"Экс-президент "Славнефти" Михаил Гуцериев преподнес неприятный сюрприз Тюменской нефтяной компании (ТНК) и "Сибнефти". Он заблокировал деятельность траста, созданного нефтяниками для управления пакетами акций "Славнефти" и ее "дочек". В результате незадачливые миноритарии лишились возможности голосовать собственными акциями.
Еще в 2000 г. владельцы ТНК приобрели 12,8% акций самой "Славнефти" и крупные пакеты ее основных "дочек" - "Мегионнефтегаза" (27% акций) , "Ярославнефтеоргсинтеза" (50,2% ) и Ярославского НПЗ им. Менделеева (11% ). Но у "тюменцев" сразу не сложились отношения с менеджментом госкомпании, и осенью прошлого года они решили продать часть акций, чтобы окупить свои затраты. В ноябре прошлого года была создана специальная трастовая структура, в собственность которой перешли принадлежащие ТНК доли "Славнефти" и ее "дочек". "Тюменцы" получили за эти акции $258 млн, а их прибыль от сделки составила $17,4 млн. По 25% в новой структуре получили сама ТНК и "Сибнефть" (этот факт обе компании публично признали в своих отчетах по международным стандартам). Еще одним участником траста, по неофициальной информации, стал Михаил Гуцериев, в ту пору занимавший кресло президента "Славнефти".
Но в мае этого года решением внеочередного собрания акционеров Гуцериев был отправлен в отставку, и его место занял вице-президент "Славнефти", а в прошлом менеджер "Сибнефти" Юрий Суханов. После этого ключевые посты в госкомпании заняли сотрудники "Сибнефти", а соратникам Гуцериева пришлось искать себе новую работу. Правда, бывший президент "Славнефти" не желал сдаваться и даже взял штурмом центральный офис компании на Пятницкой, но через несколько дней ему пришлось уйти. А сотрудники "Славнефти" в ответ пожаловались в Генпрокуратуру и добились возбуждения уголовного дела, фигурантом которого стал Гуцериев.
В результате отношения между былыми партнерами резко ухудшились, а деятельность траста оказалась заблокирована. По словам источника "Ведомостей", близкого к акционерам ТНК, уже больше месяца миноритарии не могут распоряжаться акциями "Славнефти" и ее "дочек". "По условиям нашего соглашения любые решения должны быть одобрены всеми участниками траста. А Гуцериев согласия не дает, ведет себя как саботажник. Вот акции и не голосуют", - говорит представитель "тюменцев". Эту информацию подтвердил и источник, близкий к акционерам "Сибнефти". "По-моему, он сейчас просто махнул рукой на "Славнефть" и сфокусировался на собственном бизнесе. Поэтому и трастом не занимается", - полагает он.
Конфликт с Гуцериевым уже успел выйти "Сибнефти" и ТНК боком. На этой неделе "Славнефть" проводит внеочередные собрания акционеров в основных "дочках" для выбора новых советов директоров. Представителям траста, которые на прошлых собраниях получали сразу несколько мест в советах, на этот раз стать директорами не удастся. Миноритарии даже не смогли внести своих представителей в список кандидатов в советы директоров "Мегионнефтегаза", "Ярославнефтеоргсинтеза" и Ярославского НПЗ им. Менделеева. Исключением стал один из сотрудников ТНК, которого в совет директоров "Мегионнефтегаза" провела сама "Славнефть". Сама госкомпания выдвинула недостаточное количество кандидатов и вынуждена была предложить войти в совет представителю миноритариев.
Представители акционеров ТНК и "Сибнефти" говорят, что участники траста хотели бы выкупить у Гуцериева его долю. "Это заметно упростило бы всем жизнь. Просто договоренностей по цене пока нет", - отметил один из них. Но сам Михаил Гуцериев не говорит, готов ли он продать свою долю в "Славнефти". "Понятия не имею ни о каком трасте. Не собираюсь я ничего продавать", - сказал он "Ведомостям". Пресс-служба "Славнефти" вчера от комментариев отказалась."