Бывший глава приватизационного ведомства области готов загадывать их не только следствию.
"Почему-то в связи с недавним возвращением на малую родину бывшего заместителя главы области В. Головлева вспомнилась фотография "вождя народов". Стоя на трибуне мавзолея и загадочно усмехаясь в усы, Сталин показывает фотообъективу (всем нам) несерьезную "козу". Ту же самую фигуру, образно говоря, для своих недругов сегодня приготовил и уже делает Владимир Иванович. Как будто поддразнивает их: вот он, мол, я, а вы попробуйте, возьмите. Все это напоминает детскую игру в догонялки: есть азарт, есть динамика, настроение. Тому, кто убегает, даже весело (по крайней мере, он хочет казаться таким - уверенным, сильным). Тем, кто догоняет, досадно и, наверное, на самом деле немножко тревожно от того, а вдруг он и впрямь убежит.
Вопрос о том, дойдет дело до суда или нет, беспокоит, как оказалось, и самих участников развернувшегося процесса, и зрителей, находящихся несколько поодаль, в стороне. Только отвечают на него все по-разному. Прокурор области - оптимистично, но осторожно: дело имеет неплохую судебную перспективу. Сам Головлев - уверенно, без тени сомнения: абсолютно бесперспективное занятие. По нашей информации, такого же мнения придерживается экс-прокурор области Г. Лихачев.
Вначале, когда коллеги-депутаты частично лишили бывшего председателя областного комитета по управлению государственным имуществом (КУГИ) иммунитета, Владимир Иванович, высказывавшийся до того исключительно в демократическом ключе, как будто несколько занервничал, чем вначале разрушил образ стойкого, как оловянный солдатик, политика: пообещал обжаловать в судебном порядке решение Госдумы. Со стороны это "вибрирование" показалось не очень сильным ходом: как говорится, если ты не виноват, то и беспокоиться нечего. Вероятно, все взвесив, В. Головлев не стал переводить предмет спора в плоскость судебных разбирательств и сосредоточился на отработке тактики защиты. Сейчас детали этой тактики известны.
Первое: процесс носит исключительно политический характер, материалы уголовного дела сводятся к литературному описанию вредности экономических реформ и, сообразно этой логике, к ответственности должны быть привлечены все, кто их проводил.
Второе: председатель областного комитета по управлению государственным имуществом был, по сути, исполнителем решений Челябинского областного совета, которым в ту пору руководил П. Сумин.
Третье: ход нынешнему делу был дан, когда поступил политический заказ Генпрокуратуре, а произошло это после сближения Головлева с нынешним полуэмигрантом Борисом Абрамовичем Березовским на почве строительства единственной в стране оппозиционной партии "Либеральная Россия". Вот вам из Владимира Ивановича, черным по белому: "Ничего официально мне не известно, кроме неофициальных обращений от кремлевских чиновников разного уровня с рекомендациями - уймите свою прыть в оппозиционности действующей власти".
Наблюдатели говорят, что президент проявил политическую волю и решимость, проводя жесткую линию на приоритет законности во всех сферах жизни - политической, экономической, социальной. В. Головлев - о том, что демократия в опасности, начинается наступление на гражданские свободы. Одними из первых жертв этого процесса, подразумевается, становятся неугодные. "Действительно, - может согласиться внимательный читатель, - работники областной прокуратуры несколько раз обращались в Москву с просьбой дать делу ход, а сейчас оно само покатилось как по маслу. Совпадение или все-таки "тенденция, однако?" В общем, для формирования общественного мнения ход достаточно сильный.
Наверное, есть у Головлева и другие козыри. Им уже упоминалась фамилия Гайдара. Но он еще (на всякий случай?) предупреждает, что в ходе следственных действий могут прозвучать фамилии, по крайней мере, шести известных государственных и политических деятелей. Как это понимать? Как информацию, предупреждение, угрозу?
