Чем ближе назначенный срок завершающего этапа судоподъемной операции, тем пристальнее внимание и мировой общественности к тому, что происходит в районе гибели атомного подводного крейсера "Курск". С особым интересом следят за работами в Баренцевом море ветераны некогда славной аварийно-спасательной службы (АСС) ВМФ СССР. К сожалению, их богатейший опыт остался сегодня невостребованным. И тем не менее...
"Мои собеседники - не просто ветераны, а патриархи судоподъемного дела: бывший главный инженер аварийно-спасательной службы ВМФ СССР контр-адмирал в отставке Юрий Константинович Сенатский и бывший начальник АСС Балтийского флота капитан 1 ранга запаса Леонид Иванович Мелодинский.
Можно по пальцам пересчитать, сколько затонувших подводных лодок было поднято за минувшие полвека на поверхность. Это - дизельные С-11, С-80, С-178 и атомная К-429... И все их поднимали с непременным участием Юрия Сенатского - 38 лет жизни отдал он нелегкому и опасному делу. На его счету свыше 50 поднятых со дна морского судов. В том числе и Бангладеш.
Капитан 1 ранга Мелодинский активно участвовал в поиске архива СС, затопленного в глубоководном озере Аримайчу под литовским городом Радвилишкис. Поднимал со дна моря упавшие самолеты, вертолеты, ракеты и даже золото, которое вез затопленный в годы войны после боевых повреждений британский крейсер "Эдинбург".
Гибель первой ракетной дизельной подводной лодки С-80 27 января 1961 года сродни трагедии "Курска", разве что разыгралась она в режиме полного молчания и совершенной секретности.
12 августа 1968 года спасательное судно СС-47 обнаружило в районе Южно-Мурманской банки бесследно пропавшую семь лет назад ракетную подводную лодку С-80. На подготовку было дано почти столько же времени, что и на подготовку для подъема "Курска" - год. Как только назначают сроки, сразу же возникают сотни причин и обстоятельств, которые грозят их сорвать.
Это был первый в мире безводолазный подъем затонувшей подводной лодки. Безводолазный не потому, что всю работу на 200-метровой глубине выполняли роботы - о них тогда и речи не шло, а потому, что голь на выдумки хитра. И хотя тогдашнюю АСС, оснащенную не в пример нынешней, "голью" не назовешь - одно судоподъемное судно (СПС) "Карпаты" чего стоило - все же захватывающее устройство, стальные клешни которого должны были обхватить корпус субмарины, сделать к сроку на Сормовском заводе не успели.
Вот тогда-то и помогла знаменитая русская смекалка. Поскольку нос подлодки был слегка приподнят, решили продернуть под него строп ("подъемное полотенце"), приподнять нос еще выше, а в образовавшийся просвет протащить с помощью морских буксиров еще один строп, который, подрезав грунт (ил и песок), встанет как раз под кормовой оконечностью. Вот эта-то сложнейшая операция и была выполнена без спуска водолазов-глубоководников, а лишь по точному расчету, по интуиции да по докладам операторов из наблюдательной камеры, которую спускали к лодке с борта "Карпат".
Но тут возникла новая проблема: выдержат ли океанскую зыбь (ведь Баренцово море - это часть Ледовитого океана) тросовые подвески - гини? Опыт показал - не выдержит. Нужны специальные амортизаторы, которые бы гасили рывки волн. Однако никто в мире таких устройств никогда не проектировал и не применял.
Из записок командира ЭОН капитана 1 ранга в отставке Сергея Минченко: "Научно-исследовательские институты от разработки амортизаторов на большие нагрузки отказались. Свой отказ Минсудпром мотивировал тем, что подобных амортизаторов нет в мировой практике".
А сроки горели... Тогда главный инженер экспедиции Юрий Сенатский предложил на свой страх и риск делать амортизаторы из капроновых канатов - обычных швартовых концов. Сделали их силами флотских умельцев, испытали. И проблему решили.
Едва ли не самый драматичный эпизод операции разыгрался 5 июля 1969 года. В тот день с борта судоподъемного судна "Карпаты" был спущен для осмотра кормы затонувшей подлодки привязной обитаемый подводный аппарат РК-680. В тесной капсуле - три человека, которые с помощью механических рук-манипуляторов могли проделывать простейшие работы на палубе субмарины.
РК-680 мог весьма ограниченно перемещаться под водой на электромоторах. Однако при перемещении в корму аппарат запутался и застрял возле рубки С-80. Никто не мог понять, что его держит. Чего только ни делали, как ни дергались, как ни маневрировали - все было тщетно. Мертвые цепко держали живых.
