"Вдумчивые исследователи человеческой природы давно заметили одну основополагающую особенность хомо сапиенс, а именно ненависть к тараканам. Тараканоненавистничество - могучий инстинкт, побуждающий нас хватать шлепанец и с остервенением размазывать насекомое по штукатурке. В южноуральском ареале обитания хомо сапиенс обладает еще одним выраженным инстинктом ненависти - ненависти по отношению к человеку
по фамилии Головлев. Кого-то отталкивает внешность Владимира Ивановича, кто-то вспоминает про "украденные ваучеры".
вот господин Мурашкин, к примеру, старейший депутат ЗСО, намедни начитавшись газеты "Версия" (статья "Тайный олигарх Головлев", тут же перепечатанная местной газетой), на недавнем заседании областного парламента потребовал "крови Головлева". Выскажем крамольную мысль. Головлев Владимир Иванович, депутат Государственной Думы трех созывов, будет избираться столько, сколько захочет. И его никогда не посадят. Потому что он умнее всех пересаженных за последнее время олигархов. Потому что тараканы выдерживают даже направленный ядерный взрыв.
В перерыве исторического съезда СПС я взял интервью у господина "тайного олигарха" - скверно выбритого и в мятом пиджаке. Владимир Головлев не появлялся в родном городе и не встречался с челябинскими журналистами несколько лет - поэтому о его политической и личной жизни ничего не известно. И это очень странно. Ведь фамилия Головлева не сходит со страниц местных газет.
- Владимир Иванович, кто, на ваш взгляд, был заказчиком статьи в "Версии"?
- Ясно, что появление этой статьи, проанонсированной на центральном ТВ, накануне съезда не случайно. Что же касается заказчика... Там стоит его подпись. (Статью прокомментировал Борис Немцов. - Прим.авт.) Мне статья, кстати, очень понравилась. Я люблю бесплатную рекламу, тем более такую - проплаченную моими оппонентами.
- Особенно меня поразил в статье намек на то, что вы, Владимир Иванович, - масон.
- Меня тоже это поразило.
- В Челябинской области фамилией Головлев пугают детей. Как вы к этому относитесь?
- Отношусь очень просто. Когда у людей нет возможности набрать авторитет на конкретных делах, заработать политическую или журналистскую репутацию, они стараются опереться на такой большой авторитет, как у меня, чтобы их заметили. Самое "лучшее", конечно, ругаться площадной бранью.
Я три или четыре года не был в Челябинске, тем не менее на Урале нет такого человека, который бы не знал мою фамилию. Плохо это или хорошо? Не знаю.
- Что должно произойти, чтобы вы вернулись в Челябинск в качестве публичного политика?
- Начиная с 1993 года, я немного меньше уделяю внимания Челябинской области потому, что в Думе очень много работы, я курирую девять регионов. Не знаю, каким образом я мог бы вернуться в Челябинск в качестве публичного политика. Для меня это мелковато.
Все крупные челябинские политики и предприниматели, за редким исключением, общаются со мной, согласовывая те или иные вопросы. Некоторые - через посредников. Даже с коммунистом Свечниковым общаюсь. Ну зачем же мне самому...
- А с Петром Ивановичем общаетесь?
-...
- С Андреем Николаевичем?
- Нет комментариев.
- Оппозиционные газеты в период губернаторских выборов писали о вашем участии в становлении действующего главы области. Нет комментариев?
- Не совсем правду писали. Это один из приемов целого ряда людей, которым хочется на скандальных вещах заработать себе политический капитал. Я очень удивлюсь, если услышу от Сумина, что он когда-нибудь договаривался с Головлевым. Не услышите вы это и от меня.
Другое дело, что я всегда говорил и повторю сейчас: в условиях 2000 года рациональнее было бы, чтобы выборы выиграл Сумин. Но это не значит, что я с ним об этом договорился. Хотя не скрою, что по многим вопросам у меня с губернатором разные взгляды. Никакого сговора Головлева с Суминым, как писали газеты Гришанкова, не было.
