" Калмыкия не намерена расставаться со славой "внутреннего офшора". В ближайшие дни специальная республиканская комиссия определит, что нужно делать компаниям, чтобы налог на прибыль для них составлял не 24% , как везде в России, а всего 7,5%. МНС считает льготу незаконной, но, судя по всему, готово смотреть на нее сквозь пальцы.
До этого года Калмыкия завлекала к себе компании, полностью освобождая их от республиканской и местной частей налога на прибыль (24% из 35% ), налога на пользователей автодорог, налога на имущество и всех местных сборов.
Но с 1 января 2002 г. , одновременно с введением 24% -ной ставки налога на прибыль, регионы потеряли возможность "прощать" причитающуюся им часть. Теперь только муниципалитеты могут освободить компании от 4% -ной - местной - доли налога на прибыль. Однако в НК есть пункт, позволяющий на три года продлить действие льгот, которыми пользовались компании, заключившие с региональными властями инвестиционные соглашения до 1 июля 2001 г.
Чтобы максимально использовать возможности НК, в июне Народный хурал принял закон "О налоговых льготах организациям, осуществляющим инвестиции в экономику Республики Калмыкии". Он освобождает инвесторов от региональной части налога на имущество предприятий, от налога с владельцев транспортных средств, от единого налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, и от региональной части налога на прибыль, которая составляет сейчас 12,5%. Если к ней прибавить местную льготу в 4% , налог на прибыль для калмыцких инвесторов составит всего 7,5%.
"Это уникальная налоговая льгота, - говорит гендиректор Агентства развития и сотрудничества (АРИС) при президенте Республики Калмыкии Алексей Кучеренко. - Калмыкии не на чем больше зарабатывать, своих крупных налогоплательщиков там нет. Сама жизнь толкает нас на рынок бизнес-сервиса".
По его словам, практически все крупные налогоплательщики имеют калмыцкие подразделения. Но сэкономить смогут и те, кто не успел вовремя зарегистрироваться в офшоре. Для этого достаточно купить одну из фирм, которые регистрировались в июне 2001 г. специально для продажи. По словам гендиректора консалтинговой компании "Новая стратегия" Александра Умнова, такие фирмы уже пользуются большим спросом. "Можно купить за $5000 - 8000", - говорит эксперт.
Крупнейшие налогоплательщики предпочитают не разглашать информацию о дружественных калмыцких структурах. Например, "Сибнефть" в свое время присоединила к себе двух калмыцких трейдеров, но сотрудничает ли она с офшорными фирмами сейчас, пресс-секретарь компании Алексей Фирсов говорить отказался. Вице-президент группы МДМ Сергей Мамедов, который до прихода в бизнес работал министром инвестиционной политики Республики Калмыкии, тоже не говорит, есть ли у группы калмыцкие структуры.
Впрочем, из квартального отчета МДМ-банка следует, что более 98% его акций принадлежит пяти калмыцким фирмам, учредители которых тоже зарегистрированы в Элисте, по большей части в доме N 249 по улице Ленина. А из открытой базы ФКЦБ следует, что по тому же адресу зарегистрированы еще 145 компаний, среди которых ООО "Профит Хаус", АО "НИКойл-Калмыкия", ЗАО "НИКойл-Элиста", ЗАО "ЛУКойл Фонд Инвест", ЗАО "Апатит Трейд" и многие другие.
Аналитиков интерес крупного бизнеса к калмыцкому оазису нисколько не удивляет. Конечно, новая глава НК о налоге на прибыль позволяет вообще не платить налог, сводя прибыль к нулю при помощи открытого перечня затрат. Но компаниям, которые думают о своей капитализации, это не подходит, считает Валерий Нестеров из ИК "Тройка Диалог ", поэтому калмыцкие льготы - "это большое искушение".
Впрочем, законность калмыцкого офшора остается под вопросом. Год назад министр налогов Геннадий Букаев прислал в Калмыкию письмо, в котором объяснил, что региональная льгота по налогу на прибыль незаконна, поскольку противоречит Налоговому кодексу и Конституции. Букаев упирает на то, что по НК льготу можно дать только конкретной категории налогоплательщиков, а из калмыцкого закона совершенно не ясно, на кого она распространяется. В документе говорится, что инвестором считается такая компания, чьи инвестиции удовлетворяют критериям, установленным калмыцким Министерством инвестиционной политики. По этим критериям инвестором считается тот, кто вкладывает деньги в один из 15 инвестиционных проектов ( "Строительство мясоперерабатывающего цеха и цеха по обработке каракулевых шкур", "Организация производства лазерных дисков", "Строительство цеха детского питания" и пр. ).
Во II и III кварталах прошлого года инспекторы даже доначисляли налог, но сейчас прекратили проверки до окончательного завершения судебных разбирательств с налогоплательщиками, сообщила "Ведомостям" руководитель отдела элистинской городской налоговой инспекции Наталья Максимова. А всего неделю назад, 13 августа, замминистра налогов Сергей Шульгин прислал в Калмыкию гораздо более дипломатичное письмо. Суть его сводится к тому, что льготы, конечно, незаконны, но "при принятии решений о доначислении налога необходимо уделять внимание срокам заключения договоров об осуществлении инвестиционной деятельности и проверке сроков реализации и окупаемости соответствующих инвестиционных проектов". Другими словами, с каждым конкретным налогоплательщиком нужно разбираться по отдельности.
Сейчас, по признанию Кучеренко, многие льготники "инвестируют" по 1000 руб. в год. Поэтому в республике создана Межведомственная комиссия по совершенствованию инвестиционных процессов, куда входят представители администрации республики, АРИС и налогоплательщиков. Эта комиссия отделит настоящих инвесторов от фиктивных, определив примерный процент прибыли, который компании должны будут все-таки направлять на инвестиции."