"Николай Аксененко совершил налоговую революцию, которая может стоить его подчиненным семи лет лишения свободы. Управление ФСНП по Москве возбудило уголовное дело против руководства Московской железной дороги по факту уклонения от уплаты налогов в особо крупных размерах. По данным полицейских, в 2000 г. МЖД недоплатила в бюджет 790,99 млн руб. Руководители дороги обвиняют во всем Аксененко, который запретил им платить федеральные налоги.
Согласно ст. 199 УК, "уклонение от уплаты налогов с организации в особо крупном размере наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет".
Московская налоговая полиция возбудила уголовное дело против начальника МЖД Геннадия Фадеева и начальника финансовой службы дороги Марии Винтер. Полицейские обвиняют их в том, что МЖД уклонялась от уплаты налогов в особо крупных размерах, что грозит подчиненным Аксененко семью годами тюрьмы.
Получить комментарии у Геннадия Фадеева вчера не удалось, а главный бухгалтер Вера Гурова отказалась отвечать на вопросы "Ведомостей". Пресс-служба дороги обещала ответить на обвинения полицейских "завтра". Но высокопоставленный источник в МЖД сообщил "Ведомостям", что вся вина железнодорожников сводится к исполнению указаний их непосредственного начальника - министра путей сообщения Николая Аксененко. По словам источника, в начале года министр разослал по ГУПам приказ о том, что все федеральные налоги они должны переводить на основной доходный счет МПС в Транскредитбанке. А дальше министерство само будет рассчитываться с МНС. Всего Московская дорога платит в федеральный бюджет 333 млн руб. в месяц, в региональные бюджеты - 284 млн руб. в месяц.
Пока МПС платило налоги за свои ГУПы, все было хорошо. Но в последние три месяца 40-я налоговая инспекция недополучила по этой схеме от ведомства Аксененко 500 млн руб. , утверждает источник. "Когда мы спросили в МПС, почему вы не заплатили наши налоги, нам ответили, что Министерство обороны не рассчиталось за перевозки с МПС как раз на эту сумму, поэтому Аксененко решил сделать зачет сам с собой нашими налогами", - утверждает источник. Он уверяет, что дорога и рада бы заплатить налоги, но не может. "Мы - люди подневольные".
Руководители дороги пытались объяснить ситуацию налоговым полицейским, но те не оценили придуманную Аксененко схему. "Они отвечают, что МПС не является ни хозяйствующим субъектом, ни налогоплательщиком, и все претензии к нам", - жалуется железнодорожник.
Замминистра путей сообщения Пшимаф Шевоцуков отказался вчера комментировать проблему уплаты федеральных налогов ГУПами. Пресс-служба московского УФСНП тоже не комментирует дело "до окончания следствия". А чиновники Минимущества утверждают, что вовсе не посвящены в дела железнодорожников. По словам замминистра госимущества Сергея Моложавого, эти госпредприятия не попадают под контроль министерства. "В 1999 - 2000 гг. вышло несколько постановлений правительства о том, что ГУПы раз в квартал отчитываются перед Минимуществом о своей финансовой деятельности. Но МПС считает, что на его предприятия эти постановления не распространяются", - говорит замминистра. При этом замминистра подчеркнул, что деятельность железнодорожных ГУПов, включая уплату налогов, контролирует само МПС.
Хорошо осведомленный источник в Белом доме объяснил "Ведомостям", что Николай Аксененко действовал на основании письма МНС от 21 июня 1999 г. В письме говорилось, что предприятия могут платить налоги через "законного или уполномоченного представителя". Таким образом, чтобы платить налоги за ГУПы, министерству достаточно было получить от них доверенность. Но, по словам источника, впоследствии МНС отменило собственное письмо, и теперь ведомство Аксененко оказалось "в неловкой ситуации". На самом деле это письмо не вводило ничего нового, а лишь разъясняло Налоговый кодекс, который никто не отменял.
Железные дороги не в первый раз вызывают интерес налоговых полицейских. В октябре прошлого года ФСНП возбудила уголовное дело против руководства Горьковской железной дороги, причем тоже по факту неуплаты налогов в особо крупных размерах (12,5 млн руб. ). Если верить источникам в МЖД, приказ Аксененко действует только с начала 2001 г. , следовательно, нижегородским железнодорожникам никто платить налоги не запрещал. "