- Как вы относитесь к тому, что создана ликвидационная комиссия Чекового инвестиционного фонда социальной защиты населения, который вы возглавляли?
- Никак не отношусь. Чековый инвестиционный фонд создавался по решению областного Совета народных депутатов. Я входил в его руководство как должностное лицо - председатель Госкомимущества области - наряду с другими должностными лицами, например, с тогдашними замначальника УВД, ФСБ, первым замом облсовета... Я делал все, чтобы деятельность этой организации соответствовала концепции. И пока я был в совете директоров, ЧИФом СЗН, единственным фондом подобного рода, выплачивались дивиденды в таком размере - 200 процентов. Как только несколько лет назад мне стало ясно, что ЧИФ СЗН рассматривается как политический проект, как только на фонд началась мощная атака и как только я вышел из руководства, все закончилось. Ликвидационная комиссия - это нормальный передел собственности. Мне известен список лиц, которые собираются присвоить активы ЧИФа. Это очень влиятельные, в том числе московские люди.
- Следите ли вы за политической жизнью в Челябинской области?
- Слежу и очень внимательно, и не только за политической, но и за экономической жизнью, и социальной, и культурной. Я вхожу в пятерку людей, которые наиболее полно информированы о процессах на Южном Урале.
- Южный Урал интересен вам наряду с другими регионами или наиболее интересен?
- Наряду с другими. Я возглавляю организацию "Российские налогоплательщики", входящую в СПС. Она имеет региональные отделения в 62 субъектах федерации, входит в международную организацию налогоплательщиков, имеющую очень большой вес в мире большой мировой политики и бизнеса. Мы обсуждаем самые разные вопросы - вплоть до вопросов финансирования государства международными инвесторами. Челябинская область входит в число десяти-двенадцати регионов, которые мне наиболее интересны.
- Вы пойдете в Госдуму на четвертый срок?
- Выборы через два года, поэтому это сложный вопрос. Я бы очень хотел ограничиться тремя сроками. Возможно, для вас это прозвучит откровением но в 1999 году, как, впрочем, и в 1995-м, и в 1993-м я не собирался идти в депутаты. Но ведь в политике не всегда делаешь то, что хочешь. Я не знаю, как мне придется поступить в 2003 году.
- Владимир Иванович, вы заместитель председателя комитета по бюджету и налогам, третий срок в Думе. Но в Челябинске практически никто не знает о депутатской деятельности Владимира Головлева.
- Значительная часть экономических законопроектов Госдумы подписаны моей фамилией. Вся моя жизнь на две трети состоит из работы, думский комитет часто работает до глубокой ночи.
- Как вы голосовали по законопроекту о ввозе ОЯТ?
- Я голосовал против каждый раз, когда этот вопрос стоял в повестке дня. У меня по этому вопросу есть вся, даже самая конфиденциальная информация. Поэтому я знаю: Челябинская область никогда не увидит "ядерные" деньги. Ни один из южноуральцев не получит ни прибавки к зарплате, ни прибавки к пенсии, никто не получит никакой компенсации. "Ядерные" деньги получит узкий круг чиновников, который будет принимать участие в заключении контрактов. Опасность ввоза ОЯТ настолько велика, что ничего исправить будет просто невозможно.
- Вам не нужно или неинтересно информировать избирателей, как и над чем работает депутат Головлев?
- Мне это неинтересно. Оплачивать собственный пиар я не хочу.
- В "Версии" утверждается, что депутат Головлев как огня боится потерять депутатскую неприкосновенность.
- Вы будете смеяться, но на всех заседаниях Госдумы всех созывов, когда обсуждался этот вопрос, депутат Головлев всегда голосовал за отмену депутатской неприкосновенности.
- Значит, вас никогда не посадят?
- Да, меня никогда не посадят."