"Виталий Рюзин сменил Павла Капыша на посту руководителя БФПГ. Он стал самым молодым из "бензиновых королей" Петербурга. Личность Виталия до сих пор окружена загадками: неожиданно стал во главе огромной топливной компании, неожиданно умер при странных обстоятельствах...
На днях Псковский районный суд Псковской области признал незаконным отказ прокуратуры Псковского района Псковской области возбудить уголовное дело по факту гибели главы топливного холдинга "БФПГ" Виталия Рюзина.
Соответствующий материал находится сейчас в псковской прокуратуре в стадии дополнительной проверки, не исключено, что в ближайшее время это уголовное дело будет-таки возбуждено. Такое развитие событий может привести к самым неожиданным последствиям на топливном рынке Петербурга, и первое доказательство этому имеется - добившейся упомянутого постановления суда матери покойного - Надежде Рюзиной уже угрожают.
А прокуратура против
Председателя совета директоров Балтийской финансово-промышленной группы (БФПГ) Виталия Рюзина нашли мертвым утром 13 августа 2001 года в элитной загородной резиденции своей компании, расположенной в деревне Балсово на берегу Псковского озера. Бизнесмен лежал на кровати в своей комнате, видимых признаков насильственной смерти у него не было. И, пожалуй, событие это не получило бы столь широкую огласку (от несчастного случая никто не застрахован), когда бы не конфликтная ситуация, в самом центре которой оказался на момент смерти Виталий Рюзин.
В то время глава БФПГ вел жесткую финансовую борьбу с Петербургской топливной компанией (ПТК). Уже 14 августа появились подробности, из которых следует, что эта борьба была настолько жесткой, что выходила за рамки финансовой. Оказывается, среди подчиненных Виталия Рюзина завелся перебежчик - некий Сергей Иванов, занимавший в БФПГ пост начальника юридического управления. Этот человек заявил, будто бы он является обладателем крупного пакета акций одной из входящих в БФПГ фирм, в какой-то момент он решил продать эти акции, в чем ему любезно согласились посодействовать руководители ПТК! "Посодействовать" - в смысле помочь найти покупателя. Но об этом стало известно Виталию Рюзину, он, естественно, стал активно противодействовать Иванову, причем, по нашим данным, действовал столь решительно, что вполне мог разрушить планы своего бывшего юриста.
Впрочем, из того, что Сергею Иванову и тем, кто ему в данном вопросе содействовал, была выгодна смерть Рюзина, вовсе не следует, что эта смерть - убийство, к которому имеют отношение Иванов со товарищи.
Сотрудники псковской прокуратуры не стали тогда возбуждать уголовное дело по факту смерти Виталия Рюзина, мотивируя это "отсутствием события преступления". Интересно, что, несмотря на прокурорское мнение о некриминальных причинах смерти топливного магната, была проведена судебно-медицинская экспертиза трупа, которая, как теперь выяснилось, скорее всех запутала, нежели внесла ясность в понимание причин смерти Рюзина. Неспроста мать Виталия, Надежда Андреевна, практически сразу после смерти сына стала добиваться возбуждения уголовного дела по статье "убийство".
Позиция Надежды Рюзиной основывается отнюдь не только на эмоциях и материнских чувствах, она указывает на вполне серьезные факты, которые действительно заставляют призадуматься о случайности смерти ее сына.
Оказывается, в тот день Виталий Рюзин почему-то был без охраны, а действия сотрудников правоохранительных органов Псковской области, прибывших на место происшествия, сопровождались многочисленными процессуальными нарушениями. Кроме того, родственники Виталия Рюзина инициировали проведение еще одной судмедэкспертизы, результаты которой были в числе прочих аргументов представлены в суде.
Прокуратура Псковского района Псковской области в лице заместителя прокурора Смирнова Федора Дмитриевича всячески сопротивлялась попыткам матери Рюзина с помощью суда возбудить уголовное дело по факту смерти ее сына. Однако опротестовывать постановление суда прокуратура не стала. Федор Смирнов сказал нам по этому поводу, что судебное слушание заставило руководство прокуратуры пересмотреть свою позицию по данному вопросу.