Попробуем догадаться. Реформы начали Гайдар и его команда. А в команде кто? Первым номером стоит А. Чубайс. Теперь Владимир Иванович с Анатолием Борисовичем как будто уже не в столь близких отношениях, как раньше. Головлев подчеркивает, что председатель правления РАО "ЕЭС России" не может отойти от власти, а он, со своей стороны, не может эту власть поддерживать. Хотя, безусловно, обоих сближает гораздо больше, чем разделяет. У них есть общее прошлое. Допустимо ли забыть работу по приватизации, строительство политических партий и общественных движений? Следователи прокуратуры несколько лет назад не исключали, что "партийный след" тоже может вывести на деньги, исчезнувшие из области. Как известно, создание партий чего-то стоит, да и избирательные кампании - тоже. Вынесли же в 96-м году из Дома правительства шоу-бизнесмен Лисовский и нынешний руководитель "Мосэнерго" Евстафьев, подчинявшиеся в избирательном штабе всем известного кандидата не кому-нибудь, а Анатолию Борисовичу, коробку из-под ксерокса с полумиллионом зеленой наличности. А вдруг, задаются вопросами какие-то фантазеры, Челябинская областная инвестиционная компания, а также ЧИФ СЗН также служили своеобразной коробкой из-под ксерокса, но только очень большой? Убедительными материалами, способными подтвердить эту теорию, насколько можно судить, следствие не располагает, хотя, чувствуется, не прочь отработать длинные связи челябинских миллиардов.
Склонен видеть некое политическое дно у дела Головлева (но не такое, какое представляет сам Владимир Иванович) бывший первый вице-губернатор В. Уткин. Он не питает симпатии к экс-подчиненному Чубайса и отчетливо дает это понять.
- Могу предположить, - заявляет Владимир Петрович в одном из последних своих интервью, - что средства, полученные Головлевым от приватизации в Челябинской области, ушли не только на личное обустройство. Используя эти средства, он обеспечивал еще и политическое прикрытие своей деятельности. Думаю, что финансовая поддержка партии "Демократический выбор России", чьим лидером в области был именно Владимир Головлев, обеспечивалась им же самим. Его место в федеральном политсовете ДВР, как и поддержка со стороны партии на выборах в Государственную Думу, также были обусловлены этим фактором - финансовой поддержкой.
Если следовать этой логике, есть еще в России-матушке кому заступиться за Владимира Ивановича. Однако, по мнению того же В. Уткина, этот круг сильно поредел, что заставило Головлева несколько перестроиться. Он-де рассчитывал, что после объединительного съезда СПС лидером новой партии станет хорошо знакомый Егор Тимурович, однако вышло не так. Немцов - не Гайдар, а СПС теперь - не "Демвыбор", поэтому Головлеву потребовалось новое политическое прикрытие, каковое он нашел, сблизившись с "политическим тяжеловесом" Борисом Березовским, начав строить "свою" партию "Либеральная Россия".
То, что нынешнее руководство СПС не очень дорожит старыми кадрами, - святая правда. Вот как откликнулась на внутрипартийный инцидент вице-спикер Государственной Думы от фракции "Союз правых сил" Ирина Хакамада: - С Головлевым возникли очень серьезные противоречия. Прежде всего, между руководством и им самим. Его деятельность в большей степени была направлена на раскол. Горестно будет, если тот товарищ, с которым мы все начинали, окажется действительно виновным, но формально он не является ярым сторонником "Союза правых сил".
Хороши соратники. Отстранились, отмежевались. По пути ли с ними было депутату, привыкшему к командной работе? о оставим гипотезы, обратимся к фактам. Запрос Генпрокуратуры, поступивший в Госдуму, начинался так: "Есть все основания для предъявления депутату Владимиру Головлеву обвинения в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 147 и ч. 2 ст. 170 УК РСФСР - мошенничество и злоупотребление служебным положением. Санкция предъявляемой статьи предусматривает наказание до 10 лет лишения свободы". Весомо? Еще бы! Однако напуганным Головлев сейчас не выглядит. Он - прежний, вполне узнаваемый. Даже юмор знакомый. Помнится, иронизировал несколько лет назад: в чем его, дескать, только не упрекали, даже в снижении рождаемости в области, но один он решить эту проблему не в силах. Теперь описывает визит в прокуратуру: встретили хорошо, даже напоили чаем, правда (следует многозначительная пауза), с клубничкой.
