"24 августа «всенародный референдум» 97 процентами голосов утвердил угодные старому правителю изменения в Конституции, которые превращают его сына Ильхама в наследного принца. Вводится пост вице-президента, который может унаследовать верховную власть без выборов.
Возможны два варианта: Гейдар Алиевич делает сына либо своим «вице», либо - премьер-министром. Но в обоих случаях сын становится вторым человеком в государстве, автоматически занимая трон после смерти папы. Последующие выборы должны только закрепить положение.
Но в способность Ильхама удержать власть никто не верит. Слишком слаб. Притчей в народе стала история о том, как он проиграл в турецком казино четыре миллиона долларов, будучи представителем Госкомпании нефти и газа Азербайджана в Анкаре, так и не отдав деньги. Правда, после этого ему пришлось покинуть Турцию. Да и поведение Ильхамова окружения настолько своеобразно, что он уже заработал немало смертельных врагов.
На это накладывается огромное недовольство народа властью Алиевых. Азербайджан экономически разорен, в стране стоит производство и свирепствует безработица. Когда-то в Азербайджане жило девять миллионов человек. Теперь же - чуть больше пяти. Масса азербайджанцев удалилась зарабатывать в РФ, и при мысли о том, что русские могут устроить массовые выселения, Азербайджан приходит в ужас. 52 процента азербайджанцев с высшим образованием покинули родину. Рухнули надежды на то, что Турция обеспечит златые горы, и теперь среди многих растет раздражение даже новым латинским алфавитом.
Есть еще очень многое. Оппозиционное подполье распространяет в республике материалы о том, как Алиев, будучи выброшен из состава Политбюро ЦК КПСС в 1987 году за разгул коррупции в республике, сделал все, чтобы вернуться к власти. Ему приписывают некоторые ходы в армяно-азербайджанском конфликте в Нагорном Карабахе, который стал для него средством для возвращения во власть. Сыграли нахичеванцы роль в погромах бакинских армян в январе 1990 года, после чего Москва ввела войска в город (Алиев тогда руководил Нахичеванью). Именно нахичеванские боевики стреляли по советским солдатам, провоцируя жестокую ответную реакцию войск и жертвы среди бакинцев, и Азербайджан в ответ с особой страстью стал рваться прочь из СССР. Оппозиционная молва приписывает нынешнему президенту Азербайджана и весьма интересную роль в тяжелейших поражениях в войне с Арменией в 1993 году, после чего Алиев и смог вернуться на бакинский престол, сметя с пути Народный фронт Азербайджана.
Ко всему этому стоит прибавить растущий сепаратизм лезгин и талышей, 20 процентов территории, оккупированной Арменией, и враждебность соседнего Ирана, озлобленного проамериканской политикой Баку, - и вы получите невеселую картину.
Аббасов, в которого верит Запад
В Ильхама не верят и на Западе. Там все больше глядят на главу азербайджанского Министерства нацбезопасности Намика Аббасова, также «птенца» старого правителя и тоже кадрового сотрудника КГБ СССР с 1977 года. Аббасов уже сейчас ведет свою игру, контролирует «театральную» оппозицию, наводит мосты с чекистами в Москве. На его стороне играет глава президентской администрации Рамиз Мехтиев. И Аббасов же отладил разведываательную работу в Иране, получая на это средства от разведсообщества США. Наблюдатели склонны считать, что «главный чекист» Азербайджана способен взять в руки и отлаженную Алиевым систему влияния на высших чиновников в России. Так что не исключено, что Запад поставит все же на Аббасова.
Власть должна уметь защищаться
В преддверии решительного момента режим давно готовит вооруженные формирования для удержания своей власти. Есть преданный лично Алиеву нахичеванский спецназ в две тысячи штыков, подготовленный турецкими инструкторами. Есть и нахичеванское ополчение, которое расселено вокруг дома Алиева в Баку. Близ Баку и Шемахи осели 500-600 курдов, настроенных против Ирана, и они верны Алиеву. Наконец, есть и погранвойска Азербайджана, которые президент вывел из подчинения МНБ и замкнул на себя.
Но зачем все эти штыки? Существующая в Азербайджане политическая оппозиция Алиеву беззуба. Генерал КГБ Алиев, правивший в республике с 1971 года, настолько опутал Азербайджан своими сетями, что держит оппозицию на поводке. С нею плотно работает 9-е управление МНБ Азербайджана. Никаких вооруженных отрядов в подполье у легальных оппозиционеров нет и быть не может. И вообще они живут в рамках модной театральной постановки под названием «управляемая демократия».
