"Из официального досье кандидата в губернаторы Красноярского края Петра Ивановича Пимашкова: 2 июля 1948 года рождения, уроженец пос. Бовки Быховского района Могилевской области Белоруссии. Образование высшее, в 1977 году закончил механический факультет Сибирского технологического института.
Родители: Пимашков Иван Петрович, Пимашкова Ульяна Кирилловна.
Семейное положение: супруга - Пимашкова (урожденная Лазаренко) Людмила Ивановна. Дочь Валентина - экономист, работает в Красноярске, сын Андрей закончил МГИМО, учится в аспирантуре дипломатической академии в Москве.
В 1966-1973 годах работал слесарем, инженером-конструктором на Красноярском комбайновом заводе, в 1973-1978 годах - секретарь Октябрьского райкома комсомола, в 1978-1979 годах - начальник цеха Красноярского комбайнового завода, 1979-1986 годах работал в райкоме КПСС и крайкоме КПСС, в 1986-1987 годах - председатель исполкома Свердловского района, в 1987-1990 годах - первый секретарь Свердловского райкома КПСС, в 1990-1991 годах - председатель Свердловского Совета народных депутатов, в 1991-1996 годах - глава администрации Свердловского района.
6 декабря 1996 года избран главой администрации г. Красноярска.
В конце 1997 г. при выборах в Законодательное собрание края проходил вторым номером в общекраевом списке избирательного блока "Союз дела и порядка - Будущее края". Список возглавлял заместитель губернатора Александр Усс.
10 декабря 2000 года вторично выиграл выборы Главы города с результатом почти 80 процентов от общего количества проголосовавших.
8 октября 2001 года был зарегистрирован первым номером в общекраевом списке кандидатов в депутаты Законодательного Собрания края, выдвинутых избирательным объединением Красноярская региональная организация Общероссийской политической общественной организации - Партия "Единство".
Всегда на плаву
За долгие годы своей работы в советской партийно-номенклатурной системе Пимашков практически никогда не принимал самостоятельных решений. Им постоянно кто-то управлял. Всегда находился могущественный покровитель, перемещавший его из райкома в крайком, затем в исполком и обратно. Изменялись названия должностей, не менялась только суть деятельности Петра Ивановича. Он оставался послушным исполнителем чужой воли, осторожным и очень точно улавливающим малейшие колебания на вершине пирамиды власти. Когда его покровитель начинал терять влияние, Пимашков замирал, стараясь сделаться как можно более незаметным, и ждал появления нового хозяина, который разглядит в незаметном партийном функционере профессиональную марионетку, правильно реагирующую на сигналы ниточек, находящихся в руках у вышестоящего руководства.
Характерно, что за 17 лет своей комсомольско-партийно-хозяйственной деятельности (с 1973 по 1990 год) карьеры он практически не сделал, все переходы с одного места на другое были попыткой удержаться на той же ступени бюрократической пирамиды. Необходимость участвовать в интригах, чтобы удержаться на плаву, отнимала у него слишком много моральных сил. Отсюда - психологические срывы, которые Пимашков снимает традиционным русским способом... Утверждают, что большинство "внезапных командировок" и просто исчезновений мэра Красноярска заканчиваются "отдыхом" в одном из закрытых медицинских учреждений режимного города Железногорска (Красноярск-26).
Неожиданным взлетом в 1996 году, когда он стал сначала исполняющим обязанности, а затем и всенародно избранным главой города, Пимашков обязан губернатору Зубову. В тот период конфликт Валерия Зубова и тогдашнего мэра Красноярска Валерия Позднякова достиг своего апогея. Губернатору нужен был послушный мэр, который обеспечит ему поддержку красноярцев на приближающихся выборах, а Поздняков был слишком самостоятельной фигурой. Знающие люди утверждают, что заставить мэра уйти со своего поста Зубову удалось с помощью компрометирующих материалов. Когда кресло главы города освободилось, губернатор обратил внимание на исполнительного и послушного главу Свердловского района Красноярска, который как нельзя лучше соответствовал представлениям Зубова о мэре столицы края. Так Пимашков стал градоначальником.
Как утверждают люди, в тот момент близко общающиеся с Пимашковым, для него это стало настоящим стрессом. Петр Иванович даже подумывал отказаться от предложенного поста, но тут вмешалась семья и ближайшее окружение. Покладистого Пимашкова заставили все-таки занять так удачно освободившийся кабинет, обещая не бросать его в трудную минуту и помочь справиться со всеми проблемами к всеобщему удовольствию.