Приехав на допрос, Головлев поступил, как истинный прагматик: совместил неприятное с полезным. Не стал пробираться огородами по малой родине, скрываться от внимания прессы. Напротив, был исключительно доступен, отвечал на все интересующие ее вопросы. Любовь депутата к СМИ известна. Как было в свое время подмечено, он не пассивный герой публикаций. Бывший руководитель КУГИ умело формирует информационные потоки. Более того, "заворачивает" их вокруг себя таким образом, чтобы они выгодно подчеркивали его роль и место в новейшей истории. Всякий раз В. Головлев умело и легко держит паузу. Его выход в люди подобен выходу на сцену: интрига разворачивается по ходу действия, причем непонятно порой "во что это все выльется". Он большой мастер загадывать загадки, ибо "доступен" далеко не синоним другому слову - "открыт".
Как человек опытный и искушенный, наверняка понимает: каждый его сольный выход должен сопровождаться некой изюминкой, особинкой, что ли, способной приковать внимание масс, а иначе они охладеют к нему или, точнее, потеряют интерес. Этого же в нынешней ситуации он допустить не может никак, ибо это равносильно утрате инициативы. А тот, кто не владеет инициативой, обречен оправдываться, снижая свои шансы "громко хлопать дверью". Дверь - тоже оружие, да еще какое. Поэтому столичный челябинец (или челябинский москвич) действует сообразно: пока интересен, бросает наживку в виде недосказанной сенсации. На уточняющие вопросы произносит, улыбаясь: "Нет комментариев". Само собой подразумевается: в будущем надо ожидать от него ну, положим, не столько "чемоданов с компроматом", сколько в свое время обещал донести Руцкой, но чего-то все-таки ожидать надо. пока ему приходится брать другим. Он как будто не прочь дополнительно раскрыть некие особенности своей натуры (это тоже интересно). Вот, к примеру, говорит о себе: "Я люблю драку. Адреналин действует". Почти что искусство ради искусства. Процесс ради процесса. И это, справедливости ради надо признать, не расходится с тем, что было известно, но только не из уст депутата: в любом или почти любом крупном областном конфликте в начале - середине 90-х Головлев оставил свой след.
На вопрос о том, кого бы он сегодня предпочел видеть в качестве своего спарринг-партнера, Владимир Иванович вначале заинтересованно уточняет: среди москвичей или местных? Челябинских политиков оценивает весело и задорно:
"А слабо!" Тоже ясная позиция. Равных себе здесь не видит: не столица, пожиже народ. Еще охотно делится своими оценками возможных кандидатов на губернаторское кресло: может, замечает, они и фигуры, но не игроки. Убийственная аттестация. Если не игроки, следовательно, их можно переиграть на технике, которую он уже неоднократно демонстрировал, трижды становясь депутатом Государственной Думы.
Хотя нынче к местному электорату у него интерес другой. После фонда социальной защиты населения, куда "вляпалось" около 300 тысяч взрослых, обладающих правом голоса людей, "непопулярному" Головлеву вряд ли следует рассчитывать на поддержку земляков. А вот амплуа играющего тренера ему вполне по вкусу. Прозвучало так: один из его помощников (или близких людей) нынче тоже будет готовиться к выборам в области, и переговоры с инвесторами, способными поддержать кандидата материально, уже проведены. Вот только что за кандидат - не известно (у Головлева опять "нет комментариев").
