"Во вторник вечером в Нижнем Новгороде в своем номере в гостинице “Ока” был найден мертвым начальник ЦСКА 44-летний Николай Нино. В недавнем прошлом — руководитель ГУБЭП МВД РФ. Вчера днем это была единственная достоверная информация. Потом все информагентства начали противоречить друг другу.
“Признаков насильственной смерти на теле Николая Нино, по предварительным данным, не установлено. В настоящее время по данному факту заведено уголовное дело и установлены подозреваемые...”
Интересно, какие такие подозреваемые, если нет насилия?
Затем, со ссылкой на источники в нижегородском УВД, появились сообщения, что Нино мог покончить с собой. Но причины такого решения якобы тоже неизвестны...
...Поездка Николая Нино в Нижний была обставлена достаточно скромно. Он не воспользовался самолетом, а выехал из Москвы поездом накануне вечером, 30 сентября. Остановился в гостинице “Ока” на проспекте Гагарина: вполне солидной, но не высшего разряда, есть в городе отели и получше.
Начальник ЦСКА приехал не по делам клуба, а по личным — 2 октября генерал-майору милиции в отставке предстояла защита кандидатской диссертации на тему “Проблемы обеспечения экономической безопасности России” на кафедре государства и права Нижегородской академии МВД.
Пока неясно, были ли у Нино спутники в этой поездке. Его тело обнаружили в гостиничном номере около 20.00 вечера. Возбуждено уголовное дело, которое расследует не нижегородская милиция, а Главное управление МВД РФ по Приволжскому федеральному округу.
Корреспонденту “МК в Нижнем Новгороде” Анне Дмитриевой все-таки удалось узнать, что следствие рассматривает две взаимоисключающие версии гибели Нино: смерть от сердечного приступа и... самоубийство через повешение.
По неофициальной информации журналистов одного из независимых городских изданий, в номере “Оки” было обнаружено орудие предполагаемого самоубийства — веревка. А тело Николая Нино нашли в номере не горничная или дежурная по этажу, а сотрудники областного УБЭПа. То ли они пришли встретиться с бывшим коллегой, то ли проводили в “Оке” некий рейд...
Позже нам удалось выяснить, что найдена и предсмертная записка, которая начинается со слов: “Я, кажется, неизлечимо болен...” По мнению собеседника “МК” из ГУБЭП МВД РФ, пожелавшего остаться неназванным, “Нино помогли уйти из жизни, надавив на него психологически”. Об этом свидетельствует построение первой же фразы. “Я, кажется, неизлечимо болен...” — это не что иное, как шифровка. Так иносказательно в прежние времена оперативники старой школы сообщали коллегам, что на них оказывается давление или что им угрожают. Высказанная далее в записке просьба вывезти всех родственников из Москвы подтверждает этот вывод.
Так что не исключено, что Нино угрожали убийством родных, если он не примет предложение и самостоятельно не уйдет из жизни.
Кстати, в главке и другие сотрудники, близко знавшие Николая Нино, уверены, что версия о самоубийстве выглядит по меньшей мере натянутой. Они помнят Нино как очень уравновешенного человека, не способного на спонтанные поступки.
Из досье “МК”:
Генерал-майор в отставке Николай Семенович Нино родился в Омской области, служил в армии, трудился на военном заводе, высшее экономическое образование получил без отрыва от производства. Работал оперуполномоченным райотдела милиции, затем был переведен в Управление БХСС ГУВД Омской области. В 1990 г. приступил к работе в МВД России, закончил академию МВД РФ.
В главке он сделал себе блестящую карьеру — за считанные годы Нино вырос из руководителя тогдашнего 6-го отдела (занимавшегося преступлениями в сфере добычи и реализации нефтепродуктов) в начальника всего ГУБЭП. На его счету беспрецедентные разработки и раскрытия хищений крупных партий алмазов, под его началом были разоблачены мошенники, занимавшиеся аферами с чеченской нефтью.
В должности первого зама начальника ГУБЭП он курировал наиболее важные направления: промышленность, топливно-энергетический комплекс и запасы стратегического сырья.
Руководителем ГУБЭПа Нино стал в 2000 г. Затем, после смены руководства МВД, его назвали ставленником ныне опального и объявленного в розыск генерала Орлова (помощника Владимира Рушайло) и отправили в отставку. С 2001 г. и до назначения 6 июня сего года его начальником ЦСКА Николай Семенович работал советником по безопасности холдинговой компании “ИНТЕРРОС”.
Собственно, именно с “ИНТЕРРОСом” и связывают его последнее назначение — сразу после конфликта учредителей клуба с бывшим начальником, известным борцом Михаилом Мамиашвили. По словам самого Нино, для него это было неожиданностью. Официально же все было оформлено так: клуб должен возглавлять гражданский человек, коим полковник Мамиашвили не является.
Для спортсменов Нино оказался человеком незнакомым. Но похоже, он быстро прижился в коллективе. Как говорил Николай Нино, проблем у спорткомплекса накопилось предостаточно: и финансовых, и хозяйственных. Одной из главных задач было получение финансовой помощи от рынков на территории ЦСКА. Не исключено, что бывший опер решил действовать привычными милицейскими методами. Это вкупе с финансовыми проблемами ЦСКА и могло стать причиной его смерти. Даже милицейский генерал не способен в одиночку, без поддержки своей системы противостоять нажиму структур, теряющих привычный доход."