"Нынешний год стал самым "смертоносным" для МПС: с начала года погибли уже четверо чиновников этого министерства. Подобных ЧП с сотрудниками этого ведомства прежде происходило немного, и уж тем более ни разу прежде жертвами убийц не становились столь высокопоставленные эмпээсовцы. Но особое внимание к событиям этого года приковывает не только тот факт, что три из четырех смертей очень похожи по своим обстоятельствам и с самого начала определялись следствием как результат "заказа", связанного с профессиональной деятельностью погибших. Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что трое погибших были людьми, занявшими свои посты уже после смены руководства МПС...
18 марта 2002 года в Ростове-на-Дону убит заместитель начальника Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД) Валерий Сараев. Вышедшего вынести мусор Сараева убили двумя выстрелами, один из которых пришелся в голову. Следователи сразу связали смерть чиновника с его профессиональной деятельностью: в управлении СКЖД Валерий Сараев с 1999 года возглавлял службу капитального строительства. Он отвечал за восстановление дорожного хозяйства Чечни, под его руководством был реконструирован железнодорожный вокзал в Ростове-на-Дону и усовершенствованы терминалы в Туапсе и Новороссийске.
Спустя ровно три месяца, 18 июня, в Петербурге четырьмя выстрелами из пистолета убит начальник службы материально-технического обеспечения Октябрьской железной дороги 42-летний Александр Рощин. Кадровый офицер ВМФ Александр Рощин в 1999 году пришел на ОЖД в службу материально-технического обеспечения, а в феврале нынешнего года был назначен главным инженером службы. По долгу службы он занимался организацией поставок комплектующих, запчастей для подвижного состава, спецодежды и т. п. В том числе служба проводит тендеры и заключает договоры с поставщиками, и, хотя Рощин не имел права финансовой подписи, он мог повлиять на исход конкурса, забраковав изделие с технической стороны.
Прошел всего месяц, и утром 20 августа 2002 года в Москве возле собственного дома несколькими выстрелами в живот убит назначенный на свой пост в начале 2002 года заместитель начальника МЖД по взаимодействию с регионами Сергей Паристый. Версия - та же, что и прежде: профессиональная деятельность. По некоторым данным, Паристый занимался наведением порядка в системе продажи железнодорожных билетов, а также имел отношение к дорогостоящему проекту строительства наземной линии метро в Москве (правда, в МЖД упорно утверждают, что к этим делам Паристый, который не раз говорил о проекте наземного метро на пресс-конференциях, не имел никакого отношения, а занимался исключительно связями с регионами).
Единственное убийство, которое сложно назвать заказным, - это недавняя смерть назначенного в начале года начальника ФГУП "Дирекция пассажирских сообщений" МПС России Николая Глубокова. Основные версии следствия - ограбление и бытовое убийство (кроме того, следователи обратили внимание, что Глубоков был найден в своей квартире обнаженным). В МПС он курировал не менее "привлекательный", чем у его погибших коллег, сектор - организацию пассажирских перевозок, в том числе безопасность пассажиров и экономическую эффективность.
Конечно, тот факт, что трое из четырех погибших (исключая Валерия Сараева) были назначены на свои посты после прихода нового министра, может быть простым совпадением. Как и то, что все четверо отвечали за весьма денежные участки работы: строительство, материально-техническое обеспечение и пассажирские перевозки. Наконец, может быть еще одним совпадением и то, что убийства разделяют короткие промежутки времени. Однако ни для кого не секрет, какие невидимые баталии разворачивались и разворачиваются в ходе разнообразных конкурсов и тендеров на право предоставления услуг одному из самых крупных естественных монополистов - МПС. И может быть, следователям, которые ведут дела погибших чиновников, стоит обратить внимание на то, кто становился победителями до их назначения, а кто - после? Или на то, насколько и в какую сторону изменились после перестановок в МПС условия проведения тендеров?"