"Вчера президент России прибыл в Санкт-Петербург и начал переговоры с канцлером ФРГ. Между тем в северной столице завершается работа над новым документальным фильмом, посвященным Путину. Автор - Игорь Шадхан - давно "в теме".
Ответив на долго мучивший ее вопрос "Who is Mr. Putin", а на самом деле не столько ответив, сколько приняв мистера Путина таким, каков он есть, без подробностей, страна признала Путина-президента и... занялась своей повседневной жизнью, подтверждая периодически социологам правильность своего решения годичной давности. Несмотря на еще случающиеся изредка информационные разряды - медийного или кадрового толка, Путин остался уже почти единственным, как выражаются представители прессы, информационным поводом. У кого-то это вызывает раздражение, у кого-то опасения, а у кого-то - желание понять, как выглядит путь, по которому Путин идет сам и по которому намерен вести всех нас.
Питерский кинодокументалист Игорь Шадхан вернулся к съемкам своей "путиниады". Так случилось, что, делая цикл передач "Власть" о мэрии Петербурга, он снял фильм о чиновнике Путине - тогда заместителе Анатолия Собчака.
В 2000 году, когда в мире и в стране искали ответы на вопрос "Кто есть мистер Путин?", фильм стал бестселлером и в России, и за рубежом. Сегодня Шадхан заканчивает монтаж нового фильма, приуроченного к годовщине президентства Путина. Теперь он сам задает вопрос "Кто есть президент Путин?" пассажирам поездов дальнего следования. Под перестук колес, как известно, люди весьма расположены поговорить. Фильм о Путине так и называется - "В пути..."
Корреспондент "Известий" побывал в мастерской Шадхана на первом дне монтажа картины. На монтажном столе - десятки видеокассет.
На одной - железнодорожные пути, встречные поезда, гудки, фонари, закаты и рассветы. На другой - залы ожидания, остановки, платформы, буфеты. На третьей - вагоны: СВ, купе, плацкарт, общий.
Непостижимая русская тяга к малоуправлямой птице-тройке и непредсказуемому колесу, которое обязательно до чего-нибудь докатится, превратилась в перестук колес, столбы, вагоны. Полосатые матрасы, мятые простыни, ноги в проходе, чай на столах. Россия едет... Куда?
На остальных кассетах - разговоры с людьми, долгие и задушевные, Шадхан умеет разговорить почти любого.
Из всего этого минутными кусочками нарезается фильм, который, уверен режиссер, могут назвать одним из первых пропагандистских фильмов нового времени.
- Да, фильм может кому-то показаться пропагандистским, и будут говорить, что он сделан по заказу. Ну и что? Он и сделан по заказу. По собственному заказу, заказу самому себе. Значит, считайте меня пропагандистом. В этом нет ничего страшного.
...Текст за кадром: "Излюбленный жанр русской литературы - путешествие. И в подражание этой традиции нас потянуло в путь. И где же еще есть такая возможность заглянуть в глаза российским людям, как не в поезде дальнего следования...". Крупно - таблички на вагонах: "Воркута-Санкт-Петербург", "Архангельск-Санкт-Петербург", "Санкт-Петербург-Калининград".
Чудится подтекст: начали, стало быть, с воркутинского ГУЛАГа, а едем на Запад? Шадхан удивляется, отрываясь от экрана, - он-то просто хотел ограничиться рамками Северо-Западного округа, сэкономить на билетах. Хотя Воркута, действительно, не случайна:
- Я жил в Воркуте - там было мое первое место работы. Десять фильмов о ГУЛАГе были сделаны мною именно потому, что я много знал о северных лагерях. На моих глазах, когда я был еще мальчишкой, люди освобождались - этого не забудешь. Когда я слышу песню: "По тундре, по железной дороге, где мчится поезд Воркута-Ленинград..." - для меня всегда переживание, как будто было вчера. Это, если хотите, самый главный в фильме мотив. Но он останется не для того, чтобы я "спекульнул" на нем, а для того, чтобы в эту минуту фильма мы все задумались - хотели бы мы, чтобы это вернулось?
Под мотив о тундре идет разговор с молодым рабочим с шахты "Северная". Парень чуть смущается, но честно лепит правду-матку: "Бегут люди с Воркуты, бегут... Нет уверенности в завтра, многие шахты закрыты... Пока грандиозных успехов от политики Путина не видно..." Шадхан: "А про лагеря-то не забывают там у вас?" Парень оживляется: "Как забудешь, почти у всех - у кого дед, у кого отец там были..." - "Ну и как думаешь, не повторится это?" Парень косится на камеру, прячет улыбку в ямочки на щеках: "Да не должно быть, наверное..." Пауза... Длинная... Шадхан кивает монтажеру: "Протяни здесь эту паузу, парень лукавит, а мы здесь еще раз дадим мотивчик: "вы теперь на свободе, о которой мечтали, о которой так много в лагерях говорят...".
Встык - новый кадр. Женщина возвращается в Архангельск из Питера, от сына. Рассказывает, что он - инженер, но по специальности работы не нашел, работает топ-менеджером в частной фирме ("вы знаете, что такое "топ"?). После дружных заверений съемочной группы, что ее сын - менеджер высшего звена, успокаивается, теперь она готова говорить и о Путине:
- Вообще, конечно, он человек непростой, Путин. Нет в нем такой открытости, как в Ельцине. Ельцин казался своим: более прямым, откровенным... Хотя, в общем, кажется, политика его правильная... Зарплату стали стабильно платить. Вот летом хотим съездить на юг отдохнуть...
Идет монтаж, минута за минутой, кадр за кадром. Шадхан отбирает: "Этого не возьмем, весь мокрый, вспотевший... После стариков лучше дать молодых - ребят из буфета, там, где пиво пьют, хорошие лица. А вот девушка, милая, умненькая, прелесть. И мамашу оставим, с ребенком, с манной кашей, кормит с ложечки... Старик отличный - как он четко говорит: "зеленая демократия у нас в стране".
За два часа работы в монтажной слеплено от силы две минуты нового фильма. Общий хронометраж - 52 минуты. Закончить Шадхан надеется к середине апреля. Потом будет искать, кто фильм купит.
"