"К сенсации минувшей недели - выдаче Госдумой депутата Головлева Генпрокуратуре - стоит присмотреться внимательнее. Причем не столько обманутым акционерам фонда "Социальной защиты населения", которые все равно ничего не получат, а политической и бизнес- элите Южного Урала, состав которой может быть серьезно подкорректирован при помощи известного парламентария.
Собственно, подоплеку дела объяснил сам герой дня в первом же телеинтервью после депутатского голосования. Улыбающийся Головлев произнес фразу, из которой стало ясно, о ком вскоре пойдет речь в Генпрокуратуре. Он сказал: "Главное обвинение Генпрокуратуры состоит в том, что я точно исполнил решение областного Совета народных депутатов десятилетней давности". Напомним, что председателем областного Совета тогда был Петр Сумин, который и подписывал, в частности, постановление о создании "Фонда социальной защиты населения" (СЗН). Именно его фамилия была первой названа Головлевым вскоре после начала думского заседания.
На фоне продолжающихся дискуссий о том, оставит ли Сумин свой пост досрочно и что способно его к этому подтолкнуть, акция Генпрокуратуры, санкционированная Кремлем именно сейчас (хотя "дело Головлева" стартовало еще в 1993 году), рождает чувства и размышления отличные от гордости за правоохранительную систему, решившуюся-таки покарать "приватизатора". Депутат-чекист Михаил Гришанков и активистка СПС Татьяна Кадочникова могут, конечно, принимать поздравления, однако не секрет, что Кремль подарил им этот маленький повод для торжества исходя из собственных расчетов и соображений. Настойчивая просьба Александра Котенкова "как представителя президента" вернуться к рассмотрению ходатайства Генпрокуратуры не оставила в этом никаких сомнений.
Итак, всего через семь лет Москва прозрела в отношении Головлева. То, что произошло это именно в момент активизации "третьего и окончательного" передела собственности в России, неизбежно связанного с "зачисткой" властных структур в регионах, подтверждает версию о том, что таким образом челябинскому губернатору Москва выносит своего рода "вотум недоверия": в Кремле не могут не просчитывать возможных последствий "головлевского" скандала для репутации челябинской областной администрации. Не секрет, что излишне демонстративная поддержка Суминым некоторых "местных олигархов" пришлась не по вкусу президентским структурам (кстати, почему-то именно полумертвый, сам находящийся в процессе ликвидации фонд "СЗН" выступил недавно в качестве инициатора ликвидации Карабашского медькомбината, за который ЗАО "Карабашмедь" Александра Вольхина при поддержке губернатора борется с УГМК).
В самом деле, весьма вероятен такой сценарий. В ближайшие дни активизируется следствие, начнутся допросы, очные ставки. Пойдут "утечки" в столичную прессу, будут напечатаны документы с подписями, зазвучат громкие фамилии:Дойдет дело и до международных структур, как обещает сам Головлев. Став одним из главных фигурантов в громком и грязноватом, мягко говоря, уголовном деле, губернатор уже не имеет шансов "отмыться" добела. А отсюда уже один шаг до вполне законного отстранения от должности - "до выяснения всех обстоятельств". Все это очень похоже на прозрачный намек. Хотя, безусловно, Сумин, подписывая 10 лет назад документы по приватизации, вряд ли представлял себе детально головлевские схемы и скорее всего никогда в них лично не участвовал. Но это никого интересовать не будет. Ведь дело не только и не столько в Сумине.
В Челябинской области нет ни одного серьезного местного "олигарха", к формированию собственности которого не был бы причастен сам Головлев либо его структуры. И каждый из этих "олигархов" сегодня может быть легко превращен из магната в подследственного, а "империи" обращены в пыль и воспоминания либо переданы в более надежные руки. Нет человека более удобного и эффективного для масштабной "зачистки" местной элиты, нежели "главный приватизатор области".
А потом о "деле Головлева" забудут еще лет на пять, а то и навсегда. Речь идет о суммах слишком больших, и если человек еще жив, значит, ему и свобода по карману.
Первый вице-губернатор Андрей Косилов, категорически отвергая версию об "антисуминской" подоплеке скандала вокруг Головлева, тем менее согласился с автором этих строк в том, что вся эта история "серьезно расчищает политический ландшафт Челябинской области", поскольку ставит под сомнение итоги приватизации в регионе. Вместе с тем, по мнению Косилова, позиции Сумина сейчас особенно крепки, о чем свидетельствуют его участившиеся встречи с президентом Путиным, а слухи о скорой отставке губернатора распускает оппозиция для дестабилизации положения областной власти.