Этот "пересмотр позиции" уже второй, недели через три после смерти Виталия Рюзина руководители прокуратуры Псковской области были весьма решительно настроены возбудить уголовное дело по факту смерти главы БФПГ, но не возбуждали - тянули до завершения судмедэкспертизы. Сразу после того, как она была произведена, псковские прокуроры пересмотрели свою позицию в первый раз - отказали в возбуждении дела, мотивируя это отсутствием состава преступления.
Теперь псковским прокурорам можно только посочувствовать: они сделали все от них зависящее, чтобы не впутываться в разборки питерских топливных королей, а их все равно заставили. Правда, если бы они с самого начала отнеслись к смерти главы БФПГ серьезно, сейчас, может быть, все было бы по-другому.
А теперь суд вынес постановление о незаконности отказа в возбуждении уголовного дела по факту смерти Виталия Рюзина. Значит, соответствующее уголовное дело может быть возбуждено, начнется серьезное расследование (хочется думать, что серьезное), следовательно, правоохранительные органы вновь обратятся к судебно-медицинским экспертам. А это самый тонкий момент - в первый-то раз псковские прокуроры "пересмотрели позицию" именно после проведения экспертизы. А теперь сделаны уже две экспертизы причин смерти Виталия Рюзина. Их результаты исключают друг друга.
Умер от передозировки
Первая судебно-медицинская экспертиза была проведена по постановлению начальника Середкинского территориального пункта милиции Псковской области Павлова. И уже с нее история со смертью Рюзина начала обрастать загадками.
Во-первых, не ясно, почему экспертиза изначально была комиссионной - по какой-то непонятной причине экспертизу проводила комиссия из четырех медиков. Это уже странно, учитывая, что, по мнению прокуратуры Псковского района, смерть Рюзина не была насильственной, а в таких случаях обходятся одним судмедэкспертом. К тому же имена этих четырех экспертов отнюдь не часто появляются в простых, криминально-беспочвенных исследованиях. Например, в исследовании принимал участие лично Григорий Заславский - главный судебно-медицинский эксперт Ленинградской области.
Авторы первой экспертизы вынесли решение о том, что Рюзин скончался в результате передозировки героина, повлекшей за собой отек легких и головного мозга. Кстати, из этого же акта следует, что Рюзин страдал хронической наркотической интоксикацией, попросту говоря - был зависимым наркоманом.
Но мать Рюзина настояла на проведении повторной экспертизы, в которой оказались явные противоречия с предыдущей.
В частности, эксперты с громкими именами утверждают, что Рюзин страдал наркотической зависимостью. Однако, кроме двух следов от игл (одно на правом запястье, другое - на локтевом сгибе, причем оба - свежие), других не обнаружили. Опять же, Рюзин был правшой, что практически исключает вероятность самостоятельно произведенного укола в правое же запястье. Кстати, в вену на запястье вообще попасть весьма затруднительно, даже врачу со стажем. Выявив наркотическую зависимость, медики, по опять-таки непонятным причинам, не произвели обследование тела на предмет наличия других следов употребления наркотиков (язык, пятки, мошонка).
Как нам объяснили специалисты, после досконального изучения и осмысления двух заключений становится очевидно, что смерть Рюзина с передозировкой героина не связана, так как ни в крови, ни в костях следы этого наркотика не обнаружены. Зато, следы героина в волосах высокопоставленными экспертами были выявлены, причем только в волосяном покрове головы. Что абсурдно по сути: раз уж смертельная доза героина не обнаружена в организме, то каким же тогда образом наркотик с низкой степенью метаболизма (то есть чрезвычайно медленно разлагающийся) добрался до волос покойного?