На новом месте Петр Иванович освоился достаточно быстро. Во-первых, ему по-прежнему не приходилось принимать самостоятельных решений, так как во всех спорных ситуациях он получал очень четкие указания Зубова и следовал им. Во-вторых, сразу же нашлось масса верных "помощников", которые взяли на себя реальное руководство городом, наладили бизнес, прикрываясь статусом чиновников городской администрации и именем мэра, развернули в нужную им сторону бюджетные финансовые потоки. Свой процент от этой коммерческой деятельности получал и глава города. Пимашков перестал волноваться, почувствовав себя в привычной стихии, и поплыл по течению, намереваясь просидеть положенный срок в кресле мэра и уйти на пенсию вполне обеспеченным человеком.
На губернаторских выборах в 1998 году Пимашков неожиданно для всех поддержал Лебедя. Казалось бы, вот она - принципиальная самостоятельная позиция зрелого политика. На самом деле, этот ход тоже был подсказан "семьей" и ближайшим окружением Петра Ивановича. Если бы мэр действовал самостоятельно, максимум на что он решился бы - это сохранить нейтралитет и впоследствии сдаться на милость победителя. Однако его "помощники" понимали, что если губернатором останется Зубов, нейтралитет главы Красноярска будет воспринят как предательство, а в случае победы Лебедя - ему тоже захочется видеть в кресле мэра своего человека, который уже доказал свою лояльность во время выборов. Нужно было определятся. Ставку реальные руководители города сделали на Лебедя и угадали. Лебедь стал губернатором, Петр Иванович остался мэром.
Практически с самого начала губернаторства Александра Лебедя вокруг него начали разгораться конфликты. Сначала Александр Иванович поссорился с Анатолием Быковым, позже главным оппонентом губернатора стал председатель Законодательного собрания Усс. На этом фоне Пимашков и его окружение практически потерялись. На них практически не обращали внимания СМИ, им удавалось сохранять нейтралитет, держась в стороне от бурных политических баталий. Ситуация, в которой оказался мэр Красноярска, позволяла его "помощникам" обделывать практически любые дела, не опасаясь разоблачения. Общественное мнение было сфокусировано на Лебеде и его оппонентах. Именно в этот период представители городской администрации начали ряд проектов, о последствиях которых горожане начали задумываться только сейчас.
Строительная прослойка
Центральные улицы Красноярска, вымощенные брусчаткой, всегда называются в числе достижений градоначальника Пимашкова. Однако, как говорится, не все то золото, что блестит. На самом деле, брусчатка в центре города в целях экономии положена с очень серьезными нарушениями технологии. При проведении работ строители не делали необходимую прослойку гидроизоляции, а сэкономленные деньги делились между строительной фирмой и чиновниками городской администрации. Вполне обычная ситуация. Ни для кого не секрет, что многие чиновники используют свое служебное положение, чтобы хоть как-нибудь обогатится. Однако в этом случае, последствия этих махинаций будут очень серьезными. Хотя, проявятся они не сразу, а лет через 5-7. Дело в том, что без гидроизоляции вода, попадающая на брусчатку во время дождя, не сливается в специальные резервуары, входящие в систему ливневой канализации, а уходит в грунт, подмывая фундамент домов, стоящих на этих улицах. Напомним, что речь идет о центральных улицах города. Дома на них, в основном, довольно старые, некоторые являются памятниками архитектуры и охраняются государством. Фундаменты у этих зданий также со временем новее и крепче не становятся, так что через какое-то время рухнувшие дома в центре станут для Красноярска таким же обычным явлением, как снег - зимой или клещи - летом. И это только одно из многочисленных "успешных" предприятий команды Пимашкова, которые они успели начать в период с 1998 по 2000 годы.
По официальным данным Петр Иванович - один из самых "бедных "политических деятелей Красноярского края. У него в буквальном смысле слова "нет ни кола, ни двора". Из поданной в марте 2002 года в налоговые службы декларации о доходе и имуществе следует, что лично у Пимашкова нет ни квартир, ни автомобилей, ни дачных участков, ни вкладов в банках, ни ценных бумаг - вообще ничего, кроме гаража в центре Красноярска. Спешим успокоить читателей - конечно, мэр города проживает не в гараже на 19,2 квадратных метра, а в хорошей четырехкомнатной квартире в престижном доме по улице Горького. Просто Пимашков "от греха подальше" переписал все имущество на родственников. Остается надеяться, что они не злоупотребят щедростью и скромностью Петра Ивановича.