Эту "наживку" Владимир Иванович тоже, похоже, забрасывает на потом, заставляя местных наблюдателей мучиться в догадках. Ну не считает ведь депутат трех созывов, что нераскрученный, хотя и столичный "мистер X" всерьез может побороться за область. Значит, кто-то из местных политиков вызывает симпатии у Головлева? Кто бы это мог быть? М. Гришанков, сказавший, что за разговорами о политическом давлении он видит попытку экс-руководителя КУГИ уйти от ответственности, наверное, отпадает, хотя бывший приватизатор и замечает мимоходом: у его коллеги не хватает терпения ждать очередных выборов. Слухи о неких общих интересах с М. Юревичем В. Головлев тоже опровергает, но так, что еще больше затуманивает обстановку. Дескать, что нас может сближать, если я не ем хлеб? И тут же продолжает: М. Юревич стал депутатом Госдумы еще и потому, что я не возражал. Бравирует, поддерживая имидж демонической личности, или "раскрывает один из чемоданов"?
На недавней пресс-конференции прокурор области А. Брагин назвал Головлева большим выдумщиком. Где-где, а в прокуратуре знают, как может он повернуть ситуацию в свою пользу. Тогда, когда другой бы на его месте ушел в глухую защиту, он переходит к активным наступательным действиям.
Вот цитата из 1996 года: "Возник скандал в городской прокуратуре, связанный с тем, что там подделывались следователем документы Генеральной прокуратуры, ставились липовые подписи, поддельные печати, по которым людей сажали в камеру предварительного заключения, вымогали у них деньги якобы на основании поручения Генеральной прокуратуры. Что творится у нас в ведомстве Лихачева!"
Это, так сказать, избранное из Владимира Ивановича, еще не самое крутое. Высказано в марте. Тогда как раз было возбуждено дело по фактам злоупотребления служебным положением должностных лиц имущественного ведомства.
А его допросы? Да практически то же самое: документы липовые, подлинники исчезли, ревизии не проводились, материалы следствия изобилуют неточностями. Подобная повторяемость, кажется, не имеет ничего общего с изобретательностью, творчеством. Как говорят французы, шутка, повторенная дважды, - уже не шутка. Но торопиться с выводами не надо. Если оружие эффективно, пусть выстрелит и во второй, и в третий раз.
В середине 90-х аналитики, быть может, для служебного пользования, подготовили некую записку (сейчас она есть в Интернете). В ней говорится, что фирменный стиль Головлева отличает "поиск врага", на котором можно всласть отыграться. Примерно таким образом: это он (она, они и даже оно) виноват (-а, -ы, -о) в том, что происходит (творится, делается) в регионе (в Кремле, на Таймыре, в стране). На этом фоне В. Головлев любит представать нашенским Гарибальди, который пришел, "чтоб землю крестьянам в Гренаде отдать". Так уже не раз было и, судя по всему, будет. Нет особого сомнения, что народным заступником он еще предстанет.
Думается, что компетентным органам в связи с расследованием "дела Головлева" еще придется опровергать его заявления, вести незримый бой, в том числе информационный. Да что там придется? Уже можно начинать потихоньку. На вопрос корреспондента "Челябинского рабочего" о том, что Владимир Иванович готов сегодня сказать бывшим вкладчикам ЧИФа СЗН, он произнес буквально следующее: "Не исключаю, что задача прокуратуры - изъять подлинники документов, чтобы собственность вкладчиков ушла в другие руки. Но я эти документы, думаю, все-таки найду". Ну что тут скажешь? Разве банальное: нет комментариев.
Вряд ли следует сомневаться и в том, что само расследование Владимир Иванович постарается превратить в грандиозную РR-акцию, способную резко поднять его пошатнувшийся рейтинг на малой родине. А вот удастся ли - другой вопрос.
P.S. Вчера в середине дня Владимир Головлев прилетел в Челябинск, чтобы посетить областную прокуратуру, куда он вызван для допроса. Напомним, что после принятия Госдумой решения о частичном лишении Головлева депутатской неприкосновенности это уже третий допрос нардепа."