"По случаю начала городского политического сезона возобновляются публикации "губернаторских рейтингов".
Замеры общественного мнения выполнены по заказу еженедельника социологической службой АСИ; опрашивались 500 петербуржцев по представительной выборке.
ТРЕТИЙ СРОК? НЕ СЛИШКОМ ЛИ?
Летние месяцы с их умиротворяющим теплом, с одной стороны, и ремонтно-строительными скандалами, отягченными дымом от горящих торфяников -с другой, не ослабили, но и не укрепили позиции нашего градоначальника.
Как и в первые месяцы текущего года, в сентябре 2002-го за него, согласно последнему опросу, согласны голосовать чуть меньше трети сограждан - 31%.
Это огорчительно (для Смольного), если сравнить с былыми 50-60%, но одновременно и утешительно (для него же). Во-первых, потому что ни один из ожидаемых конкурентов и близко не дотягивает даже до этого скромного уровня. А во-вторых, стабильность, обретенная губернаторским рейтингом в нынешнем году, говорит, что в распоряжении градоначальника остается, пусть и сократившееся в числе, но довольно устойчивое политическое войско.
Об особенностях "нового яковлевского меньшинства"—речь впереди. Сначала - о произошедшем за лето принципиальном повороте в риторике Смольного. Владимир Яковлев, наконец, официально объявил о намерении бороться за третий губернаторский срок.
Гипотетически эта возможность обсуждалась и изучалась давно, в том числе и путем социологических опросов. Но впервые петербуржцев можно было спросить не о гадательных, а о публично провозглашенных целях градоначальника. И к тому же после того, как он выступил с подробным их обоснованием (в основном, клонящимся к желанию продолжить стартовавшую в 96-м «большую работу» и притом примерно на тех же объектах, на которых она некогда начиналась).
Поэтому сегодняшние мысли петербуржцев на этот счет более продуманы и заслуживают более серьезного внимания, чем раньше.
Итак, 39% петербуржцев (против 37%) с разной степенью уверенности осуждают предвыборные планы действующего губернатора.
Как видим, перевес противников этой затеи нал ее поиееожеииами не так велик К тому же ни на одной из сторон нет абсолютного большинства, поскольку почти четверть опрошенных затруднилась с ответом.
Но стоит отметить высокую долю категорических критиков "третьего срока", в полтора раза превосходящую число безоговорочных его сторонников. Это не очень хороший знак для градоначальника — опросы прошлых лет показывали, что даже и недовольная им часть горожан была настроена довольно примирительно и критиковала его деятельность лишь выборочно.
Что же до знака, посылаемого избирателями петербургским парламентариям - а только они двумя третями голосов уполномочены легализовать «третий срок», подправив городской Устав, то этот знак очевиден. Переписывание петербургской конституции «под губернатора» уж
никак не опиралось бы на то широкое общрственное согласие, которое в подобных случаях считают политически необходимым.
Но позволят Яковлеву баллотироваться в 2004-м или нет, его гегемония на городском политическом поле этой осенью сомнений не вызывает.
ОН СИЛЕН ИХ СЛАБОСТЬЮ
В прошлых замерах, наряду с рейтингом Владимира Яковлева, определялись «губернаторские рейтинги» полутора десятков его гипотетических противников. На этот раз из перечня -"участников" были выведены, во-первых, те, кто в прошлых замерах набирал явно меньше 1 % «голосов», а во-вторых, те, кто с достаточной степенью твердости объявил об отказе участвовать в наших губернаторских выборах, а именно—«герои 2000 года» Сергей Степашин и Валентина Матвиенко.
С другой стороны, список обогатился именами лидеров трех самых влиятельных в Петербурге политических партий — Юрия Солонина («Единая Россия»), Григория Томчина (Союз правых сил), Михаила Амосова («Яблоко»), а также бывшего любимца горожан, а ныне вольного политика Юрия Болдырева.
Увы, при всем уважении петербуржцев к вышеперечисленным партиям, их вожди пока не воспринимаются как претенденты на первое кресло в Смольном. Только Михаил Амосов не без труда преодолел "однопроцентный барьер". Двое его коллег и с этой задачей не справились.
Впрочем, утешением для Григория Томчина, поторопившегося оповестить город о своих губернаторских притязаниях и получившего один «голос» из 500 опрошенных, безусловно, станет то обстоятельство, что «однопроцентный барьер» покорен его однопартийцем, главой «Ленэнерго» Андреем Лихачевым, а другая его коллега по партии, Ирина Хакамада, со своими 5% вошла в головную «антияковлевскую тройку».
Юрий Болдырев, получив неполные 4%, закрепился в рядах «претендентов»-середняков и даже на полпроцента обо-шел директора Эрмитажа Михаила Пи-отровского.
Зато вожди петербургских законодателей (спикер Сергей Тарасов и его заместитель Константин Серов) котируются не выше глав городских филиалов федеральных партий - за каждого по 1% или ниже. Главный соперник губернатора на прошлых выборах Игорь Артемьев выступил чуть увереннее — за ним 2% условных голосов.
