Екатеринбурге, где москвичи начисто смели местных оптовиков благодаря своим колоссальным ресурсам, как финансовым, так и административным. Тем более что если речь действительно идет о "СИА Интернешнл", то эта компания не сходит с первых мест во всероссийском фармацевтическом рейтинге. Оно и понятно: в столбце и размах столичный... Обидно будет, если Петербург встанет в один ряд с "побитыми".
Опять же - предположение, но столичная экспансия возможна по следующему сценарию. В руках крупной московской компании оказываются 150 государственных аптек. Напомним, что вслед за их "гупизацией" намечена приватизация. И коль уж лояльные директора будут назначены, понятно, чьи интересы они будут защищать. Таким образом, треть аптек - уже "московские". 30 процентов частных на сегодняшний день аптек "Фармакора" принадлежат депутату Государственной Думы Афанасьеву, и поговаривают, что он не исключает возможности продажи их все тем же столичным структурам. Оставшиеся аптеки будущие монополисты могут перевести под свой контроль в добровольно-принудительном порядке. Если весь фармацевтический рынок окажется в одних руках, питерским дистрибьюторам придется убираться подобру-поздорову. А что бывает, когда некая отрасль монополизируется, все знают: снижение цен можно обеспечить только конкуренцией.
Подтвердить или опровергнуть эти слухи непосредственно в компании "СИА Интернешнл" не очень получилось. Господин Огурцов по телефону сказал только, что его абсолютно не интересует ситуация с госаптеками, участия в их дележе фирма не принимает, а интервью он готов дать только... если мы ему заплатим. Нам осталось только выразить Геннадию Анатольевичу Огурцову искреннее сочувствие в связи с низким уровнем его доходов. Его московское руководство может рассматривать эти слова как ходатайство журналистов о повышении заработной платы служащим.
Нездоровый комитет
Мы ни в коем случае не утверждаем, что именно с решением по поводу аптек связано покушение на Владимира Жолобова. Никаких комментариев он дать не смог, не считая нужным тратить время на обдумывание версий. Собственных предположений у него нет - и все тут. Однако те люди, которым господин Жолобов, судя по всему, доверяет больше, чем журналистам, утверждают, что сам он склонен видеть причину произошедшего скорее в "аптечной" истории, нежели в чем-либо другом.
Люди, хорошо знающие господина Жолобова, высказывают и другие предположения. Говорят, что он - человек грамотный и очень осторожный. Многие ждали, что новоявленный "и.о." станет не глядя подписывать все, что к нему на стол попадет, а он вместо этого, видите ли, задумал читать бумаги, прежде чем поставить свою подпись! И кое-какие документы, которые казались ему, мягко говоря, неадекватными, благополучно "завернул". Такая тактика не всем понравилась.
Возможно, решили таким радикальным методом, как взрывчатка, посоветовать "и.о." стать сговорчивее. А может быть, кому-то хочется видеть в кресле председателя комитета совершенно другое лицо, и господин Жолобов должен истолковать обезвреженное взрывное устройство как очень мягкий намек.
Есть еще одна точка зрения: сам по себе Жолобов ничего не решает, поэтому угроза была адресована все-таки не ему.
Сколько ни перебирай, что могло послужить причиной инцидента, обо всем информированные люди говорят: "недостаточное основание для подобных мер". Таких "недостаточных оснований" набегает вполне достаточное количество, и любое из них, теоретически, могло спровоцировать взрыв - как в переносном, так и в прямом смысле. Атмосфера в комитете по здравоохранению явно нездоровая. Но реформирование аптек - это самое "дорогое" из всего, чем сейчас заняты петербургские чиновники от медицины, поэтому заслуживает особого внимания.
Через неделю после того, как и. о. председателя комздрава нашел возле своей квартиры взрывчатку, и через 10 дней после представления губернатору будущих директоров ГУПов, в понедельник, 30 сентября, состоялось заседание контрольно-плановой комиссии. Предстояло кроме прочего решить наконец-то проблему с директорами. И тут представитель комздрава предложил перенести рассмотрение вопроса на неделю. Свое недовольство ситуацией высказал и председатель КУГИ Назаров. Что же до кандидатур директоров, то на том же заседании выяснилось, что чиновников отнюдь не все в них теперь устраивает.
