"Так уж повелось, что выборы в питерское Законодательное собрание уже давно окрестили испытательным полигоном всяких грязных технологий и прочих не вполне хороших явлений. Вот и в этот раз ждут сюрпризов. Но это в недалеком будущем. А пока все, кто имеет к предвыборной гонке хоть какое-то отношение, замерли, как стайеры на старте. Главное - рассчитать силы, не сбить дыхание... Забег обещает быть тяжелым и беспощадным, средства, на него затраченные, - немалыми. Только вот с атлетами, готовыми ринуться в бой, проблемы...
Как и следовало ожидать, все участники боевых действий распределились между двумя лагерями - яковлевским и черкесовским. На сегодняшний день принято считать, что Смольный выступает пятью колоннами: списками Дмитриевой, Волчека, Тарасова, Рыдника и "Единства" Виктора Юракова. В свою очередь, к федеральным силам, то есть "полпредовцам", действуя по принципу "от противного", относят СПС, "Яблоко", "Единую Россию" и, возможно, "Волю Петербурга".
Однако деление это весьма и весьма условно. Очевидно, что депутаты разных списков "яковлевского блока" будут пересекаться друг с другом в некоторых округах. Они не везде смогут рассчитывать на поддержку Смольного, поскольку там, где действующие депутаты лояльны к губернатору, он наверняка будет поддерживать их. К тому же Яковлев не заинтересован в чрезмерном усилении Дмитриевой, Волчека или еще кого-нибудь, поскольку вчерашние союзники могут легко превратиться в завтрашних конкурентов на губернаторских выборах.
С "черкесовскими" тоже не все просто, поскольку, помимо союзных "Яблока" и СПС, у полпредства есть свой собственный список программы "Диалог". Он состоит примерно из 30 человек, причем из них лишь несколько - участники эспээсовско-яблочной коалиции. К тому же не совсем понятно, является ли Виктор Васильевич автором этого списка (или он написан его окружением) и как он сам к этой идее относится. Те, кто видел список "Диалога", говорят, что он составлен не по принципу политической благонадежности, а по принципу проходимости его членов.
Опыт предыдущих выборов показывает, что к своему членству в различных списках кандидаты относятся достаточно легко и умудряются вписываться в несколько сразу. Так, говорят, что Наталья Евдокимова значится и в списке "Яблока", и в списке "Единой России", а советник губернатора Виктор Евтухов входит в список программы "Диалог".
Пока что никто из участников предвыборного процесса не демонстрирует активного участия в своей судьбе Виктора Васильевича или Владимира Анатольевича и барахтается самостоятельно. Главных организационных задач сейчас две: найти кандидатов и договориться с потенциальными союзниками о разделении округов.
С кандидатами практически у всех политических сил возникают серьезные проблемы. Дело в том, что в Петербурге есть немало известных ученых, артистов и художников, но напрочь отсутствуют известные политики. Поэтому мобилизуют все резервы. Выгнанные со службы бывшие начальники петербургских ГУИН и ГУВД Владимир Спицнадель и Вениамин Петухов оказались в списках "Единой России". От него же будут выдвигаться кандидатами некто Путин и некто Кудрин (не путать с министром и президентом, тем более, говорят, что Путин раньше вовсе и не был Путиным, а носил какую-то украинскую фамилию). Оксана Дмитриева, говорят, рассматривает вариант выдвинуть по "шутовскому" округу (там исход голосования решают "Кресты") какую-то писательницу детективных романов. Правые включили в свой состав трехкратную олимпийскую чемпионку по легкой атлетике Татьяну Казанкину, бывшего вице-губернатора по культуре Владимира Петровича Яковлева, за которым, говорят, в ЗакС могут потянуться и другие уволенные смольнинские чиновники. А вот герой прошлого лета бывший директор зоопарка Иван Корнеев пока никакой предвыборной активности не проявлял...
И тем не менее кандидатов катастрофически не хватает, поэтому многие списки пока до конца не оформились. Соответственно, тормозится и процесс согласования списков между союзниками. Пока что окончательные договоренности достигнуты, похоже, только между "Яблоком" и СПС. Демократы преуспели прежде всего потому, что начали договариваться еще в то время, когда большинство остальных смутно представляли себе свое участие в выборах. Как результат - "Воля Петербурга" и "Единая Россия", которые до последнего рассматривались ими как потенциальные союзники, не смогли вовремя включиться в переговоры и союз Яблоко - СПС был заключен без них.
Теперь все они друг с другом договариваются самостоятельно.
Без сюрпризов, несмотря на всю блеклость нашей политтусовки, все же не обошлось. К таковым можно отнести, например, появление двух списков: Рыдника и Юракова. Известный банкир неожиданно решил пойти по стопам своего коллеги - бывшего главы Балтийского банка Андрея Ловягина и податься в депутаты. Незадолго до этого неожиданно активизировалась его Партия стабильности. Она шокировала наблюдателей несколькими цветными выпусками своей газеты "Единство и стабильность", заставив призадуматься, кто же решил вложиться в этот политический труп. Оказалось - Рыдник.
Второй сюрприз - это достаточно абстрактный пока блок "Единство", организованный известным издателем книжек про маленького Вову Путина Виктором Юраковым. В свое время за чрезмерную активность его выгнали даже из "Единства", а потом не взяли в "Единую Россию". Тогда он организовал свое собственное полуподпольное "Единство", которое теперь намеревается участвовать в выборах. Можно представить себе, какую путаницу это внесет в умы избирателей, если даже в политтусовке, чтобы избежать недоразумений, обязательно уточняют: юраковское "Единство" или солонинская "Единая Россия".
В качестве темной лошадки выступает список Алферова - Селезнева, о котором неизвестно практически ничего за исключением его названия. После того как Геннадия Николаевича изгнали из КПРФ, единственный шанс оказаться в следующей Думе для него - выборы по одномандатному округу. Он всегда грозился избираться в 209-м округе в Петербурге, поэтому усиление политического влияния в нашем городе для него очень важно.
Впрочем, все эти списки - для избирателей вопрос второстепенный, и в первую очередь они будут смотреть на самого кандидата. И вот здесь-то их ждет горькое разочарование, поскольку никого и ничего принципиально нового и интересного большинство из них не увидит.