Чиновники службы социальной защиты грабили детей-инвалидов.
"Слава Устинову, началось!
Прокуратура вплотную занялась делишками некоторых приватизаторов. Пока. правда, за всех приходится отдуваться депутату Головлеву, поучаствовавшему в свое время в разгосударствлении уральских заводов. Остальные все еще не при делах. Особенно приватизаторы районного и областного масштаба.
Такое невнимание вряд ли можно объяснить нерадивостью прокурорских работников на местах. Наверное, причина в том, что сама тема приватизации уж больно сложная. А дивидендов с нее практически никаких.
В этом недавно убедилась жительница районного центра Выльгорт Республики Коми Маргарита Андреева. В свое время она оказалась жертвой аферы. Не такой грандиозной, как с металлургическими комбинатами. Но все же...
В 1994 году в семью Андреевых пришла благая весть из районного управления социальной защиты. Дело в том, что дочь Маргариты Иосифовны Лида -инвалид. В детстве она перенесла церебральный паралич. На ее лечение и реабилитацию семья ежегодно тратила все сбережения. А тут известие: в республике в качестве реальной помощи детям- инвалидам решено передать акции самого богатого предприятия Коми - ОАО "Коминефть".
Надо заметить, в середине 90-х власти республики активно обсуждали проблему создания фонда будущих поколений. Пока, мол, есть нефть, нужно часть денег от ее добычи аккумулировать в специальном фонде, из которого потом пойдет помощь деткам. Родился ребенок, а ему сразу на спецсчет пачку "зеленых": расти, малыш, и радуйся. А пока еще нет фонда, идею решили реализовать проще: ваучеры наиболее обездоленных детей обменять на акции самых перспективных предприятий.
Маргарита Андреева, как и десятки родителей больных ребятишек, отнесла ваучер дочери в управление социальной защиты. В обмен получила бумажку за подписью начальника управления Н.Чувьюрова о том, что чек ее дочери вложен в "Коми-нефть". Отныне ей принадлежат 100 обыкновенных акций. А интересы Лиды, как и других ребятишек-инвалидов в нефтяном обществе, стали почему-то представлять не родители, а заместитель начальника управления Тамара Доронина.
Много нефти утекло с тех пор с северных промыслов. Много изменений произошло и в самой нефтяной отрасли РК. Буквально за два последних года расцвел город нефтяников Усинск. Нынешним летом нефтяники провели пышные торжества с фейерверком. Глядя из окна на расцвеченное салютом небо, Маргарита Андреева тихо радовалась: дочка имеет прямое отношение к празднику. Какая-никакая, а совладелица. Беспокоило, правда, то, что за все минувшие годы "дочернее предприятие" не то что дивидендов не принесло хозяйке, но и не порадовало ни одной весточкой.
И тогда под залпы салюта Маргарита Иосифовна решила действовать. Но на все ее вопросы об акциях чиновники в управлении социальной защиты почему-то делали круглые глаза: ничего не знаем.
Другой этим бы и удовлетворился. Но Андреева оказалась настырной. Из управления она прямиком отправилась в прокуратуру своего района: "Ратуйте, правоохранители! Кусок собственности украли. А собственность, по нашей Конституции, священна и неприкосновенна".
Прокуратура Сыктывдинского района немедленно провела проверку. И выяснила два обстоятельства, которые все дела по ваучерной приватизации "Коминефти" сводят на нет. Во-первых, документы по приватизационным чекам в управлении социальной защиты не сохранились.
Во-вторых, выяснил прокурор района А. Владыкин, невозможно узнать, была ли когда-нибудь Лида Андреева акционером "Коминефти". Республиканская комиссия по ценным бумагам при главе РК, как выяснилось, сведениями об акционерах "Коминефти" не располагает. А по указанному этой комиссией адресу (Москва, проспект Мира, 16) реестродержатель "Регистратор НИКойл" не значится. Все - тупик.
Но, позвольте, живы и здоровы те чиновники, которые проворачивали эту акцию. Н. Чувьюров по-прежнему руководит управлением социальной защиты. А доверенное лицо детей-инвалидов Тамара Доронина - хоть и ушла из органов соцзащиты, но никуда не делась, - работает главой администрации одного из сельсоветов. Однако тут вот какая загвоздка. Чиновники помнят, что собирали ваучеры у детей-инвалидов. А у кого конкретно, сколько и куда все это делось потом - память отшибло напрочь.
И все-таки они недооценили Лидину маму. В поисках истины Маргарита Иосифовна направилась в суд. Недавно Сыктывдинский районный суд под председательством И. Макаровой рассмотрел ее исковое заявление и принял решение признать за Лидой право собственности на акции "Коминефти". 12 октября фамилию Андреевой по решению суда внесли в реестр акционеров. Но ведь она должна была появиться там семь лет назад?
- Я стремилась не только к этому, - говорит Маргарита Иосифовна. - Мне было интересно понять суть махинации, которую когда-то затеяли чиновники, призванные защищать социально незащищенных. Похоже, однако, никого, кроме меня, это сегодня не интересует. Впрочем, узнав о выигранном мною суде, зашевелились и другие родители, имеющие детей-инвалидов. Так что, господа Иудушки Головлевы, дело не закончилось.
Комментарий
Ее пример - другим наука. Так вкратце можно охарактеризовать настойчивость Маргариты Андреевой в борьбе за права своего ребенка. Вопрос об ответственности названных в материале чиновников- "приватизаторов" - дело компетентных органов. А по сути материала необходимо сказать следующее.
Акционерные общества на сегодняшний день, пожалуй, одна из наиболее распространенных организационно-правовых форм российских предприятий. Закон об их деятельности периодически изменялся, дополнялся, но происходящий в последние пару лет беспредел по переделу собственности вызвал радикальные изменения в области этого законодательства. 7 августа нынешнего года принят Закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" N 120-ФЗ, который вступает в силу 1 января 2002 года. Поправки внесены примерно в 80 процентов статей упомянутого документа. Изменения коснулись буквально всех вопросов, связанных с деятельностью АО.
Законом предусмотрены новые гарантии акционерам. В частности, в законе более четко прописаны порядок и сроки выплаты акционерным обществом дивидендов, счетная комиссия теперь формируется по предложению участников собрания, а не руководства АО, упрощена процедура проведения общих собраний, запрещена конвертация обыкновенных акций в привилегированные или в облигации и иные ценные бумаги, например, векселя, чеки.
Отсутствие этого запрета давало возможность лишать акционеров, в частности права на получение дивидендов. В ст. 39 законна оговорена такая норма. Если уставный капитал общества увеличивается за счет его имущества, то общество обязано распределить дополнительные акции среди акционеров, а не "посторонних" людей."