С лёгкой руки журналистов к Краснокамску прилип мрачный статус столицы СПИДа и центра наркоторговли Прикамья. Недобрую славу городку, находящемуся в получасе езды от областного центра, принесли огромное количество ВИЧ-инфицированных и отсутствие реального заслона наркомании. Наш корреспондент решил выяснить, как расходуются деньги, выделяемые на борьбу с наркоманией и СПИДом в Краснокамске.
"Хотя первый больной появился в Краснокамске ещё в 1997 году, всерьез о чуме двадцатого века здесь заговорили спустя пару лет. Именно тогда, в 1999-м, эпидемия ВИЧ захлестнула город. Армия больных росла как на дрожжах. Единственными, кто реально оценивал угрозу, были местные журналисты. Городская газета шокировала заголовками: "СПИД - появились новые жертвы", "СПИД в городе разгорается, как пожар", "Самой юной жертве СПИДа - 14 лет".
Журналисты "разбудили" власть. Последняя, по примеру областного центра, на бюджетные деньги устроила акцию "Город без наркотиков". Размах всегда был присущ городу бумажников: гулять так гулять! Не одну тысячу долларов пришлось выложить за приезд в уральскую глухомань Владимиру Шахрину со товарищи. "ЧАЙФы" оттянулись на славу и застремали местных наркош. Обкуренная молодёжь торчала...
Свою лепту в борьбу с наркоманией пытались вносить и общественные организации. Созданное вчерашним коммерсантом Владимиром Чуриловым объединение "Нет!Нет!Нет!" заполучило антинаркотический грант в три тысячи баксов от господина Сороса. Очевидно, вспомнив былую коммерческую деятельность, Чурилов прикупил самых дешёвых одноразовых шприцев и презервативов. Их распространение поручил наркологу, а сам всецело отдался проведению "беспроигрышных" лотерей. Все вырученные средства от продажи билетов должны были пойти на борьбу с окаянной наркоманией. Доверчивые горожане вкладывали свои кровные в надежде на избавление от "страшилок" нового времени.
Разброд и шатания были свойственны как коммерсантам-общественникам, так и чиновникам. Поскольку комплексного подхода к проблеме не было, то каждый гнул свою линию. Глава Стряпунинской территориальной администрации Юрий Иванов не мудрствуя лукаво сам определил группу риска в подведомственных деревнях.
Совместно с местными авторитетами составил список селян, которые могли быть потенциальными "спидоносами". "На карандаш" были взяты пьющие семьи и лица с беспорядочными половыми связями. В довольно внушительный "чёрный список" попала даже девочка-подросток! Дальше - больше. "Черносписочников" добровольно-принудительно отправляли сдавать кровь на анализ. "Отказников" собирал милицейский воронок с раздражёнными стражами порядка.
Правозащитники негодовали от такого вопиющего нарушения прав человека в селе Стряпунята. А сельской власти было "по барабану". Главное, после этой своеобразной "проверки на вшивость" статистика в Стряпунятах стала более или менее правдоподобной - два ВИЧ-инфицированных на две тысячи населения.
Не менее оригинально боролась за хорошую статистику глава Майской поселковой администрации Наталья Новосёлова. Организовав из местных братков дружину по борьбе с наркоманией, она освободилась от лишних хлопот. Ребятишки по-свойски, на кулачках, разбирались с любителями "кайфовой" жизни.
Эксперименты на местах ситуацию не улучшили. Медики подсказали единственный выход: для улучшения статистической картины необходимо открытие в городе лечебного наркологического учреждения. Власти пришлось озаботиться.
В городской черте отыскалось свободное здание бывшего детсада. Для его перепланировки требовалось 2,5 миллиона рублей, которых в местном бюджете, конечно же, не было. Городским депутатам пришлось пойти на маленькую хитрость: они приняли целевую программу "Анти-ВИЧ", в рамках которой область обещала выделить необходимую сумму. Специалисты наркологического кабинета, ютившиеся в городской поликлинике, стали готовиться к переезду.
Злободневную тему не могли проигнорировать местные политики. На одном из заседаний городской думы депутат-медик Леонид Поздеев неожиданно заявил своим коллегам, что размещение наркологического диспансера в черте города вызовет негативную реакцию населения. Дескать, жители близлежащих домов будут при таком соседстве дискомфортно себя чувствовать. Аргументы типа того, что строительство диспансера обойдётся в астрономическую сумму, неуступчивым слугой народа не принимались.
Масла в огонь подлили медики, обратившиеся с открытым письмом к главе самоуправления. Оно один в один повторяло думское заявление Поздеева. Мнения разделились: одна часть власть имущих взывала к элементарному здравому смыслу и выступала за размещение диспансера в здании детсада, другая - на потребу публике - говорила "нет!" Мол, наркоманам место - за 101-м километром.
Точку в развернувшейся дискуссии поставила выборная кампания. Главе самоуправления Владимиру Воркову, дабы не накалять обстановку, пришлось пойти на популистский приём и заявить, что наркоманов лечить в городской черте не будут. Кресло градоначальника ему удалось сохранить. Вопрос с диспансером завис ещё на полгода.
