"Отложив праздничные дела по случаю 200-летия со дня своего основания, Министерство юстиции разыскивает видеокассету. Сотрудники ведомства Юрии Чайки, как одержимые, ищут ту самую видеозапись февральского съезда Национал-державной партии России (НДПР), которая была показана по центральным телеканалам в воскресенье. Как выяснилось на вчерашней пресс-конференции министра юстиции, никто из представителей этого ведомства не присутствовал на учредительных мероприятиях НДПР, где открыто звучали антисемитские и экстремистские заявления. "Это не наша функция", - заявил Юрий Чайка и объяснил, что впрямую Минюст обязан вмешиваться в ситуацию лишь в том случае, если нарушения были совершены не до, а после официальной регистрации партии.
Впрочем, в Минюсте и до сих пор утверждают, что учредительные документы НДПР соответствуют требованиям Закона "О политических партиях", а программа национал-державников не содержит призывов к насильственному изменению конституционного строя, разжиганию национальной или религиозной розни. Однако, как выяснилось из распространенной видеозаписи, участники съезда НДПР, не таясь, обсуждали, как им подогнать к требованиям закона официальные документы. Фактически это означает, что критерии, по которым Минюст регистрирует партии и допускает их до участия в формировании органов госвласти, либо не соответствуют российским реалиям, либо проверяются слишком формально.
История с НДПР выглядит тем более странной, что до сих пор ведомство Юрия Чайки изо всех сил демонстрировало свою объективность. Так, РКРП-РПК отказывали в приеме документов потому, что у них в названии было слово "революционная" (теперь его заменили на "рабочая"). Было отказано в регистрации Российской христианско-демократической партии, поскольку в ее названии существовало слово "христианское", а его могли оценить как ограничение прав граждан на свободу вероисповедания. Партии "Либеральной России" было отказано под предлогом, что ее устав не соответствует нормам законодательства. Всего Минюст отказал в регистрации 10 политическим структурам, хотя параллельно без особых проблем зарегистрировалась, скажем, возглавляемая Александром Дугиным партия "Евразия".
Впрочем, Закон "О политических партиях", на который ссылается Минюст, еще при прохождении его через Думу не считали надежным препятствием для радикальных политиков. Сейчас они просто регистрируются под крышей "Общероссийской общественной политической организации", как, например, Исламская партия России, а дальше законодательство не воспрещает им участвовать в выборах в составе избирательных блоков (не более трех организаций, одна из которых должна быть партией). Если учесть, что уже сейчас, за полтора года до выборов, в Минюсте официально зарегистрировано 30 партий, из которых в Думу вряд ли попадет больше десятка, то совершенно очевидно, что к 2003 году любое национал-патриотическое объединение сможет по своему вкусу выбрать, с кем ему идти на выборы. Напомним, что на прошлых парламентских выборах из 139 общественных объединений 26 четко относились к радикальным национал-патриотам и вряд ли за четыре года эти люди и структуры растворились бесследно.
Среди зарегистрированных Минюстом оргкомитетов политических партий можно насчитать самое малое 18 претендентов, каждый из которых заслуживает пристального внимания ведомства хотя бы из-за названия:
Всероссийская политическая партия "Святая Русь",
Политическая партия "Великая Россия",
Монархическая партия России,
"Союз патриотов России",
Славянская партия России,
"Казаки России",
Русская православная партия,
"Возрождение Святой Руси",
Национал-социалистическая партия России,
Самодержавная соборная партия,
"Союз веры и труда",
Народно-монархическая партия России,
"Национальный фронт",
Народная казачья партия,
"Единая нация",
Российская монархическая партия,
"За Русь Святую",
Национальная партия России.
Конечно, трудно ожидать от немногочисленного штата сотрудников Минюста, что им удастся надзирать за уже существующими 160 тыс. общественных объединений и 21 тыс. религиозных организаций, да еще и успевать приглядывать за создающимися партиями. Дополнительным препятствием для радикалов должен был стать Закон "Об экстремизме", принятый депутатами в ускоренном темпе в июне. Но и в нем нет конкретных механизмов, в соответствии с которыми чиновники определенного ведомства были бы обязаны немедленно отреагировать. В итоге принятие решения по тому или иному политическому объединению, как и раньше, почти целиком зависит от политической конъюнктуры.
Вчера Юрий Чайка, раздраженный необходимостью оправдываться за недосмотр своих подчиненных в истории с НДПР, даже попытался перебросить часть своей ответственности, возмущенно заявив: "Почему раньше, до регистрации, нам о них СМИ ничего не сказали?" Правда, министр сообщил, что его ведомство уже начало проверку и она продлится примерно две недели. Кроме того, Минюст намерен следить за деятельностью НДПР и в случае, если ее практические действия не будут соответствовать уставным заявлениям партии. Возможно, тогда и будут приняты меры для аннулирования ее регистрации."