Досье. К официальной, прозападной и хорошо управляемой властью Алиева «оппозиции» относят:
Азербайджанскую демократическую партию (Р. Гулиев, И. Исмаилов), Партию национальной независимости (Э. Мамедов), «Мусават» (И. Гамбаров). Есть также партии «Ваадат», Гражданской солидарности и даже Исламистская.
К тому же, не стоит переоценивать и популярность этих сил: все они уже успели побывать у власти в начале 1990-х, отметив свое правление оглушительными провалами, чередой скандалов, военных поражений и экономическим кризисом. Например, мусаватист Гамбаров, будучи спикером парламента в 1993 году, несет ответственность за потерю почти пятой части территории республики.
Есть оппозиция, властями не признанная. Обычно ее вождем называют бывшего президента Азербайджана Аяза Муталибова, свергнутого в 1992-м Народным фронтом и ныне сидящего в Москве. Но Муталибов, хотя и пользуется уважением у многих, к решительным действиям не склонен.
Однако свято место пусто не бывает. В социальном смысле Азербайджан сегодня напоминает готовый рвануть вулкан. Слухи о «левом» экспорте нефти и нефтепродуктов переполняют народ, и в Азербайджане горько шутят: народу достается только запах «черного золота». Прозападному преемнику Алиева придется сидеть прямо на жерле вулкана. Если в Азербайджане объявится популярный вождь, то массы могут пойти за ним. Особенно если он найдет поддержку и в Иране, и в России.
А это не нужно прежде всего Соединенным Штатам и их верным союзникам.
Зачем Америке Азербайджан?
Гейдар Алиев - политик сугубо проамериканский. Почему-то в России считают, будто он лучше Шеварднадзе. Но Азербайджан давным-давно превратился для боевиков в транспортный коридор и место отдыха. Не зря председатель национального совета «Союза народов Кавказа» профессор Магомед Чагучиев (Дагестан) прямо обвинил клан Алиевых в пособничестве ваххабитам и чеченским сепаратистам.
И Азербайджан действительно нужен Америке. Но не из-за нефти. Ее в азербайджанском секторе Каспия слишком мало, чтобы превратить Азербайджан во «второй Кувейт», да и залегает она слишком глубоко. Вот уже восемь лет западные компании держат буровые платформы в азербайджанских водах, а добывают всего-навсего десять миллионов тонн в год.
Истинная ценность - это геополитическое положение бывшей АзССР. Имея здесь свой режим, США получают прекрасную возможность давления на усиливающийся Иран, где есть огромные запасы нефти и газа, но нет проамериканского правительства. США заинтересованы в том, чтобы взорвать Иран изнутри и развалить его, приведя к власти проамериканский режим. Ради этого в ход идет идея объединения бывшей Азербайджанской ССР и так называемого иранского Азербайджана, в котором живет почти 15 миллионов азербайджанцев - втрое больше, чем на подконтрольной Баку территории. То есть можно превратить Азербайджан в базу операций против Ирана, в логово сепаратизма. Алиев эти чаяния Вашингтона удовлетворяет, и поэтому ему прощают многое: и странности с выборами, и разгул коррупции в госаппарате. Ведь США намерены развернуть под Баку (местечко Насосное) сильную авиабазу НАТО.
Нефтебизнес в этом смысле вторичен. Транснациональные нефтяные корпорации просто оказывают помощь американскому правительству. С одной стороны, их присутствие в Азербайджане подкармливает тамошний режим, с другой - они и сами проводят хитрые операции. Как поведал нам один из вождей антиалиевской оппозиции, Лачин Джавадов, в обострении азербайджано-иранских отношений на Каспии летом 2001 года едва ли не главную роль сыграла транснациональная «Бритиш Петролеум». Наняв военный катер, бритиши подняли на нем флаг Азербайджана и начали провокационные маневры под носом у иранцев.
Во-вторых, это еще и прекрасный плацдарм для дополнительной дестабилизации юга РФ, Чечни и всего Северного Кавказа. Американцы уже показали, что не намерены давать Путину полную свободу действий в Чечне и уже вовсю используют Грузию, обсуждая перспективы ввода в Чечню миротворческих сил. Здесь Азербайджан для США становится самым необходимым пространством. Главная же цель операции - навсегда выбить РФ из Прикаспия и восточного Причерноморья.
В-третьих, Азербайджан важен с точки зрения разжигания пантюркизма, идеи объединения всех тюркских народов, которые для этого должны выйти из-под власти других стран. В Азербайджане уже создано движение «Общий Азербайджан».
