"Во вторник исполняется 70 лет со дня смерти Павлика Морозова. Безвестный мальчик из затерянного в глуши маленького поселка Герасимовка Свердловской области, он донес на своего отца и был впоследствии убит в лесу вместе со своим младшим братом Федором. После страшной смерти он превратился в коммунистическую икону и был навечно вписан в историю пионерии под номером 001. Времена изменились. Его имя стало символом предательства, сам он превратился в Иуду, хотя был всего лишь ребенком.
Имя пионера Павлика Морозова до сих пор носят улицы в десятках российских городов, хотя главный памятник герою со знаменем в руке уже давно снят со своего постамента в парке на московской Красной Пресне. Однако точка в истории Павлика Морозова не поставлена.
- В этом деле до сих пор нет ясности. Даже в тех материалах, которые доступны, можно найти несоответствия, но никакого повторного анализа не было проведено, - говорит председатель екатеринбургского отделения правозащитного общества "Мемориал" Анна Пастухова, которая считает, что дело Павлика Морозова, "ставшего разменной монетой в играх взрослых", закрывать еще рано.
В истории жизни и смерти Павлика действительно много неясного, и по прошествии нескольких десятков лет уже трудно понять, где миф о мальчике, якобы пожертвовавшем своей жизнью в борьбе с "кулаками", укрывавшими хлеб от деревенской бедноты, а где реальная жизнь полуграмотного подростка из многодетной деревенской семьи.
Первую попытку совершить независимое расследование жизни Павлика предпринял еще в середине 80-х годов московский прозаик Юрий Дружников, впоследствии написавший книгу "Доносчик 001, или Вознесение Павлика Морозова", переведенную на несколько европейских языков. В ходе расследования Дружников смог побеседовать с некоторыми оставшимися в живых родственниками мальчика, в том числе и с его матерью Татьяной Морозовой, которую советская пропаганда превратила в героическую мать пионера-героя.
Беседуя с односельчанами мальчика, в чьей смерти обвинили его ближайших родственников - деда Сергея Морозова, его жену Ксению, двоюродного брата Данилу и крестного Армения Кулуканова, - Дружников первым поставил под сомнение вынесенный им приговор. Сам процесс, как писал Дружников, проводился с нарушением законодательных норм, а "основными доказательствами вины подсудимых были цитаты из докладов Сталина и Молотова о том, что классовая борьба на отдельных участках усиливается, и обвиняемые являлись иллюстрацией правильности их высказываний".
Несмотря на обращение правозащитников из курганского отделения общества "Мемориал", Верховный суд России в апреле 1999 года отказал в реабилитации родственникам Павлика Морозова. "Я видел это дело - и это действительно те, кто его убил, - пояснил "Известиям" источник в суде. - В Верховном суде это дело рассматривалось, и оно не вызвало никаких сомнений".
В то же время Дружников, ныне преподаватель Калифорнийского университета, считает, что донос Павлика на своего отца был сделан им по "наущению матери, которую отец оставил, уйдя к другой".
- Пионером он тоже никогда не был, его сделали пионером после смерти, - заявил Дружников "Известиям". - А самое главное - я выявил секретные документы, что убили Павлика и его брата не кулаки, а два сотрудника НКВД: один добровольный и второй профессионал. Убили и навесили вину на родственников, которые не хотели вступать в колхоз. Кстати, и кулаками осужденные не были. Их заставили вырыть для себя яму, раздели донага и расстреляли для примера. Так на местах осуществляли директиву Сталина о тотальной коллективизации. А пионер-герой понадобился через два года, когда был создан Союз писателей и мальчик был назван первым положительным героем соцреализма.
Сталин, мастер "политического пиара", действительно использовал смерть Павлика Морозова на полную катушку. Оставив в стороне действительные факты из жизни подростка и отодвинув погибшего вместе с ним 9-летнего брата, писатели и журналисты, начиная от безвестных бездарей и кончая признанными талантами, такими, как Исаак Бабель, Сергей Михалков, принялись на все лады воспевать житие Павлика. Сергей Эйзенштейн сделал фильм о жизни подростка, но он так и не появился на большом экране - ленту посчитали недостаточно идеологически убедительной. Школьникам 50-х годов хорошо знакомо одно из таких стихотворений - поэма Степана Щипачева "Павлик Морозов": "У Павлика щеки пылают:/ Стыдно ему за отца./ Ведь тут собрались и ребята/ Из пионеротряда./ Он чувствует стук сердец./ И от его взгляда/ Отводит глаза отец..."
Когда миф о Павлике умер, пережив на несколько десятилетий его самого, о нем стали петь совсем другие песни. "В тело его родной мамы вошел не один/ Табун бравых мужчин,/ А вышел обиженный богом дебил,/ Ее единственный сын", - спел лидер группы "Крематорий" Армен Григорян.
- Я всегда избегал социальности в своих песнях. Единственная тема этой песни - предательство. А предательство всегда занимает центральное место в истории, - объяснил "Известиям" сам музыкант.
Но сегодня односельчане Павлика Морозова, похоже, уже не хотят докопаться до истины в деле их маленького земляка, благодаря которому деревня Герасимовка стала известной на весь мир. В день его смерти они собираются лишь помянуть Павлика и его брата Федора по русскому обычаю - стопкой водки.
- Мы не забыли Павлика Морозова, - сказал в понедельник "Известиям" замглавы Тавдинской администрации Алексей Холин. - Но мы не хотим однозначно утверждать, хорошо или плохо поступил мальчик в той сложной ситуации. Точек зрения много. Однако поскольку интерес к теме есть - надо поддерживать память о тех временах.
Разруха и запустение, которые сегодня поселились в доме-музее Морозовых, не радуют ни хранительницу музея Татьяну Кузнецову, ни самодеятельного тавдинского кинооператора Василия Альчикова, снявшего игровой фильм про Павлика, ни последнего оставшегося в живых друга-одноклассника Дмитрия Прокопенко. Было время - хорошо жила Герасимовка за счет прославленного земляка.
Теперь местный школьник Саня Корнеев, сыгравший пионера-героя 001 и получивший за свою роль от киношников в виде гонорара кроссовки, служит в армии. Последний из оставшихся в живых член семьи Морозовых - младший брат Павлика Алексей - в последние годы жил в Крыму, в Алупке. Что с ним стало, односельчане не знают. Сам музей не работает: нет посетителей. Только в День села да по юбилейным датам вспоминают - белят памятник и прибирают площадку возле его могилки... "