Вот тут-то самое время вспомнить о взрывном устройстве возле квартиры и.о. председателя комитета. Мы предполагаем, что угроза адресована не ему, а кому-то действительно способному повлиять на ситуацию. А если бы не это красноречивое предупреждение, может быть, и концепция была бы уже утверждена?..
Пока что процесс отодвинулся на неделю. А за неделю в нашей насыщенной жизни, как известно, многое может произойти. Будем надеяться, что до следующей силовой акции дело все-таки не дойдет.
Досье
Владимир Жолобов был назначен исполняющим обязанности председателя комитета по здравоохранению в начале марта 2002 года, после того как Анатолия Кагана следственные органы обвинили в халатности и в отношении него было возбуждено уголовное дело. До этого Жолобов был первым заместителем председателя комитета.
По специальности Владимир Жолобов - врач-уролог, однако лечебной карьере предпочел административную. До поста первого зама в комитете по здравоохранению он работал главным врачом 3-й городской больницы (больницы Святой Елизаветы на улице Вавиловых) и среди коллег имел репутацию практически безупречную: интеллигентный человек, грамотный медик.
В то время первым замом в комздраве был Борис Тайц. Затем в результате рокировки они с Жолобовым поменялись местами: Тайц ушел из чиновников, чтобы возглавлять больницу, а Владимир Жолобов распростился с лечебным учреждением и зашагал по лестнице административной карьеры. Доброжелательные в отношении него источники утверждают, что следующая ступенька будет в министерстве.
"Медицинские" скандалы
Само по себе покушение на человека, занимающего пост председателя петербургского комитета по здравоохранению (уровень вице-губернатора), - событие из ряда вон выходящее. Даже если это не покушение, а акция устрашения. В последний раз в Петербурге преступление подобного уровня произошло в 1997 году, тогда убили председателя комитета по управлению городским имуществом вице-губернатора Маневича. Между тем инцидент с исполняющим обязанности председателя комздрава совсем не кажется неожиданным. Вот почему.
В течение этого года мы постоянно сталкиваемся с громкими скандалами, в центре которых оказываются первые лица питерского здравоохранения. Сначала был отстранен от занимаемой должности председатель комитета по здравоохранению вице-губернатор Анатолий Каган. В отношении него возбудили уголовное дело, по версии следствия, Каган потратил на партию инсулина необоснованно большую сумму бюджетных денег. Это произошло, по версии следствия, в интересах частной фирмы "Кови-Фарм".
Через несколько месяцев Анатолию Кагану предъявили еще одно обвинение приблизительно по такому же сценарию. На этот раз следствие обвинило вице-губернатора в том, что он опять по завышенной цене приобрел через посредника у той же частной фирмы антивирусный препарат "Вирамун", чем вновь нанес ущерб городскому бюджету. Совершал ли все это Анатолий Каган, будем надеяться, разберется суд, а пока этого не слупилось, его место на посту председателя комитета занимает Владимир Жолобов.
И, наконец, совсем недавно правоохранительные органы возбудили уголовное дело в отношении председателя совета директоров компании "Фармакон" Дениса Волчека, который и не скрывает своего интереса к процессу реформирования городских аптек. (Еще два года назад нынешний генеральный директор "Фармакона" Сергей Иванов возглавлял созданную им злополучную фирму "Кови-Фарм", которая на данный момент имеет уже других хозяев).
А "рембрандтовское" уголовное дело имеет совсем уж курьезно-скандальный характер, однако вполне вписывается в общую канву событий.
С этой точки зрения покушение на Владимира Жолобова - вполне логичное продолжение многочисленных криминальных скандалов, связанных с первыми лицами медицинско-фармацевтического мира нашего города. И по этому поводу очень хочется спросить руководителей наших силовых структур: наступит ли такое время, когда новости из комитета по здравоохранению не будут публиковаться в криминальных рубриках?
