Петербург перестанет называться криминальной столицей
"Считается, что термин "криминальная столица" в отношении Петербурга первым употребил корреспондент НТВ Павел Лобков, в ноябре 1998 года готовивший репортажи с места убийства Галины Старовойтовой. Потом уже НТВ и другие СМИ раскрутили, этот удачный лейбл. Павел Лобков приехал в Москву из Петербурга, как и нынешний министр внутренних дел Борис Грызлов. В прошлую субботу Борис Грызлов попытался употребить термин «криминальная столица» последним: выступая на конференции, посвященной 200-летию МВД, он заявил, что Петербург вовсе не лидер в этой отрасли. «Я поручил изучить этот вопрос и проанализировать, насколько в Петербурге в расчете на одного жителя совершается больше или меньше преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких. Я могу сказать, что по этому виду преступлений Санкт-Петербург не претендует на место даже в первой двадцатке среди субъектов РФ». Лидерство же, по словам министра, удерживает за собой Дальний Восток — Приморский и Хабаровский края.
На самом деле в мировой и российской юридической науке показателем «криминальности» региона действительно является количество умышленных убийств (или немного шире — тяжких и особо тяжких преступлений) на душу населения. При рождении термина «криминальная столица» этот показатель не учитывался.
Основные вехи таковы. Убийство в августе 1997 года вице-губернатора Михаила Маневича можно считать предысторией. В октябре 1998 года были взорваны сначала крупный предприниматель Дмитрий Филиппов, затем зампредседателя комитета по потребительскому рынку администрации города Евгений Агарев. 20 ноября расстреляли Галину Старо-войтову — три громких убийства произошли практически подряд, что подстегнуло процесс журналистского творчества. В мае 1999 года киллером был ранен замначальника РУБОПа полковник Николай Аулов. В июле на Васильевском острове из гранатометов расстреляли бронированный автомобиль председателя совета директоров Балтийской финансово-промышленной группы Павла Капыша, Капыш погиб. В октябре 1999-го был взорван в служебной машине депутат Законодательного собрания Виктор Новоселов. В январе 2000
года был застрелен замдиректора пивной компании «Балтика» Илья Вайсман, в марте — председатель совета директоров ОАО «Пластполимер» Сергей Крижан.
Затем громкие убийства сошли на нет, но на имидж криминальной столицы хорошо поработали уголовные дела в отношении четырех вице-губернаторов Петербурга — Валерия Малышева (умер в этом году), Александра Потехина, Анатолия Кагана и Виктора Кротова — и двух депутатов Законодательного собрания — Юрия Шутова и Сергея Шевченко.
В начале 2001 года вышел новый том детской энциклопедии московского издательства «Аванта плюс» «Российские столицы: Москва и Санкт-Петербург», в котором была специальная статья «Миф о криминальной столице». Авторы писали: «Известно, что именно в Санкт-Петербурге происходят наиболее громкие заказные убийства крупных политиков, чиновников и бизнесменов... в преступ-ном мире города растет влияние так называемых «ментовских банд», возглавляемых отставными, а порой и действующими сотрудниками органов». Там еще много было таких детских текстов, из-за чего петербургский депутат Михаил Амосов чуть не подал на издательство в суд, а издательство публично извинилось и пообещало исправить ошибки в следующем тираже энциклопедии.
Что уж говорить о газетах и телевидении, если даже в детских книгах про это пишут. Каждый ребенок знает: «Петербург — криминальная столица».
Замечательная, пусть и случайная, пиаровская находка активно эксплуатировалась на протяжении четырех лет. Сначала на выборах губернатора в 2000 году — тогда этот лозунг, в сущности, не сработал, и Владимир Яковлев относительно спокойно переизбрался. Затем лозунг применялся для постоянного давления на Яковлева
(чему соответствовали реальные уголовные дела в отношении вице-губернаторов) — в результате губернатору пришлось уступить многие финансовые потоки. Самые показательные примеры — Кольцевая автодорога и юбилей города.
В начале этого года Госстрой провел повторный тендер на строительство участков КАД, в результате чего многие близкие Смольному подрядчики, уже начавшие работы, оказались отстранены от заказов. Ну а юбилейные деньги губернатору вообще только «из рук» показали. Конечно, совсем без средств к существованию Смольный не останется, все-таки есть еще бесконечное дорожное строительство в черте города.
Важной задачей мифа о криминальной столице было обеспечение отвлекающих маневров. Что бы ни происходило в Москве, Чечне, Тольятти, Екатеринбурге — в Питере всегда можно было найти убогого начальника милиции, завиральную статистику, парочку громких убийств или экономическое уголовное дело.
Федеральные силовики публично проявляли бдительность и держали местных силовиков «на контроле», как на игле: последние петербургские милицейские начальники генералы Власов и Петухов запомнились какой-то безысходностью, не верили они, что все будет хорошо. И действительно, ничего хорошего не было.
И вдруг — кончилось. Неужели?
Логика в принципе понятна. Яковлев сейчас, после отнятия важных потоков, особой опасности не представляет, даже если останется на третий срок. А на носу юбилей города — малой родины президента, и проводить юбилей, с иностранными гостями, будет на самом деле Владимир Путин, а не Владимир Яковлев. Владимиру Путину совсем не нужно, чтобы при этом его малая родина звалась криминальной столицей. Пора исправлять этот перегиб на месте — и министр Грызлов достает из кармана шпаргалку с юридической формулой.
В принципе похожую сравнительную статистику все начальники ГУВД по очереди приводили за эти четыре года — и Пониделко, и Власов, и Петухов. Но их никто не слушал. Теперь Михаил Ваничкин будет приводить. Он из Москвы. Пос-лушают ли его?
А может, это Ваничкин придумал отменить миф о криминальной столице? Просто оказался более продвинутым по части пиара? Попросил перед назначением: так и так, ребята, вы как хотите, а я не буду работать, если клеймо не снимете.
"