Эти похвальные черты характера не позволяют Пимашкову хвалить успехи своего семейства в бизнесе. А напрасно. По странному стечению обстоятельств нигде не афишируется информация о том, что преуспевающая фармацевтическая фирма "Белая Русь", поставляющая в город специфические лекарственные средства для астматиков, диабетиков и т.п., - собственность Людмилы и Валентины Пимашковых. "Совершенно случайно" обе дамы являются не только однофамилицами, но и близкими родственницами главы города. Люди осведомленные утверждают, что сетью аптек "36,6" владеют эти же "бизнесвумен". Как, впрочем, и сетью аптек "Енисеймед". Короче, фармацевтический Клондайк в Красноярске разрабатывается и осваивается исключительно руками "мэрского семейства". Однако не аспирином единым жив человек. Сеть продовольственных магазинов "Каравай" тоже приписывают семье Пимашковых.
За время пребывания на посту главы Красноярска Пимашков сколотил достаточно сильную "команду", скорее даже клан, состоящий из чиновников и бизнесменов. "Дорожный барон" края, депутат ЗС (получивший мандат народного избранника при активной поддержке мэра) Александр Многогрешнов, начальник УВД Красноярска, свояк мэра Александр Горовой, главы администраций Центрального и Советского районов краевого центра Александр Суворов и Иван Девяткин, контролирующие весьма значительные капиталы.
Очередные выборы мэра в 2000 году едва не стали причиной конфликта Пимашкова с его "помощниками" и семьей. Как сообщают наши источники в городской администрации, скромный градоначальник собирался наотрез отказаться от участия в кампании. Но решимости Петру Ивановичу хватило только на то, чтобы в тесном кругу заявить о намерении отказаться от борьбы, отстаивать свою позицию было уже выше его сил. Люди из ближайшего окружения Пимашкова очень быстро убедили его с помощью различных веских доводов, уговоров и угроз, что именно он должен остаться в кресле мэра. Вырваться из порочного круга оказалось не так уж просто. Для "ближнего круга" Петр Иванович был слишком удобной ширмой, за которой можно было спокойно заниматься любыми махинациями. Существовала опасность, что любой другой мэр, даже из числа "своих людей", уже не будет таким покладистым и безропотным и захочет сам руководить городом, контролировать хозяйственные и что самое главное - финансовые вопросы. Так что позволить Пимашкову уйти было нельзя, тем более что в этот период "пимашковцы" научились "отщипывать" такие куски городского бюджета, что отказаться от этих барышей уже не представлялось возможным. Никакая коммерция таких выгод не сулила. Вот только некоторые примеры расходования бюджетных средств в 2001 и 2002 годах.
Семейный бюджет
В бюджете 2001 года в адресной инвестиционной программе по пункту 20 - Разработка проектно-сметной документации на рабочее проектирование и разработку тендерной документации по проекту "Энергосберегающие мероприятия" предусмотрено 10 миллионов рублей (то есть, порядка 300 тысяч долларов США). По пункту 42 - Разработка проектно-сметной документации на рабочее проектирование и разработку тендерной документации по проекту "Энергосберегающие мероприятия" предусмотрено почти 24 миллиона рублей (то есть, почти 800 тысяч долларов США). Естественно, возникают вопросы: Что это за документация с такой стоимостью и какова будет собственно стоимость самого проекта?
При принятии бюджета 2002 года по инициативе администрации Пимашкова приостановлено финансирование важнейших разделов программы по энергосбережению (приложение № 31 к решению городского Совета о бюджете Красноярска на 2002 г.).
Программа энергосбережения при соответствующем ее исполнении позволяет экономить более 30 процентов средств бюджета города на оплату тепла, а также средств горожан. Однако эффективное "хозяйствование" и экономия, по-видимому, не входят в перечень первоочередных целей команды Пимашкова.
Отметим, что, несмотря на принятие предыдущим составом 4-х программ по энергосбережению, ни одна из них по вине администрации города не была выполнена. В 2002 году администрация Пимашкова ссылается на недостаток в бюджете средств. Однако ни в 1999 году, когда доходы превысили расходы на 1 миллиард рублей, ни в 2000 году, когда профицит бюджета составил 800 миллионов рублей, средств на финансирование энергосбережение также "не хватало".