Татьяна БОГДАНОВА: "Кандидатуры известны, но - не вашей газете!"
Мы попросили прокомментировать ситуацию начальника управления фармации комитета по здравоохранению Татьяну Викторовну Богданову. Нельзя сказать, чтобы сделала она это очень охотно. Однако точка зрения официального лица известна, и она диаметрально расходится с тем, о чем мы говорили до сих пор.
- Решение вопроса о реформировании аптечной сети перенесено на неделю?
- Не решение перенесено на неделю. Через неделю назначено новое заседание секретариата КПК, 30 сентября был поставлен вопрос, который необходимо было решить, прежде чем выходить на очередное заседание контрольно-плановой комиссии.
- Это поставленный вами вопрос о том, что концепция не проработана?
- Нет. Я так вопрос не ставила. Как я могу говорить, что концепция не проработана, если она была принята на заседании правительства 29 июля? Тогда же нам было предложено в порядке дополнения - не переработки! - провести дальнейшую работу по предварению этой концепции в жизнь. Составлялись бизнес-планы будущих предприятий, проводился "круглый стол" с участием Фармассоциации. Мы встречались с вице-губернатором Дербиным.
- А что происходило на заседании 20 сентября?
- А что происходило?
- Действительно ли тогда было подписано согласование кандидатур на должности директоров ГУПов?
- Кто вам это сказал? Я не буду отвечать на вопросы, если не знаю источника информации. Я не присутствовала на заседании 20 сентября, но Жолобов мне ни о каком документе не говорил.
- А имена новых директоров уже известны?
- Не вашей газете!
- Конечно. А губернатору?
- Губернатору - известны.
- Эти кандидатуры предложены представителями БалтОНЭКСИМбанка?
- Знаете, у меня бывают представители очень многих организаций, но кандидатуры предлагаем мы. Все они - профессионалы, провизоры.
- Станислав Романюк, советник президента БалтОНЭКСИМбанка, вам знаком?
- Ну если знаком - то что? И если не знаком - то что?! Вы поймите, у меня бывают люди из различных организаций, в том числе из банков, оставляют свои визитки, я не могу помнить всех по именам. Среди моих личных знакомых такого нет. Что же касается банка, то я сейчас припоминаю, что действительно у меня были представители банка, но было это еще до утверждения концепции. Их интересовал вопрос предоставления банковских кредитов вновь создаваемым государственным унитарным предприятиям.
- А фармацевтическая компания "СИА Интернешнл" вам известна?
- Конечно. Это крупная московская компания, посмотрите рейтинги - она неизменно на первых местах. Сейчас, по-моему, у них есть склады и в Петербурге, хотя ручаться я не могу.
- У них действительно есть представительство в Петербурге, и руководит им Геннадий Анатольевич Огурцов. Вы с ним никогда не
встречались?
- Я вообще очень редко встречаюсь с представителями фармацевтических фирм. Только с теми, кто работает в тендере, да и то крайне редко. Мы разрабатывали концепцию не для "СИА Интернешнл" и не для какой-либо другой фирмы, не для какого-либо банка.
- С чем же было связано недовольство господина Назарова?
- А кто вам сказал, что он был шибко недоволен? Я, например, не считаю, что Назаров был чем-то недоволен, а если и был, то, допустим, - качеством бизнес-планов. У него к ним есть определенные требования.
- Есть ли люди, которых кандидатуры директоров ГУПов не устраивают?
- Думаю, что есть, но ко мне никто не пришел и не сказал, что его что-то не устраивает.
- А кто-то своих людей предлагал?
- А мы никого не спрашивали. Кандидатуры подбирала я лично, потом мы их представляли вице-губернатору, это было в период между 29 июля и 12 августа, точной даты я не помню. Губернатор с ними встречался 20 сентября. Но документа, утверждающего кандидатуры или отклоняющего их, у меня лично нет. Решение принимаю не я, но я - за них.
- А Жолобов?
- Если бы его что-то не устраивало, думаю, он бы мне об этом сказал.
- При подборе кандидатур вы испытывали чье-либо давление?
- Мое собственное мнение и то, как к ним относятся аптеки.