Что же до тройки фаворитов, то, по-мимо ее старожилов — Оксаны Дмитриевой (6%) и Ирины Хакамады (более 5%), в ней уверенно прописался новичок наших опросов - думский спикер Геннадий Селезнев (почти 7%).
Итак, если сложить "голоса", набранные двенадцатью условными соперниками Яковлева, и прибавить тех, кого участники опроса назвали самостоятельно, то получится 33% - в совокупности больше, нем за Яковлева (почти 31%).
Но кто из них способен в одиночку побороться с губернатором? Уж не Сетезнев ли?
Уточним, что вторую после губернатора позицию в списке занимает вовсе не фамилия думского спикера, а строка: "буду голосовать против всех" — ее поддержали больше 7% опрошенных (при почти 30% вовсе отказавшихся голосе-
вать или затруднившихся с ответом). Ка-кие еще нужны доказательства, что пе-тербуржцы озадачены тем выбором, ко-торый им собираются предложить?
Но если другого выбора не будет, то что за плюсы горожане находят сегодня в Яковлеве и чего они не находят в его конкурентах?
НОВОЕ ЛИЦО ГУБЕРНАТОРА
Начнем с того, что даже самые сильные условные соперники Яковлева не могут ему противостоять ни в одной половозрастной группе.
Хакамада и Дмитриева - это «женские политики. Среди сторонников первой из них — женщин почти втрое больше, чем мужчин; среди приверженцев второй — аж впятеро. Но при этом Ирина Муцуовна даже в самой выгодной для себя молодежной группе безнадежно отстает от Владимира Анатольевича, а Оксана Генриховна, особо популярная среди тех, кому от 55 до 64 лет, набирает тут лишь 15% «голосов» против 33% у градо-начальника.
За Селезнева — 11% среди тех, кому 55 лет и старше. Это не дает шансов на
победу, но указывает на многозначительный факт: пожилые, консервативные и небогатые избиратели не являются больше тем нерушимым оплотом Владимира Яковлева, которым были столько лет.
Доля сторонников губернатора в старших возрастных группах если и превосходит сегодня среднегородскую, то всего на 2-3%.
Пенсионеры из запустелых спальных районов и коммуналок, пассажиры латаного-перелатаного общественного транспорта начинают смутно осознавать, что Смольный не так уж социально близок, как им привиделось несколько лет назад.
Люди предпенсионного возраста, вдохновленные, вероятно, размахом ремонтных работ в городском центре и еще большим размахом обещаний, отходят от яковлевского лагеря чуть медленнее: среди тех, кто приближается к 60 годам, одобряют идею третьего срока 41% (35% - не одобряют).
Наиболее же впечатляющий отклик Владимир Яковлев находит ныне в сердцах самых юных - тех, кому еще нет 25. Здесь с двойным перевесом (44% против 23%) поддерживают третий срок и здесь же выше всего (аж 41 %) доля готовых голосовать за Яковлева на выборах.
Тут, видимо, наложились несколько обстоятельств. Больше половины этой группы - учащаяся молодежь, не нюхав-шая производительного труда и планомерно развращаемая властями всех уровней лестью и подачками.
Бесчисленные шоу, действующим лицом которых является петербургский губернатор, видимо, нашли в этой среде некоторый отклик.
Во-вторых, никто из них по возрасту не успел поучаствовать как избиратель в кампании 1996 года, приведшей Владимира Яковлева к власти. Для многих из них его пребывание на посту градоначальника - нечто самоочевидное.
И, наконец, ни один из яковлевских оппонентов не сформулировал никакой вразумительной альтернативы, способной увлечь молодежь, если не считать, конечно, заведомо проигрышного (ввиду неравенства ресурсов) соревнования с губернатором в сфере бесплатных благодеяний.
Таким образом, пора признать частичный успех нашего градоначальника в смене прежнего своего консервативно-популистского политического образа на более свежий — популистско-молодежный.
В этих обстоятельствах сюрпризом для Смольного выглядит позиция более зрелой группы молодых петербуржцев -тех, кому от 25 до 34. В отличие от своих младших сограждан, почти все они уже работают по найму (или, реже, имеют собственный бизнес) и являются самым современным и эффективным отрядом петербургского трудового сообщества.
И именно этот слой, способный на личном опыте оценить сегодняшний уровень городского управления, является самой критически настроенной группой петербуржцев. Среди них - 26% категорических противников идеи о третьем сроке и только 6% — твердых ее сторонников. В этой группе - всего 23% опрошенных согласны на губернаторских выборах голосовать за Владимира Яковлева.
Однако предпочтения остальных хаотично размазались между прочими условными претендентами. У самой динамичной группы петербуржцев нет лидера. И пока это так, в Смольном могут спокойно готовить свою двухходовку с третьим сроком.
"