"Это еще не последний срок Сумина", - заявил вице-губернатор то ли в шутку, то ли всерьез. "Хотя, - говорит Косилов, - при том дефиците кадров, который сейчас есть у Путина, я бы не исключил того, что Сумина могут пригласить на работу в Москву. Другое дело - как он отреагирует. Поэтому теоретически вариант его московского назначения возможен. А практически, считаю, нет".
Вместе с тем нельзя не отметить и такую деталь. В день решающего голосования в Госдуме распространялся номер "Российской газеты" со статьей Владимира Филичкина, которая была спешно заказана ему редакцией правительственного издания буквально за день до событий. Выбор автора впечатляет: Филичкин известен не только своей многолетней борьбой с Головлевым, но и тем, что в каждой своей публикации связывал имена депутата Головлева, губернатора Сумина и прокурора Брагина. Заметим в скобках, что "РГ" могла бы найти в Челябинске немало других авторов (в том числе в изданиях официальных, опирающихся на источники в обл-прокуратуре) - о "деле Головлева" здесь не писал разве что ленивый. Но выбрали именно Филичкина.
Описанная подоплека скандала представляется достаточно реальной, хотя и не исключает ряда других, "чисто московского" происхождения, неизбежно связанных с тем, что тамошний люд опять не поделил какой-нибудь свечной заводик или естественную монопольку (слухи о конфликте Головлева с неизменно покровительствовавшим ему Чубайсом уже дошли до Челябинска). При этом "тайные" версии о близости Головлева к Березовскому как истинной причине его опалы - не более чем "дымовая завеса" для простаков. На Березовского в России можно списать все что угодно - даже отсутствие в кранах воды. Это общеизвестно.
Кстати, Владимир Головлев обычно именуется сейчас в прессе "вице-губернатором в администрации Соловьева". Формально это так (отсюда же и слухи о том, что "потянуть" за собой он может и Виктора Христенко, также бывшего в то время замом Вадима Соловьева). Однако для понимания реальных взаимоотношений в этом треугольнике процитируем телеграмму губернатора Вадима Соловьева первому помощнику президента РФ Бориса Ельцина Виктору Илюшину, датированную 5 мая 1994 года:
":С декабря 1993 г. прокуратура области стала информировать меня о вскрытых фактах нарушений со стороны областного комитета по управлению госимуществом в вопросах проведения приватизации и коррупции ряда должностных лиц комитета. Прокуратурой были направлены иски в областной арбитражный суд о признании незаконными итогов приватизации ряда объектов области и возбуждены уголовные дела. В этой ситуации Госкомимущество предлагает мне назначить председателем областного комитета по управлению госкомимуществом вместо избранного депутатом Госдумы Головлева В.И. его заместителя Желтикову Г.А. Имея информацию прокуратуры и учитывая, что назначенный председатель комитета по управлению госимуществом автоматически становится моим заместителем, я не имел морального права согласиться с этой кандидатурой. Мои неоднократные обращения в Госкомимущество, лично к Чубайсу А.Б., информирование их о фактах, выявленных прокуратурой, и возможных последствиях при широкой огласке этого материала оставались и остаются без соответствующего рассмотрения:"
Такого же содержания послания Соловьев направлял тогда руководителю президентской администрации Сергею Филатову, другим высокопоставленным кремлевским чиновникам. Наконец, самому Борису Ельцину. Областная прокуратура под руководством Геннадия Лихачева уже вовсю расследовала "головлевские" дела и даже предъявляла обвинения его соратникам. Но тогда санкции Кремля Вадим Соловьев так и не дождался.
Приближались губернаторские выборы 1996 года. Именно тогда в массированную "антисоловьевскую" кампанию активно включился Владимир Головлев, часами вещая по ОРТ об ужасах жизни в Челябинской области при губернаторе Соловьеве.
Петр Сумин победил. Тогда он был нужен Кремлю как некий "стабилизатор" для разгневанных "шоковой терапией" народных масс. Со своей задачей он справился. Нынче на Южный Урал у столичных политиков другие виды. Их нельзя характеризовать как "хорошие" или "плохие". Просто десятка полтора нынешних местных чиновников и олигархов в них, похоже, не вписываются. И Владимир Головлев своими чистосердечными показаниями в Генпрокуратуре поможет уточнить весь список.
Александр Подопригора, вице-президент консультационной компании "Советник"
P.S. Кстати, в одной из телеграмм Вадима Соловьева, адресованных в 1994 году администрации президента Б.Ельцина, в едином контексте "незаконной приватизации выгодных предприятий" упоминались "три друга-депутата" - В. Головлев, А. Починок (ныне министр труда) и А. Кушнарь (ныне аудитор Счетной палаты). Так что "дело Головлева", действительно, имеет "большие перспективы"..."