" Как стало известно "Ведомостям", "ЛУКОЙЛ" уволил гендиректора своей транспортной "дочки" - "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкера" - Николая Куликова. Управлять танкерами теперь будет начальник транспортного управления "ЛУКОЙЛа" Георгий Касаткин. А Куликов сосредоточится на управлении своим бизнесом - Мурманским и Северным морскими пароходствами.
Как рассказал "Ведомостям" начальник управления общественных связей "ЛУКОЙЛа" Александр Василенко, в конце августа "ЛУКОЙЛ" сменил гендиректора "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкера". Новым гендиректором назначен Георгий Касаткин, до сих пор возглавлявший управление морского и железнодорожного транспорта "ЛУКОЙЛа".
Эту кадровую рокировку в пресс-службе "ЛУКОЙЛа" назвали "чисто технической", пояснив, что на транспортную стратегию "ЛУКОЙЛа" она никак не повлияет. Николай Куликов - один из менеджеров, с 1994 г. создававших морской транспортный блок "ЛУКОЙЛа", - перестал работать в головной компании в прошлом году. Теперь же он не имеет к "ЛУКОЙЛу" даже формального отношения.
Георгий Касаткин заявил "Ведомостям", что судостроительная программа "ЛУКОЙЛа" (ее объем оценивается в $400 млн) вскоре будет завершена. Для этого компания намерена достроить еще один танкер ледового класса и два судна "река - море". От продолжения строительства "ЛУКОЙЛ" воздержится, а при необходимости "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер" будет фрахтовать сторонние суда под перевозки продукции нефтяников. Сейчас "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер" владеет девятью танкерами арктического класса, построенными в 1997 - 2002 гг. в Германии и на "Адмиралтейских верфях" (Санкт-Петербург) , и тремя судами "река - море".
Николай Куликов сосредоточится на собственном бизнесе. Источник, близкий к экс-менеджеру "ЛУКОЙЛа", говорит, что Мурманское морское пароходство (ММП) , а также Северное морское пароходство (СМП, Архангельск) останутся в собственности компании "Севморпуть-Капитал", дружественной Куликову. Их суммарный оборот - около $160 млн. Собеседник "Ведомостей" говорит, что ММП было куплено в октябре 1998 г. примерно за $15 млн. По его словам, "ЛУКОЙЛ" отказался выделять деньги на покупку ММП, поэтому были привлечены кредиты двух иностранных банков под залог четырех судов пароходства (позже они перешли в собственность банков в счет погашения кредита). Схожая схема использовалась при покупке СМП. Около 70% акций СМП было куплено структурами Куликова в апреле 2001 г. более чем за $20 млн.
Представитель одной из экспедиторских компаний говорит: "Теперь, когда "ЛУКОЙЛ" изъял из управления ММП свой танкерный флот, а "Норникель" ратует за то, чтобы пароходство не было монопольным оператором государственных ледоколов и не завышало тарифы, мощь и доходы ММП заметно понизятся".
Впрочем, Василенко из "ЛУКОЙЛа" подчеркивает, что "развод" с Куликовым еще не завершен. По его словам, теперь в компании создана комиссия по реструктуризации, которая рассмотрит, как и на кого покупались активы ММП и СМП. В окружении Куликова уверены, что у "ЛУКОЙЛа" не возникнет претензий к своему бывшему менеджеру, поскольку в этих сделках деньги нефтяников не участвовали.
"Мне это напоминает ситуацию с "СИБУРом": на деньги головной компании создается мощный холдинг, контроль над которым хотят получить его менеджеры, - говорит вице-президент "Атона" Александр Агибалов. - Впрочем, если ММП и СМП покупались на средства Куликова - собственные или заемные, - то конфликта здесь нет: просто в России появился независимый транспортный магнат".
МУРМАНСКИЙ ПЕРЕДЕЛ: В январе 2002 г. 22% -ный госпакет Мурманского морского торгового порта был продан на аукционе РФФИ за 282 млн руб. Покупателями тогда выступили инвесткомпании, действовавшие в интересах "ЛУКОЙЛа". Однако, по данным НАУФОР, после сделок с этими акциями, проведенных в феврале и апреле, пакет акций перешел от двух ЗАО - "Классика-Престиж" и "Портафолио" - к ЗАО "Агросфера" (Мурманск) и ФПГ "Русинкор" (Санкт-Петербург) , контролирующей АО "Киселевскуголь", а затем все 22% акций оказались в номинальном держании МДМ-банка. По данным "Ведомостей", реальные владельцы этих акций - группа компаний, близких к "Киселевскуглю" и его трейдерам - крупнейшим клиентам порта."