Наши консультанты предположили, что картина смерти Виталия Рюзина такова: кто-то, предварительно усыпив (об этом свидетельствует отсутствие следов сопротивления) Рюзина, ввел ему некий быстродействующий и столь же быстроразрушающийся яд (точно не героин, он не отвечает этим параметрам), затем посыпал его голову героином, содержание которого впоследствии и выявила первичная лабораторная экспертиза. Именно из-за введения неизвестного препарата и наступил отек легких (удушье), повлекший летальный исход.
Надежда Рюзина, мать Виталия: "Мне сказали, чтобы я заткнулась"
Наш разговор с Надеждой Андреевной Рюзиной был посвящен только одному вопросу. Эта женщина в течение года добивалась того, чтобы суд отменил постановление псковской прокуратуры об отказе в возбуждении уголовного дела по факту гибели ее сына, Она добилась этого, и теперь предсказать дальнейшее развитие событий в данном секторе топливного рынка Петербурга крайне сложно: если расследование состоится, оно может привести куда угодно, в том числе в саму БФПГ, в Петербургскую топливную компанию или куда-нибудь еще. Во всяком случае, тот факт, что последнее решение суда многим невыгодно, уже теперь очевиден: Надежде Рюзиной звонили с угрозами, что и заставило ее обратиться в средства массовой информации.
- Надежда Андреевна, вы убеждены в том, что ваш сын умер не сам, что его убили. Почему?
- Прежде всего потому, что я не могу найти вразумительных ответов ни на один из вопросов, связанных с событиями того рокового утра. Судите сами. В последний раз сын звонил мне 10 августа из аэропорта "Ржевка". Он стоял на летном поле и под шум двигателей вертолета сказал мне, что к нему поступила информация, которая заставила его пересмотреть свое отношение к одному из очень близких ему людей. Он обещал все рассказать, когда вернется из Балсово.
- Он назвал имя этого близкого человека?
- Конечно, но я вам это имя не назову, мы говорим об убийстве, у меня нет оснований напрямую одно с другим связывать. Так вот, Виталик сел в вертолет, с ним был только его знакомый бизнесмен Олег Каштело. Это удивительный факт: Виталика всегда и везде сопровождала охрана; когда он летел в Балсово, вместе с ним в вертолет садились два охранника, если были свободные места. На этот раз вертолет был практически пуст, но все охранники остались на летном поле. Почему?
- Если я правильно понимаю, речь идет о сотрудниках службы безопасности БФПГ. Вы задавали этот вопрос ее руководителям?
- Задавала. Но они не считают нужным что-либо мне объяснять. Потом была проведена какая-то странная судмедэкспертиза, результатом которой стало заключение, что мой сын умер от передозировки героина. Это глупости!
- Не хочу вас обидеть, но вы могли не знать о том, что Виталий употребляет наркотики.
- Правильно, могла не знать. Но я не настолько глупа, чтобы не понимать, что если человек вводит себе смертельную дозу героина, в результате чего, как утверждают эксперты, наступает мгновенная смерть, то в протоколе осмотра места происшествия должен быть упомянут шприц. Его там не было! Чем он ввел себе наркотик? Героин не едят, не пьют и не нюхают, его вводят внутривенно.
- Судя по мотивировочной части постановления суда, там было много других процессуальных нарушений...
- Да, но мне не хочется в сотый раз их перечислять. Замечу лишь, что, когда погиб Павел Капыш, руководители БФПГ собрали миллион долларов для вознаграждения за любую ценную информацию, которая могла бы помочь в расследовании этого преступления. Когда не стало Виталика, даже единственный человек, который был там вместе с ним, - Олег Каштело - не нашел времени, чтобы поговорить со мной о последних часах жизни моего сына. Про прочих я и не говорю - у меня создалось впечатление, что, когда Виталика не стало, его подчиненные облегченно вздохнули и бросились растаскивать имущество компании.
- А в связи с чем вам угрожали?
- Это случилось 14 августа вечером, на следующий день после того, как мы отметили годовщину смерти сына. Мне позвонили и сказали, чтобы я заткнулась. Думаю, речь шла о постановлении суда, ничем другим я последнее время не занимаюсь.
