"Правда, официального заявления Александра Мошкина об уходе с должности мэра пока никто не видел, хотя говорят, что оно уже написано и его обнародование сдерживает только желание обладминистрации совместить "в целях экономии" выборы главы Березников с выборами депутатов областного Законодательного собрания.
Между тем командой Мошкина уже начата психологическая подготовка населения: мол, об отставке даже разговора не было, а слухи об этом распускает... сам глава. "Красной нитью" проводится призыв отнестись к возможному кризису философски: человек определяет место своей работы сам. Что тут такого?
Березниковцы (по крайней мере, рядовые) впервые "ощутили озон в воздухе", когда новый губернатор в короткий срок объехал почти половину территорий Прикамья, а Березники - второй по величине город - оставил без внимания. Недоумение овладело даже депутатами Березниковской городской Думы. А. Мошкин попытался их успокоить. Сказал, что просто так, на экскурсии, глава области не ездит: должен быть повод, проблема для обсуждения.
Психологически Юрия Трутнева можно понять. Когда он явился в Березники в качестве кандидата в губернаторы, принимающей стороной выступал... директор городского бассейна, он же - лидер местного "Отечества" Александр Бобков (помогла связка Бобков-Яшин-Трутнев, иначе тогдашнему главе Перми пришлось бы колесить по Березникам наобум). Ситуацию усугубило то, что в канун губернаторских выборов 1996 года у А. Мошкина нашлось время для всех кандидатов, включая Сергея Левитана. Однако в 2000 году возглавляемый им союз градо- и райононачальников "Прикамье" был в первых рядах просителей возвращения Геннадия Игумнова в избирательный бюллетень. Еще не факт, что А. Мошкин делал это добровольно, но это ничего не меняет.
Вместо нового губернатора Березники посетила "плановая" проверка КРУ (после одной из таких проверок, кстати, и вышла знаменитая публикация в "Российской газете") и несколько раз - порой, не слишком афишируя свое присутствие, - "политический" вице-губернатор Николай Яшин.
Кстати, любопытное совпадение. Предыдущий березниковский глава - Сергей Кушнин - был снят с должности не без участия Геннадия Игумнова, в ту пору - первого заместителя главы обладминистрации, по степени влияния обходившего своего шефа даже в официальных рейтингах. С. Кушнин слишком буквально понял знаменитый ельцинский призыв брать независимости "сколько можете", за что и поплатился. А. Мошкин сначала тоже оспаривал поборы с города-донора вплоть до судебных разбирательств. Но ближе к выборам мэра в 1999 году он так зарекомендовал себя перед губернатором и градообразующими собственниками, что кроме пары невнятных предпринимателей (хоть для какого-то подобия альтернативы) конкуренции ему не составил никто.
Александр Мошкин всегда стремился к единоначалию. "На уровне Березников не должно быть политических раздоров", - заявил он. И возглавил одновременно администрацию и городскую Думу. Теперь на длительный срок "обезглавлены" обе, а культивируемого Мошкиным "режима автомата" (когда городу замечательно живется и без первого лица), по расхожему мнению, так и не получилось. Что на самом деле происходит сейчас в кабинетах березниковской мэрии, посторонним не рассказывается, но горожане могут составить себе представление об этом хотя бы на основе безобразного решения такого незначительного оргвопроса, как празднование Дня города, которое - по уровню убогости, пьянства и мордобития - напоминало сельскую дискотеку. Что же тогда творится во всех остальных сферах управления?
В любом случае 2001 год войдет в историю Березников как время кризиса и смуты. "