Создается огромная дуга евразийской нестабильности, от Якутии и населенного тюрками Синцзян-Уйгурского района Китая - и до самого Средиземного моря, до Крыма и Кавказа. В этом случае американцы действуют против своих нынешних и возможных соперников - русских, иранцев, китайцев и даже европейцев. Планы США совпадают с устремлениями Турции и Израиля. Турки, например, видят себя лидерами пантюркизма и вовсе не прочь ослабить сильный Иран, своего многовекового соперника. Тель-Авиву же очень важно навсегда устранить иранскую угрозу.
Видимо, покончив с Ираком, США планируют заняться Ираном. Именно так они получат власть над огромными нефтегазовыми ресурсами, обойдя Саудовскую Аравию и диктуя мировые цены на нефть. И здесь Азербайджан выступает в роли незаменимого плацдарма.
Поэтому после ухода Алиева за Азербайджан развернется жестокая борьба между Ираном, с одной стороны, и США, Турцией, Израилем - с другой. Позиция же России в этой игре остается пока неопределенной.
Фактор Джавадовых
Есть одна сила, которой опасаются и в Баку, и в Вашингтоне, - это Эволюционная партия «Такамул», которую еще называют партией «ОМОН», во главе с Махиром Джавадовым.
Сегодня род Джавадовых в Азербайджане популярен. Славу ему принес герой войны в Карабахе Ровшан Джавадов, который потом стал создателем отряда полиции особого назначения независимого Азербайджана. Он был одним из тех, кто помог возвращению Алиева, став при нем заместителем министра внутренних дел. Очень быстро герой-фронтовик стал неудобен для Алиева: говорил правду в лицо, твердил о продажности власти. В конце концов, в марте 1995 года случилось то, что официальный Баку называет «мятежом ОМОН». На самом же деле произошло уничтожение опасного соперника, который даже не пытался идти на штурм президентского дворца в Баку. Раненого Ровшана отвезли в больницу, где он без помощи просто истек кровью.
Но теперь он стал знаменем. Брат погибшего, бывший прокурор одного из районов Баку, Махир Джавадов, и сын Ровшана Лачин создали партию «Такамул»-ОМОН, которая стремительно набирает вес. Профессор Стивен Бланк из Института стратегических исследований считает: «Такамул» опасен тем, что базируется в Иране, пользуясь поддержкой Корпуса стражей исламской революции и духовных властей.
После трагических событий марта 1995-го Махир эмигрировал в Австрию, в тамошнем суде смог наголову разгромить все обвинения Алиева в подготовке государственного переворота и затем получил убежище в Иране. Тегеран не только принял его, но и не мешал обоим Джавадовым развернуть сеть спортивных патриотических клубов «ОМОН» при партии «Такамул». Теперь они действуют и в среде молодежи в иранском Азербайджане, и в среде азербайджанской диаспоры в России.
Какую идеологию исповедует «Такамул»? В беседе с нами Лачин Джавадов излагал очень последовательную позицию. Прозападная политика Алиева губит Азербайджан, грозя ему развалом. Например, создание в Азербайджане военной базы США может породить «синдром Гуантанамо» и окончательно поссорить Баку с Тегераном, да и с Москвой тоже. Поэтому в интересах страны - быть союзником России и Ирана. Именно это позволит решить Карабахскую проблему в интересах Азербайджана. А в самом Азербайджане нужно прежде всего навести порядок после тридцатилетней алиевщины. Создать условия для нормальных выборов, обуздать коррупцию и сделать все для того, чтобы азербайджанцы начали возвращаться на родину, чтобы могли зарабатывать на жизнь у себя дома.
Махир Джавадов, брат героя
А режим Алиева, по мнению Джавадовых, незаконен: президентские выборы 1998 года даже на Западе признаны несвободными, равно как и парламентские в 2000-м. Особенно озабочены Джавадовы тем, что Запад вполне может превратить в горючий материал почти двухмиллионную азербайджанскую диаспору в России. Стоит спровоцировать русских на выселение азербайджанцев в интересах их собственной безопасности - и масса озлобленных, лишенных наживы людей хлынет в Азербайджан, где и без них плохо.
В этой ситуации Москве важно не остаться на бобах и сделать все для соблюдения интересов России. Увы, пока политика Кремля в отношении Азербайджана страдает неопределенностью. Москва по-прежнему предпочитает крепить режим Алиева и выдавать ему бежавших противников. Ходили слухи о том, что Москва станет двигать на пост президента Азербайджана главу нефтекомпании «ЛУКойл» Вагита Алекперова, но эти разговоры никто не воспринимает всерьез.
У России нет разумной кадровой политики в Азербайджане. Есть возможность сыграть на противоречиях между политической верхушкой США и частным бизнесом Америки, который заинтересован прежде всего в прибылях. Время для принятия решений быстро истекает. Алиев стареет. А ставка в игре - Каспий и безопасность нашей страны. "