Минприроды внесло в правительство скандальный Кодекс о недрах, предлагающий национализацию собственности нефтяных и залотодобывающих компаний.
"Проект Кодекса «О недрах» Минприроды внесло в правительство 30 августа. Об этом заявил замминистра природных ресурсов Виталий Караганов. Кодекса о недрах в России раньше не было – сейчас отношения в этой сфере регулируются одноименным законом. Но, по словам Караганова, уже назрела необходимость принятия «сводного законодательного акта, позволяющего объединить все документы о природопользовании» и в то же время отменить законы, принятые во время переходного периода.
Появление кодекса, как уже сообщала «Газета.Ru», было ознаменовано скандалом. Замглавы администрации Дмитрий Козак заявил, что необходимо изменить действующий порядок недропользования. Сейчас добытая нефть и другие полезные ископаемые становятся собственником компании, имеющей лицензию на данное месторождение (находясь в земле, они принадлежат государству). Козак же предложил, чтобы нефть и после добычи оставалась государственной, а нефтяные компании привлекались бы государством для добычи на основании подряда либо на концессионной основе.
«Мы предлагаем отменить лицензионную практику и ввести новые, экономически обоснованные модели недропользования», – прокомментировал положения нового законопроекта один из его разработчиков глава Центра социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН Сергей Валентай.
Фактически концессионный подход означает национализацию. Ведь у нефтяных и золотодобывающих компаний отберут самое ценное, что у них есть – лицензии.
Как заявил замминистра Караганов, правительство по поручению президента рассмотрит проект кодекса о недрах до 1 октября. Более того, чиновник Минприроды уверен, что кодекс будет поддержан Думой и быстро вступит в силу: «Есть уверенность, что этот закон будет принят Госдумой уже в осенне-зимнюю сессию».
Правда, учитывая скандальный характер предложений, Караганов говорил о нововведениях достаточно обтекаемо. По его словам,
в новом документе планируется закрепить гражданско-правовую форму распределения недр. «В этом случае правомерно говорить о концессии», – заявил замминистра, не уточнив, правда, будут ли отнимать действующие лицензии.
Что еще предлагает Кодекс о недрах:
В законе обозначены льготы на получение лицензии на разработку участков недр для компаний, осуществлявших геологоразведочные работы на этих участках на условиях риска (за свой счет). В то же время исключена заявочная норма на геологическое изучение недр, право на проведение геологоразведочных работ будет предоставляться на конкурсной основе.
Также в новом кодексе предусмотрена возможность расширения лицензионного участка недр: в случае открытия нового месторождения рядом с уже разработанным участком, эксплуатация которого производится уже давно и инфраструктура налажена, вновь открытый участок может быть предоставлен компании, ведущей добычу на уже разработанном участке.
Бизнесмены, как уже отмечено выше, выступают категорически против нового порядка. Им действительно есть что терять. «Предложение об оставлении добытых полезных ископаемых в федеральной собственности – это удар по всей горнодобывающей промышленности, по экономической безопасности России. Если, не дай бог, это предложение будет принято, я не знаю, кто захочет продолжать разработку недр на условиях, предложенных государством», – говорит глава Союза золотопромышленников России Валерий Брайко.
Глава нефтекомпании ЮКОС Михаил Ходорковский считает создание системы разведки и добычи полезных ископаемых методом подряда неэффективной мерой. Его аргументы сводятся к тому, что в случае заключения договора подряда все риски по разработке месторождений ложатся на заказчика. Если частные компании в случае неудачи проекта могут компенсировать убытки поступлениями от других проектов, то государству придется все риски брать на себя, а за ошибки госчиновников будут расплачиваться не акционеры частных компаний, а все налогоплательщики страны. Кроме того, как говорит Ходорковский, поскольку средний срок окупаемости нефтяных месторождений составляет семь-восемь лет, «при существующей системе государство получает бонус за участок недр еще до начала разработки и добычи, а при подрядной системы сроки получения государством прибыли отодвинутся как минимум на семь-восемь лет».
Минприроды зафиксировало в кодексе новый принцип налогообложения. «Сейчас действует налог на добычу, который составляет 4–5% независимо от уровня сложности геологических исследований участка. Мы хотим ввести, как и во всем мире, рентный принцип», – сказал Караганов. Кроме того, в документе предлагается создать резервный финансовый фонд и резервный фонд месторождений для того, чтобы «позаботиться о будущих поколениях».
О целесообразности введения рентной платы «Газете.Ru» недавно заявил глава экономического управления президента Антон Данилов-Данильян. Так что в этой части пожелание Кремля разработчики из Минприроды исполнили безукоризненно. Но в том же интервью Данилов-Данильян говорил о необходимости сосуществования двух порядков недропользования – так, чтобы не были ущемлены интересы уже действующих владельцев лицензий.
Будет ли соблюден этот принцип, или это были лишь красивые слова, станет известно уже в самое ближайшее время. "