Тут подоспели областные средства для предполагаемого диспансера. Правила игры пришлось менять на ходу. Горздравотдел задарма приобрёл здание бывшей "Сельхозхимии". Расположенный на задворках города, этот корпус более двух лет никем не охранялся и представлял собой железобетонную коробку с зияющими пустотами оконных глазниц. Ремонт закончился, едва успев начаться. По естественной причине - элементарно не хватило денег. Да и не мудрено! Популистская политика всегда обходится в копеечку: для завершения реконструкции диспансера сейчас необходимо четырнадцать миллионов рублей. Таких денег в местном бюджете нет и не будет. К тому же местные законодатели "проспали" включение Краснокамска в областную целевую программу по усилению профилактики и незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ на 2001-2003 годы.
Даже если бы диспансер фантастическим образом распахнул свои двери в начале этого года, то неизвестно, как бы он смог полноценно работать. Помимо сорока койко-мест, в нём предполагалось разместить: кабинет для подростков и анонимного лечения, зал психотерапии и палату реанимации. И кто бы всё это беспокойное хозяйство обслуживал? Низкие зарплаты, невозможность улучшения жилищных условий, смехотворная надбавка "за вредность" работы с ВИЧ-инфицированными мало у кого вызывают энтузиазм. Неудивительно, что медицинские кадры здесь не задерживаются.
До нынешнего года лечением наркобольных в городе занималось всего-то четыре человека, трое из которых - медсёстры. А имя Сергея Данилова, единственного врача-нарколога, стало своеобразным символом. Завсегдатая различного рода семинаров и круглых столов, народная молва окрестила "добрым доктором", "Айболитом". На его лекции по антинаркотической пропаганде всегда собиралось много слушателей. Одним словом, все его считали "человеком на своём месте".
Всё бы ничего, но популярность Сергея Данилова сыграла с ним злую шутку. Поднаторев в публичных выступлениях, он подался в политику. "Проба пера" пришлась на лето-2000. Тогда Сергей Валерианович быстро разобрался в хитросплетениях выборной кампании. Его портрет мелькал в газетах, где он с видом оракула вещал избирателям, какой кандидат избавит город от наркотической заразы, а какой - не сможет!
Потом нарколог пошёл в депутаты. Сам! А поскольку кампания - дело накладное, он решил компенсировать затраты, поддержав своим авторитетом кого-нибудь из претендентов на губернаторское кресло. Учитывая, что бюджет его депутатской кампании планировался на уровне годового финансирования наркологического кабинета, то одного "хозяина" Сергею Валериановичу явно было маловато.
В приснопамятный выборный марафон главный нарколог Краснокамска, словно вездесущий Фигаро, метался между двумя "господами" - Юрием Трутневым и Павлом Анохиным. И своей энергией, изворотливостью, замысловатыми словесными кульбитами затмил классического прототипа. В одной газете он появляется в компании Юрия Трутнева, высказывая ему свои симпатии, в другой - славит Павла Анохина. И везде ведь козыряет своим "авторитетным" мнением: мол, один железной рукой наведёт порядок, а другой, голубоглазый, не даст нам сгинуть в пучине наркомании.
Да и Бог с ним, с избирателем, который совсем запутался. Главное, Сергей Валерианович успешно вёл выборную кампанию, и даже чуть-чуть зарабатывал. Отиравшиеся в его кабинете штабисты различных кандидатов за предоставленную возможность пользоваться оргтехникой одаривали нарколога всевозможными презентами. И он забыл об элементарной врачебной этике. Любой штабист простым нажатием "мышки" мог получить все секретные сведения о наркоманах города.
Рано или поздно непростительные вольности Данилова всё равно бы вылезли наружу. Помог случай. Один из кандидатов подал заявление в суд на использование "грязных" технологий со стороны конкурентов. Якобы вся "чернуха" изготавливалась на даниловском компьютере. Оперативники, проводившие проверку по этому заявлению, ознакомились с содержимым компьютера.
Такого маразма опера ещё не встречали! Чего только здесь не было: автобиографические данные Сергея Данилова и его семьи, сметы затрат на выборные кампании различных уровней, агитационные материалы, журналистские статьи, тексты листовок и заявлений, анекдоты, тосты, астрологические прогнозы, информационная база данных на наркоманов и огромное количество обнажённых красоток.
Первым желанием милиционеров было изъять машину, но в Уголовном кодексе нет статьи, карающей за подобное состояние базы данных служебного компьютера.
Было бы смешно, если б не было так грустно. И даже страшно. Страшно от того, что СПИДу и наркомании, кроме неуклюжести местной власти и шутовства политиков, противопоставить просто нечего.
Из первых уст Сергей Валерианович Данилов, бывший главный нарколог Краснокамска
- Я уже не слежу за ситуацией в городе и о причинах своего увольнения распространяться не намерен. "