Россия завершила формирование своей нефтепередающей инфраструктуры в 2000 году, создав в Белоруссии частное производственное унитарное предприятие "Запад-Транснефтепродукт", которому было поручено распоряжаться системой магистральных нефтепродуктопроводов на территории Белоруссии. Предприятие было создано на базе Мозырского управления магистральных нефтепродуктопроводов, которое с советских времен управляло процессом перекачки нефти на белорусской территории. Учредителем стало российское ОАО "Юго-Запад Транснефтепродукт", которое, в свою очередь, является дочерней структурой государственного ОАО "АК "Транснефтепродукт". Впрочем, стоит отметить, что масштабы перекачки нефти по белорусской территории были не так уж велики (в отличие от того же газа) - в минувшем году через систему белорусских магистральных нефтепродуктопроводов было прокачано 7 млн. т: В Латвию (Вентспилский порт) - 5,6 млн. т, в Украину - более 1 млн. т.
История фарса
Как уже не раз бывало, зачинателем скандала оказался белорусский Комитет государственного контроля. В феврале нынешнего года Комитет проводил крупную проверку государственного концерна "Белнефтехим". Среди прочего, по результатам проверки было заявлено, что "Страна ежегодно теряет 20-25 млн. USD из-за бесплатной прокачки нефтепродуктов по территории Белоруссии". Посыпались чиновничьи докладные записки. Выводы были сделаны - премьер-министр Геннадий Новицкий, проконсультировавшись с Александром Лукашенко, направил в Минэкономики и "Белнефтехим" поручение с требованием разобраться в ситуации и принять действенные меры по ее исправлению, а если говорить более конкретно, то обратиться с исками в ВХС. Однако президент концерна "Белнефтехим" Иван Бамбиза проявил редкую для госчиновника самостоятельность и отказался следовать этому указанию. Зато не отказалось министерство. И вот 5 июля этого года Минэкономики Белоруссии подало иск в ВХС, в котором потребовало рассматривать Мозырское управление магистральных нефтепродуктопроводов как собственность СССР, которая после распада Союза была передана стране, на территории которой оно находится - Республике Беларусь. То есть министерство, фактически, потребовало национализации огромного куска российской собственности. Альтернативой, с точки зрения белорусской стороны, могло бы стать заключение межправительственного соглашения между Россией и Белоруссии. Однако такого соглашения до сих пор нет, и что-то незаметно, чтобы россияне стремились его заключить. Ну а раз нет соглашения - нет и предприятия, решил суд, и уже 17 июля к директору "Запад-Транснефтепродукта" поступило решение ВХС. В решении указывалось, что предприятие, которым он руководит, больше не является юридическим лицом. Тут же подсуетился и Государственный налоговый комитет: предупредил, что признает деятельность "Запад-Транснефтепродукта" незаконной и планирует изъять разрешение на транспортировку нефтепродуктов по территории Белоруссии. Основание этому - декрет президента Белоруссии об обязательной регистрации субъектов хозяйствования. "Запад-Транснефтепродукт" был попросту вынужден объявить ситуацию форс-мажорной и прекратить хозяйственную деятельность, застопорив прокачку до 600 тыс. тонн нефтепродуктов в месяц. Россияне, понятное дело, опешили от подобной наглости. МИД России моментально выдал ноту протеста, в которой обвинил государственные структуры Белоруссии в попытке национализации российской собственности и в срыве нормальной работы российского предприятия. Было в спешном порядке "поднято на ноги" и высшее российское руководство - премьер-министру Касьянову и президенту Путину сообщили, что "нынешнее развитие событий, если оно будет доведено до логического конца, неизбежно приведет к остановке предприятия и может парализовать работу экспортных нефтепродуктопроводов России в направлении Латвии, Украины и Венгрии". Кроме того, "действия белорусской стороны могут послужить примером для других стран" - и это, наверное, самое страшное с точки зрения российской стороны.
