" Генпрокуратура заподозрила опального олигарха Бориса Березовского и его ближайшего соратника Бадри Патаркацишвили в краже 2333 вазовских автомобилей. Кража обнаружилась в ходе расследования зачета между "АвтоВАЗом", "ЛогоВАЗом" и администрацией Самарской области. Однако участники этой сделки не могут взять в толк, что общего между зачетом и кражей машин.
Уголовное дело по поводу зачета, произведенного в 1995 г. между "АвтоВАЗом", "ЛогоВАЗом" и администрацией Самарской области, было возбуждено Генпрокуратурой еще 6 августа 2002 г. "Целый месяц они сидели у нас в офисе и изучали подробности этой сделки, - рассказывает замгендиректора "ЛогоВАЗа" Юлий Дубов, работавший в 1995 г. генеральным директором компании. - Я был уверен, что они изучат документы и поймут, что придраться там не к чему". Выемки документов проводились и на "АвтоВАЗе", и в администрации области.
Но следователи все-таки обнаружили признаки преступления. Как заявил на пресс-конференции в Самаре заместитель генпрокурора Владимир Колесников, "в 1994 - 1995 гг. руководителями "ЛогоВАЗа" похищено 2333 автомобиля на сумму более 60 млрд неденоминированных рублей [более $10 млн]". Поэтому Колесников призвал власти Великобритании и Грузии "активизировать работу по выдаче правоохранительным органам России" Бориса Березовского и Аркадия (Бадри) Патаркацишвили.
Председатель совета директоров "АвтоВАЗа" Владимир Каданников так описал "Ведомостям" схему зачета, привлекшего внимание следователей. "Завод был должен бюджету Самарской области налоговые платежи, а "ЛогоВАЗ" должен был заводу деньги за поставленные машины. В результате зачета администрация области заплатила заводу за "ЛогоВАЗ", но не деньгами, а налогами. Причем никакого дисконта в схеме не было - сколько было долга, столько налогов и простили", - заявил "Ведомостям" Каданников, который "не помнит точную сумму" зачета, утверждая, что "в новых деньгах это были десятки миллионов рублей".
А администрация области, расплатившись за "ЛогоВАЗ" с автозаводом, получила взамен 6% акций "ЛогоВАЗа". Это подтвердили "Ведомостям" и губернатор Самарской области Константин Титов, и Юлий Дубов из "ЛогоВАЗа". "Я не помню сумму сделки, но мы действительно в 1995 г. провели допэмиссию и продали 6% акций администрации области, получив в качестве оплаты обязательства "АвтоВАЗа". А переговоры по поводу цены пакета вели акционеры [Березовский и Патаркацишвили], я же просто менеджер", - говорит Дубов. Титов тоже не смог вспомнить суммы зачета и сделки по акциям "ЛогоВАЗа". Что касается возможных претензий Генпрокуратуры к нему, Титов заявил, что готов ответить на любые вопросы следователей, но пока его ни о чем не спрашивали.
Каждый из опрошенных "Ведомостями" участников сделки недоумевает, как следователи нашли в этом зачете признаки хищения 2333 автомобилей, ведь автомобили ни в одной из сделок не участвовали.
Не понимают логику прокуроров и независимые юристы. "Если даже допустить, что в одном из звеньев этой сделки - или при налоговом зачете, или при покупке пакета акций "ЛогоВАЗа" - прокуроры усмотрели дисконт и ущерб казне, то на статью "хищение" это не тянет терминологически", - считает адвокат Александр Добровинский. "Хищение - это когда пострадавшая сторона не знает, что происходит с ее активами. А тут "ЛогоВАЗ" предложил власти такую схему и власть согласилась. Почему претензии не к Титову, а к Березовскому? " - недоумевает юрист.
Однако сам Борис Березовский высказывается как раз за то, чтобы все претензии предъявлялись исключительно ему. "Если они выбрали универсального крайнего на все случаи жизни, то пусть уж это буду я. Все равно они никогда не осмелятся подать это в Интерпол, - заявил он "Ведомостям". - Они предъявили мне уже кучу обвинений по "Аэрофлоту", по финансированию террористов, но исключительно на территории России. Потому что подавать материалы такого качества в Интерпол и обсуждать это потом в британском суде прокуратура не в состоянии - они помнят, как получили по зубам в случае с Гусинским. Поэтому они обсуждают этот бред с журналистами в Самаре". Березовский также напомнил, что Бадри Патаркацишвили находится сейчас в Грузии и является гражданином этой страны, законодательство которой запрещает выдавать чужим правоохранительным органам собственных граждан.
Его слова подтверждает адвокат Добровинский: "В Грузии они ничего не добьются - там действует прямой запрет на выдачу граждан. А в Англии они могут судиться по поводу Березовского года полтора, как в случае с Пиночетом"."