"До “первого звоночка” на выборах в Законодательное собрание Красноярского края 23 декабря остается все меньше и меньше времени. 17 ноября истекает последний срок регистрации объединений и самостоятельных кандидатов, желающих на 5 ближайших лет реально портить жизнь властям, пытаться помочь населению жить “еще лучше”, ну, и позаботиться о собственном материальном благополучии до конца дней своих. 17 ноября двери в загон под названием “краевой парламент” захлопнутся – внутри загона начнется драка, после чего под Новый год оттуда выйдут все выжившие, чтобы встать у руля. Тут, как говорится, ничего не поделаешь – это политика.
Другой вопрос: изменится ли что-нибудь кардинально в краевой политической системе после 23 декабря? Получит ли Лебедь в лице нового состава ЗС поддержку себе и опору своей власти на будущих губернаторских выборах? Позиции каких общероссийских финансово-промышленных групп в Восточной Сибири усилятся, а каких, наоборот, ослабнут? Где выгоднее будет жить в крае, на Севере или на Юге? В принципе, на все эти вопросы, исходя из анализа уже сейчас существующего положения ответить довольно легко, хотя и страшно – в регионе грядут большие перемены, связанные отнюдь не со сменой власти Александра Лебедя в будущем, нет.
Речь идет о настоящей экспансии реальных хозяев жизни в Красноярском крае на властные структуры. Речь о тех, за дружбу с которыми многие краевые чиновники и партийные строители готовы отдать многое.
Сибирский политико-экономический оффшор
Цифры влияния РАО “Норильский никель” на экономику, а значит, и на политику в Красноярском крае давно и общеизвестны: на налоги Норильского промышленного района формируется до 75% всего краевого бюджета. Это, так сказать, исходный материал для тех, кто заказывает музыку. Правда, и в постперестроечные времена, и несколько лет назад силе этой “музыки” (читай -- политическому влиянию) “Норникеля” на Красноярск мешало сразу несколько обстоятельств. То, понимаешь, приватизация, то, елки-палки, новый губернатор края Лебедь с репутацией политика-кидалы, а то вдруг вообще наезды Генеральной прокуратуры на Потанина. Было не до усиления позиций – и в Заксобрании политику северян официально выражало вообще только два депутата. Теперь же все должно быть по-другому.
В одночасье все изменилось. Таймыром на законодательном и исполнительном уровне “никелевые короли” овладели прочно и надолго, Александр Хлопонин, как ферзь в шахматах, стоит многих и многих “пешек”. Эвенкия в лице Бориса Золотарева тоже оказалась в кармане. Оставалось договориться – ну, или создать видимость договоренности – с Александром Лебедем…
В минувшие выходные корреспонденту “FLB-Сибирь” на условиях анонимности удалось встретиться с несколькими командированными в Красноярск из Москвы полититтехнологами, работающими на людей из ближайшего окружения “Норильского никеля” в предверии выборов в ЗС. Анализ этих разговоров перед вами. Более того: беседы с этими людьми подтвердили самые смелые предположения автора этих строк.
В крае вслед за “эрой Быкова” и “веком Лебедя” грядет очередная, “металлическая эра”. Нет-нет, не пугайтесь, не будет ни громких скандалов, ни очередного передела собственности, ни необъяснимых на первых взгляд убийств, ни выстрелов и ни взрывов. Просто если раньше “серыми кардиналами” краевой администрации были сначала Анатолий Быков, потом поочередно банк “Авангард” и ФПГ “Альфа”, то теперь все встанет на свои места. Регионом будут руководить те, кому положено руководить по статусу хозяев – частично подпольно, частично явно: через будущий состав Законодательного собрания. Время недомолвок и эзопова языка в России закончилось. Красноярский край пора переименовывать в Норильский округ, ну, или хотя готовиться к такому переименованию.
Четвертый в Российской Федерации после Татарстана с Шаймиевым, Калмыкии с Илюмжиновым и Чукотки с Абрамовичем политико-экономический оффшор будет создан именно в Красноярском крае. Региону предстоит превращение в крупную сырьевую “губку”, которую будут “выжимать” до победного конца все, кому не лень. Технологии такой выжимки опробованы в той же Татарии и на Чукотке.