Досье
Виталий Рюзин (1966 - 2001) последние два года, после убийства Павла Капыша, являлся председателем совета директоров Балтийской финансово-промышленной группы (БФПГ). Родился он в Херсоне в семье офицера, проходил срочную службу в ракетных войсках стратегического назначения. Окончил Санкт-Петербургский технологический институт по специальности "экономика и менеджмент", занялся бизнесом. В 1989 году начал работать в ГП "Эко-Балт", с 1992 года стал руководить финансовым управлением АОЗТ "Норд-Балт-Инвест".
Летом 1993 года Павел Капыш, Виталий Рюзин и еще четверо бизнесменов учредили БФПГ. Тогда же у Рюзина возникли первые неприятности с законом. 29 августа в продмаге Лужского абразивного завода прогремел взрыв - одна женщина скончалась, семь человек были ранены. В черном БМВ, который на полной скорости мчался от места взрыва, находились Павел Капыш, Виталий Рюзин и Виталий Бетин - все они были задержаны оперативниками. По версии следствия, взрыв был предупреждением лужским коммерсантам, которых учредители БФПГ хотели поставить под свой контроль. Капышу удалось выкрутиться, Виталий Рюзин отсидел в изоляторе семь месяцев, Бетин скончался в "Крестах".
С тех пор карьера Рюзина шла по восходящей, в ней не было уже никаких "темных пятен". Рюзин защитил кандидатскую диссертацию по экономике. Стал вторым лицом в БФПГ. Основная деятельность компании - нефтепереработка и реализация нефтепродуктов. При Павле Капыше в БФПГ входили более 40 предприятий, в которых трудились три с половиной тысячи человек. Деятельность компании распространялась на 63 региона России.
После того как в июле 1999 года Павел Капыш был расстрелян из гранатомета на Университетской набережной, Виталий Рюзин возглавил БФПГ. Мнения о том, как он руководил компанией, расходятся. Одни считают, что он сумел в трудный период не только сохранить БФПГ, но и упрочить ее положение на рынке. По другой версии, Рюзин в отличие от Капыша не обладал авторитетом в криминальных кругах, и потому реальную власть в БФПГ захватили некие "теневые хозяева", а Рюзин являлся руководителем лишь номинально.
Виталий Рюзин поддерживал имидж "просвещенного бизнесмена" - помогал тяжелобольным детям, ветеранам войн в Афганистане и Чечне, спортивным клубам, церкви. В декабре 2000 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир вручил Виталию Рюзину награду от Патриарха Алексия - орден Сергия Радонежского III степени.
По рассказам коллег, Рюзин был настоящим трудоголиком - спал по нескольку часов в сутки, мог назначить деловую встречу в три часа ночи. Иногда засыпал на совещаниях, и его приводили в чувство с помощью лекарственных препаратов (злые языки говорили, что это последствие наркотического опьянения). Часто Рюзин бывал резок и несправедлив к подчиненным, но обычно извинялся за свою несдержанность.
Виталий Рюзин увлекался охотой на кабана и медведя, любимым его оружием была снайперская винтовка Драгу нова. Зимой совершал с друзьями длинные охотничьи рейды на снегоходах. Другим увлечением Рюзина был автомотоспорт - спортивные автомобили, катера, снегоходы.
Несколько лет назад Рюзин попал в автокатастрофу и длительное время провел в госпитале, где ему кололи обезболивающие препараты. Часто такие ситуации ведут к возникновению медикаментозной зависимости.
В августе 2000 года Рюзин женился на бывшей подруге Павла Капыша Анне Тимофеевой. Помпезная свадьба состоялась в ресторане "Крыша" гранд-отеля "Европа". Виталий Рюзин удивил всех своим подарком молодой жене - он преподнес ей коробку, из которой вылетела стая огромных тропических бабочек.
"
03.09.2002
Кристина Масенкова, Константин Шмелев Тайный советник