Также в 2002 году приостановлено действие положения о муниципальных гарантиях, которое должно обеспечивать гарантии бюджета города малому и среднему бизнесу в получении банковских кредитов. Никаких средств из бюджета при этом, как правило, не требуется, поскольку малый бизнес исправно выплачивает кредиты. Исключение гарантий означает невозможность бизнесу развиваться, расширяя производство и повышая налоговые платежи в бюджет города. "Пимашковцам" не было дела и до этого.
Из бюджета 2002 года исключена строка о программе бюджета развития, утвержденного городским Советом Красноярска, который должен был стимулировать городские инновации для развития инфраструктуры города и #G0поддержки на конкурсной основе перспективных направлений развития производства и малого предпринимательства, способствующих структурной перестройке экономики города и его социально - экономическому развитию.
Получается, что ни развитие отечественного производства, ни расширение предпринимательства также не интересует команду мэра Красноярска.
В разделе адресная инвестиционная программа бюджета 2002 года опять, как и в 2001 году явно недостаточные средства предусмотрены по разделу "социальная политика" - всего 2,5 млн. рублей. Вместе с тем, 5 млн. рублей или 150 тысяч долларов США отведено "на рабочее проектирование тендерной документации в рамках проекта "Энергосберегающие мероприятия". При этом сами мероприятия в бюджете в значительной части заморожены.
В 2002 году в бюджете Красноярска, в нарушение краевого закона "О бюджетном процессе...", не установлен перечень защищенных статей. Сказано лишь о некоторых статьях "подлежащих финансированию в первоочередном порядке". Такого правового понятия в бюджетном законодательстве России и края не существует.
В краевом законе такой перечень статей определен, тогда как в бюджете города к "первоочередным" расходам записаны многие другие. В этой связи у администрации города развязаны руки: в первую очередь будут финансироваться только те статьи, которые сулят выгоду чиновникам городской администрации и лично мэру. Заработная плата, медикаменты, что называется, подождут.
По подразделу "Земельные ресурсы" (приложение № 29 к бюджету 2002 года) 204 из 216 миллионов рублей будет израсходовано на социальное и инженерное обустройство территорий, а не на собственно улучшение землеустройства, как того требует федеральный закон "О плате за землю": Статья 24. Земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются исключительно на следующие цели:
- финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, и процентов за их использование. Средства на эти цели расходуются по соответствующим нормативам". И только после этого в законе указывается возможность использования "земельных" средств на "инженерное и социальное обустройство территории".
Совершенно очевидно, что эти огромные средства будут закопаны в так называемые внешние проявления благоустройства - новое и повторное асфальтирование, а также укладку брусчатки и прочих изысков на центральных улицах города, как это происходит пять лет кряду. Причем, работы будут вестись по стандартной схеме, когда строительные компании, завышая цену в сметной документации, разницу делят с заказчиком работ, то есть чиновниками Администрации города. На цели "капитального ремонта и текущего содержания объектов благоустройства" в бюджете-2002 предусмотрен 191 миллион рублей, тогда как на собственно "охрану земель" - всего 2 млн. рублей.
Казалось бы, очень неплохо "городская элита" в мэрии за широкой спиной Петра Ивановича. Бизнес идет, платежи от коммерсантов поступают вовремя, прикарманивать существенную часть бюджета никто не мешает - не на что жаловаться. Что же заставило окружение Пимашкова отправлять его бороться за губернаторское кресло? Большинство экспертов полагают, что желание переселить Петра Ивановича в губернаторский кабинет у отцов города прямо пропорционально ветхости городской инфраструктуры. Чем хуже дела обстоят в Красноярске, тем больше хочется господам из "ближнего круга" спрятаться от этих проблем в здании краевой администрации.
По информации наших источников, практически все должности в Администрации края "пимашковцы" уже поделили, а Петру Ивановичу снова отводится роль марионетки, которая его, впрочем, вполне устраивает. Самое главное, что не нужно ничего решать самому. Остается один вопрос - поверят ли избиратели тому образу "крепкого хозяйственника", который пытаются создать для Пимашкова его специалисты по работе со СМИ? Ведь проблемы, с которыми сталкиваются красноярцы, благодаря "умелому хозяйствованию" нынешних руководителей города стали сейчас совершенно очевидны.