Лебедь как попутчик (“командир должен быть впереди, на лихом коне, но подкованным не его личными кузнецами”)
Итак, по данным “FLB-Сибирь”, план “металлистов” прост: для начала это увесистое большинство делегатов-северян в ЗС. Средства для этого также прекрасны – существующая в крае власть во главе с генерал-лейтенантом ВДВ в отставке, страстно желающим послужить Отечеству в этих суровых краях еще раз. Так что объединение Лебедя, Хлопонина и Золотарева не случайно. Однако при этом есть и любопытная деталь: если раньше, накануне своей губернаторской карьеры Александр Иванович сам выбирал себе попутчиков в управлении регионом (положение “нового хозяина” на ближайшие 4 года обязывало), то теперь, впервые в жизни, в роли “попутчика” оказался он сам. Судите сами: до губернаторских выборов остался год с небольшим, можно, при выборе лишь “денежных” спонсоров, и проиграть. А вот если тебя поддержат и никуда не собирающиеся уходить отсюда крупные воротилы никелевого бизнеса, уже на несколько лет вперед обеспечившие себе административный ресурс в исполнительной власти Норильска и Туры (столица Эвенкии)… Тут стоит, о чем подумать и о чем попросить. Не стесняясь в словах и выражениях. Кстати, нелишним будет напомнить, что при возможном будущем большинстве “Севера” в ЗС через год от услуг Лебедя можно и с легкостью отказаться, поставив свои ставки и на кого-то другого, более сговорчивого в вопросах политики и экономики… Фраза, сказанная мне одним из моих собеседников в “Норильском никеле” (смотри заголовок) – лишнее тому подтверждение.
Как, собственно, и политический расклад пролебедевских, условно говоря, сил накануне выборов. Сейчас союз “никелевых баронов” и Лебедя уверенно движутся к 23 декабря тремя походными колоннами. Красноярск будут оккупировать отчасти “приватизированное” “Единство” (об этом ниже), пресловутый административный ресурс в лице промышленников и предпринимателей, объединенный в блок “Надежда и опора”, а также блок “За Лебедя”. Конечно, на эти силы надежды и опоры мало, поскольку сам краевой центр достаточно сильно политизирован. Но Красноярск с населением 850 тысяч человек – это еще далеко не весь край с его трехмиллионным населением. Главный удар в деле собирания голосов пока планирует взять на себя подконтрольные Лебедю Российская Народно-Республиканская партия, общественно-молодежное движение “Лебедь” и политическое движение “Честь и Родина. Александр Лебедь”. Их агитационная вотчина – сельские районы, где позиции рыкающего губернатора по-прежнему сильны лишь потому, что в деревне нет телевизоров, зато есть имеется масса районных газет, финансируемых из краевого бюджета.
Ну, а то, что не доберут в деревне – поможет норильский Север в лице “Северной партии”, пока, до поры до времени собственные карты и ресурсы не растрачивающий, предоставляя такое право, мягко говоря, далеко не мощным политическим оппонентам в виде того же “Блока Зубова”, “Блока Быкова” или коммунистов. Эта тактика, по мнению многих, верна и она себя оправдает. В общей истерии не участвует, пожалуй, пока только блок “Наши!”
Подрыв изнутри или Не можешь поправить ситуацию – возглавь!
Что же касается борьбы “металлистов” в союзе с Лебедем против остальных политических сил, то, по мнению политтехнологов “Норильского никеля”, здесь ими впервые опробован метод внедрения в структуры конкурентов с одновременным их подрывом изнутри. На людей, обычных обывателей-избирателей, такой ход действует очень сильно. Ярчайший тому пример – история с “Единством”, позиции которых сильно пошатнулись после скандала с мэром Норильска Олегом Бударгиным. Такой “норильско-троянский конь” стоит многого…
Напомним, что неделю назад в СМИ появилась информация, что в самое ближайшее время мэр Норильска Олег Бударгин намерен заявить о снятии своей кандидатуры из списка избирательного блока краевого отделения партии “Единство”. Напомним, что в этом списке глава столицы Заполярья (а также создатель в 1998 году и бессменный лидер “Северной партии”!) находится под вторым номером, поэтому его уход из тройки лидеров мог сказаться самым непредсказуемым образом на всей дальнейшей судьбе блока пропрезиденсткой партии “Медведей”. Самый худший вариант в этом случае -- просто снятие с выборов за изменение верхушки списка. Так обстоят дела по закону. Между тем, как сообщила председатель краевого политсовета “Единства” Вера Оськина, говорить об уходе Бударгина из списка партии невозможно. Так и случилось, Бударгин остался – но вот куда девался авторитет “Единства” в крае? Это большой и больной для “Единства” вопрос.
