"Убийство в минувшие выходные азербайджанского торговца все-таки признано совершенным по националистическим мотивам - "бытовая версия", так любимая правоохранительными органами со времен первых межнациональных конфликтов в Фергане и Карабахе, отпала. Подонки, виновные в смерти человека, наверное, будут наказаны. Но проблема - останется...
"Если правоохранительные органы не обратят серьезного внимания на молодых экстремистов сейчас, завтра может быть уже поздно", - заявил недавно прокурор Санкт-Петербурга Иван Сыдорук. Готова подписаться под этими справедливыми словами. Но не стоит ли прокуратуре, обеспокоенной поднимающим голову питерским неофашизмом, что называется, начать с себя?
Не первый месяц и не первый год банды питерских "бритоголовых" избивают камерунцев, танзанийцев, азербайджанцев, дагестанцев. Есть жертвы. Но милиция чаще всего безмолвствует - в крайнем случае привлекут за хулиганство, а вовсе не за разжигание межнациональной розни с применением насилия. Одна из причин такого безразличия может быть вполне простой: едва ли не половина питерских милиционеров прошла через "мясорубку" Чечни, вернувшись оттуда не с самым дружелюбным отношением к кавказцам (и вообще "чужим"). И, если верить откровениям питерских расистов, из некоторых отделений милиции их провожают напутствием "бить чурок сколько угодно".
Такие же призывы открыто распространяются и через печатные издания. Достаточно взглянуть, например, на газету "Наше обозрение", которая, бесспорно, привела бы в полный восторг Адольфа Гитлера. На первой полосе - групповая фотография питерских "скинов" с руками, вскинутыми в нацистском приветствии. После чего - тексты, являющиеся наглядной иллюстрацией к 282-й статье УК (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды).
Так, в одном из номеров в передовой статье, озаглавленной "Помни, ты всегда прав!", ее автор, небезызвестный Юрий Беляев, обращаясь "к нашей русской молодежи", доходчиво объясняет, "что отвечать, когда инородец спрашивает, чем он им не нравится", призывая "противопоставить лжи и насилию - правду и насилие, а если нужно, и ложь", и "бить врага подручными средствами". В других номерах - логотипы "Минздрав предупреждает: общение с пришельцами с Кавказа и Азии опасно для вашего здоровья", объяснения, какую "угрозу" для русских представляют цыгане и таджики...
Газету распространяют в Петербурге с сентября 2001 года - целый год. И все это время ее авторов и издателей безуспешно пытаются привлечь к установленной законом ответственности. На обращения депутатов, возмущенных фашистским изданием, от прокуроров всех уровней - начиная от Генеральной прокуратуры и заканчивая прокуратурой Калининского района - приходят стандартные ответы: в возбуждении уголовного дела отказано за отсутствием состава преступления.
Вот что ответила депутату ЗС Михаилу Амосову прокуратура Санкт-Петербурга: "В ходе опроса автора статьи Юрия Беляева выяснилось, что он не имел умысла на пропаганду национального и расового превосходства", а следовательно, состав преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ, в его действиях отсутствует". В ответе ему же от прокуратуры Калининского района сказано, что термины и выражения, которые употребляет автор статьи про "инородцев", можно квалифицировать как призыв к национальной розни, однако Беляев "не желал наступления таких последствий". И почти то же самое отвечает коллеге Амосова, депутату Госдумы Александру Шишлову, заместитель генерального прокурора Василий Колмогоров: "В возбуждении уголовного дела по данному факту прокуратурой отказано, поскольку субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды) характеризуется виной в форме прямого умысла, наличия которого в действиях Беляева Ю. А. не установлено"...
Завтра
будет поздно
Между тем в 282-й статье УК (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды) дословно написано следующее. Уголовно наказуемыми являются "действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности". При этом ни слова не говорится о том, что для привлечения разжигателей национальной розни к ответственности необходимо наличие у них какого-либо "умысла"!
Может быть, по мнению прокуроров, факта написания фашистской статьи и публикации ее в газете недостаточно, чтобы определить, что человек действовал умышленно?
Может быть, Юрий Беляев недееспособен и за свои поступки ответственности не несет?
Может быть, для привлечения фашистов к ответу надо, чтобы статьи завершались нотариально заверенным признанием того, что автор намеревался разжечь национальную рознь, и заявлением в прокуратуру с просьбой возбудить против него, мерзавца, уголовное дело?
Получив от очередного прокурора очередной отказ возбудить уголовное дело, Амосов обратился в суд. Молодой адвокат Борис Грузд блестяще справился с непростой задачей - он сумел доказать Калининскому федеральному суду, что отказ прокуратуры Калининского района возбудить уголовное дело в отношении Юрия Беляева является неправомерным.
23 августа суд вынес беспрецедентное решение: постановил признать постановление помощника прокурора Калининского района А.
Хорошавина "незаконным и необоснованным". До сих пор еще ни один вердикт об отказе возбудить дело по статье 282 не был отменен судом. Но теперь прокуратуру обязали вернуться к этому вопросу и получить по данному делу заключение специалиста в области социальной психологии.
Заметим: еще в июле 1999 года заместитель генерального прокурора России Михаил Катышев направил заместителю председателя Госкомпечати России Дмитрию Мезенцеву методические рекомендации "Об использовании специальных познаний по делам и материалам о возбуждении национальной, расовой или религиозной вражды". В этом документе абсолютно четко сказано, что надо понимать под возбуждением национальной, расовой или религиозной вражды: "перенос различного рода негативных характеристик и пороков отдельных представителей на всю этническую группу", "приписывание враждебных действий и опасных намерений одной нации по отношению к другой", "возложение вины и ответственности за деяния отдельных представителей на всю этническую или религиозную группу", "объяснение бедствий и неблагополучия в прошлом, настоящем или будущем существованием определенных этнических или религиозных групп" и так далее. И, говорится в рекомендациях, "если при анализе публикации или публичного выступления, в ней будет обнаружен фрагмент текста, смысл которого прямо подпадает под один или несколько перечисленных признаков, необходимо решать вопрос о возбуждении уголовного дела"...
Видимо, эти рекомендации затерялись где-то в недрах органов, обязанных следить за соблюдением закона. И они привычно объясняют неспособность призвать неофашистов к ответу несовершенством законодательства и недостатком полномочий.
Все у них есть - и законодательство, и полномочия.
Нет только желания бороться с поднимающим голову российским фашизмом.
Причин для этого может быть только две. И пусть читатель выбирает ту, которая покажется ему более вероятной: то ли прокуроры не читают законов, на страже которых обязаны стоять, то ли в глубине души являются единомышленниками Беляева и столь же горячо ненавидят "инородцев".
Первая причина менее опасна для общества - в этом случае речь идет всего лишь о профессиональной некомпетентности.