Загадки министерства
Вообще, все, что связано в этой истории с белорусским Минэкономики, представляет особый интерес. Начнем хотя бы с того, что по закону министерство не имеет права выступать в роли истца в подобном процессе. Это связано с тем, что нефтепродуктопроводы находятся в собственности Фонда госимущества или правительства Белоруссии, а вот министерство не распоряжается собственностью. К тому же Минэкономики - не надзорная инстанция, и не имеет права выступать с иском в отношении субъекта хозяйствования. Далее. Если еще можно логически понять требование Минэкономики отменить регистрацию "Запад-Транснефтепродукта" (вопрос действительно спорный), то совершенно не понятно утверждение белорусского министерства о том, что российское госпредприятие не имеет права регистрировать частную компанию в Белоруссии. Тем не менее, эти несуразности на суд почему-то впечатления не произвели. Директор "Запад-Транснефтепродукта", Николай Альхимович, в одном из интервью открыто охарактеризовал причины происходящего: "Нынешнее обострение отношений произошло в результате непризнания властями Белоруссии собственности России на нефтепродуктопровод, проходящий по белорусской территории. Скорее всего, это государственная политика, инициированная со стороны администрации президента и правительства". Так что, получается, что белорусы попросту шантажируют соседей-россиян? Бьют по наиболее чувствительным местам? Ведь всем известно, сколь важен для России нефтяной экспорт. Но в нашем полном загадок Минэкономики так отнюдь не считают. По их утверждению, они и не думали мешать работе россиян. "Просто" хотят сменить форму собственности. Белорусская сторона в качестве компромиссного предлагает такой вариант: создать совместное предприятие на базе "Запад-Транснефтепродукта" с равной долей уставного капитала - 50:50. Белорусское правительство даже объявило о своей готовности внести в качестве своей доли 19 млрд. рублей. Правда, как при равных долях уставного капитала будут приниматься решения в случае возникновения противоречий - остается неясным. Олег Мельников, директор департамента по распоряжению госимуществом Минэкономики Белоруссии, позицию белорусской стороны подал образно: "Если птица села на мой забор, то чья это птица?" Фактически же Россия хочет оставить себе трубопроводы протяженностью 1.445 км и белорусский цех электросвязи, обеспечивающий диспетчерское управление транспортировкой нефтепродуктов, а объекты соцкультбыта передать на баланс белорусскому правительству. Белорусские власти выбрали, конечно, весьма оригинальный подход: предлагать россиянам принять участие в акционировании белорусских нефтеперерабатывающих заводов, и одновременно - забирать у тех же россиян нефтепроводы. Кажется, Владимиру Путину и Александру Лукашенко на ближайшей встрече вновь придется разбираться, где мухи, а где котлеты.
Инвестиции, которые белорусы потеряли
Неизвестно, доведется ли белорусской стороне подсчитывать доходы от эксплуатации отнятых у россиян трубопроводов, а вот предстоящие убытки подсчитать можно уже сейчас. Еще в мае Минимущества России заявило о своем намерении реорганизовать "Запад-Транснефтепродукт" и, в частности, пообещало до 2005 года привлечь 50 млн. USD инвестиций, а затем включить их в уставный капитал нового ООО. Кроме того, "Запад-Транснефтепродукт" предполагал до 2005 года обеспечивать занятость примерно трех тысяч граждан Белоруссии. В белорусский бюджет ежегодно выплачивалось пять миллионов долларов; также немало средств поступало в бюджет от белорусских подрядчиков "Запад-Транснефтепродукта". Кроме того, до сих пор россияне за счет собственной прибыли поддерживали в должном состоянии всю белорусскую трубопроводную инфраструктуру и проводили ее реконструкцию. А это также требовало немалых затрат, так как магистральные нефтепродуктопроводы в Беларуси построены еще более 30 лет назад. Теперь же все эти расходы лягут на белорусский бюджет. А вот станут ли россияне платить западным союзникам за транзит своей нефти, или, обидевшись на шантаж, найдут альтернативные пути ее транспортировки - неизвестно. Словом, скучать своим восточным соседям Лукашенко по-прежнему не дает. "