О причинах же такого политического шага Бударгина в будущем еще предстоит поломать голову аналитикам. По информации одних, мэр Норильска собирался сделать это в связи с резко ухудшившимися отношениями его лично и Александра Лебедя. Мол, “Единство”, все-таки не совсем не зависит от красноярского губернатора, поэтому норильчанин и “взбунтовался”, и уйдет в “Северную партию”. Следуя же информации из других источников, уход Бударгина мог быть спровоцирован как раз независимостью “Единства” от Лебедя, что в свою очередь не устраивает сибирских “никелевых королей”, давших такой приказ главе Заполярья. Не стоит также забывать и о том, что Норильск как таковой входит в образованное не так давно под эгидой краевых властей и с благословения “Норникеля” Единое Муниципальное Образование (ЕМО) “город Норильск”, где присутствуют еще города-спутники северной столицы Талнах, Кайеркан и поселок городского типа Снежногорск. По сути, это весь жилой фонд “Норильского никеля” с десятками тысяч его рабочих рук и социальной сферой. При мыслях о таком предвыборном пасьянсе голова идет кругом, но все, хотя и относительно, встает на свои места, когда знаешь главный экономический аргумент “Норильского никеля” в политически-предвыборном напряжении – повторимся, что налоговые поступления “Норникеля” формируют около 75% краевого бюджета. Сам же Бударгин, еще работая в структурах “Норникеля” не раз осторожно заявлял, что в этой связи Крайний Север должен претендовать на гораздо большее уважение краевых властей. Во всех смыслах.
Короче говоря, узел завязан – и возникает ощущение, что кому-либо из сильных мира сего в Красноярском крае однажды все-таки придется его рубить. С плеча и рискуя многим. Возможно и то, что бомба под названием “фактор Бударгина” взорвется перед самым началом голосования. Фитиль этой бомбы в умелых руках “Норильского никеля”, хотя он и чуточку подпален вышеописанной “генеральной репетицией”...
Не забудем мы и о “засланных казачках” “Норникеля”, к примеру, в союз СПС и “Яблока”, где под четвертым номером идет срочно вошедший туда глава “Норильскстроя” Владимир Богданов… А независимые кандидаты, которые пойдут на выборы от северян с соответствующей поддержкой?… Короче говоря, армия внушительна и мощна, и ее стоит опасаться любому. Ярчайшее тому доказательство – те же проверки Генпрокуратуры в ведомстве лидера “Единства” Шойгу. Нет, говорить о том, что именно “Норильский никель” инициировал такие проверки нельзя, это попросту невозможно. Однако у “FLB-Сибирь” есть весьма достоверные сведения, подтверждающие, что к пиару этого наезда на всю страну накануне выборов в краевой парламент частично причастен и норильский Север – а то уж как-то очень уж вовремя все получается…
Кстати, сама “Северная партия” тоже не чужда желаний перетянуть на свою стороны предвыборный электорат из других политических лагерей. Вспомним, что избирательный список северян возглавили губернатор Таймыра Александр Хлопонин, генеральный директор заполярного филиала горно-металлургической компании “Норильский никель” Джонсон Хагажеев и губернатор Эвенкии Борис Золотарёв. Четвертое место в списке блока с условным названием “Северный ветер” досталось Владимиру Долгих. Это, если кто не знает, бывший директор “Норильского никеля”, он же бывший первый секретарь крайкома КПСС, член ЦК КПСС и кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС Владимир Долгих (бедные коммунисты! Часть своего электората они уже потеряли: фамилия Долгих до сих пор действует в Красноярске на многих, как звуки флейты– прим.ред.).
Разумеется, даже в случае успеха “Северной партии”, эти четверо в депутаты, скорее всего, не пойдут. Кто же реально из кандидатов “Северной партии” может стать депутатом Законодательного Собрания края? Это председатель федерации профсоюзов “Норникеля” Валерий Мельников, идущий под 5 номером, председатель правления “Северной партии” Юрий Захаринский и ректор Красноярского государственного педагогического университета Николай Дроздов. И тут опять скандал на пользу Севера! Пикантность ситуации в том, что Николай Дроздов уже зарегистрирован крайизбиркомом в избирательном списке… пролебедевского объединения “Надежда и Опора”. Свинью, в общем, подложили Лебедю крупную, несмотря на вроде бы официальную дружбу с ним. Таким образом, норильчане нарушили пункт 5 статьи 35 краевого “Закона о выборах”. Возможно, не удосужились поинтересоваться тем, что происходит в Красноярске, а может быть, и сознательно пошли на провокацию. Тем более, что сторонники таймырского губернатора Хлопонина “оценили” ректора Красноярского педуниверситета 7 номером в своем списке. Тогда как сторонники губернатора Лебедя “задвинули” Николая Дроздова в самый конец списка на абсолютно непроходное, 26 место.
Одним словом, все еще только начинается... "