Погода же, как на беду, стала быстро ухудшаться. Усилился ветер, началась зыбь, того и гляди оборвет привязной трос. Жизнь троих акванавтов - капитана 3 ранга Э. Чириманова, капитан-лейтенанта В. Евсеева и мичмана А. Полищука - повисла в прямом смысле слова на ниточке, даром что стальная нить была толщиной с палец. В любой момент к жертвам С-80 могли прибавиться еще три...
Сергей Минченко: "И вот в который раз я почувствовал свою беспомощность в создавшейся аварийной ситуации. Ведь помочь на такой глубине было нечем, кроме рекомендаций и подергиваний многочисленных концов, которые шли с борта "Карпат" на подлодку и могли быть причиной зацепа".
Кто-то сильно молился за этих троих ребят. В один из сильных рывков на волне аппарат освободился от зацепа и всплыл...
12 июля подводная лодка С-80 была заведена в губу Териберская, а 24 июля после продувки понтонов всплыла на поверхность...
Интересно, что идею гидрозахватов-храпцов, которые были спроектированы для подъема С-80, но которые не успели изготовить в Сормово, использовали спустя несколько лет американцы при подъеме советской подъемной лодки К-129, затонувшей в 1968 году в Тихом океане. Мощные гидрозахваты, пригнанные точно по обводам корпуса К-129, ухватили в свои клещи злосчастную субмарину и стали поднимать ее с глубины более пяти километров. Несмотря на то, что корпус переломился, первые два отсека были подняты на поверхность. Так что идея Сенатского прошла проверку на практике, - даром, что на чужом флоте...
- А дизельную подводную лодку С-178, - вспоминает Сенатский, - протараненную рыбацким судном, мы подняли всего за 20 дней. Продули все ЦГБ и понтоны и отбуксировали на Дальзавод.
Атомная подводная лодка К-429 затонула во время дифферентовки в бухте Саранная (Камчатка) на глубине 41 метр. Это случилось за полчаса до полуночи 24 июня 1983 года. В четвертый отсек через шахту судовой вентиляции вдруг хлынула вода, в первые же минуты аварии погибли четырнадцать расписанных там по боевой тревоге моряков. Остальные сто четыре смогли выйти на поверхность через носовые торпедные аппараты и шахту кормового аварийного люка. Двое моряков при выходе погибли. Это был самый массовый исход подводников из затонувшей субмарины за всю историю.
Впервые в мире предстояло поднять с грунта атомную подводную лодку да еще с ядерным оружием на борту. Эта воистину историческая задача выпала моим собеседникам - контр-адмиралу Юрию Сенатскому и капитану 1 ранга Леониду Мелодинскому.
- Обстановка внутри корпуса лодки была сложная... Самый большой отсек был затоплен полностью, третий и пятый - частично. Мы решили продуть их по мере возможности воздухом высокого давления и поднимать лодку за штатные штоковые устройства с помощью стальных 200-тонных понтонов... Я предлагал приподнять лодку за винты и подсунуть проводники под корпус. Но комфлота адмирал Сидоров был против. Начали промывать грунт под корпусом. Два водолаза с гидромониторами почти неделю шли навстречу друг другу. Но там галька. Потом уже в доке удивлялись: почему лодка так тяжела? Выяснилось, что при промывке в цистерны главного балласта набилась галька, утяжелив лодку на несколько сотен тонн.
Все-таки пока шла промывка грунта под килем, я застропил лодку за винты и приподнял. Водолазы потом радовались: что там проводник подсунуть, мы и сами пролезем...
Случилось то, чего все боялись: при первой же попытке продуть понтоны огромные стальные цилиндры вылетели на поверхность, едва не покалечив находившихся в шлюпках матросов.
И все-таки мы ее подняли! Все работы по подъему АПЛ с момента аварии заняли менее 40 суток.
То был рекорд, неизвестный ни тогда, ни ныне в мировой практике. За эти сорок ударных дней и бессонных ночей было выполнено более 1600 водолазных спусков, водолазы в общей сложности отработали под водой около 4000 часов. Капитана 1 ранга Мелодинского в канадке, пилотке и измасленной робе порой принимали за мичмана. Он дневал и ночевал на объекте. Весьма повышало работоспособность напутствие Главкома техническому руководителю ЭОН Ю. Сенатскому: "Учти, что в ЦК я уже доложил, что лодку поднимем. Не поднимем - меня снимут. Но прежде чем снимут меня, я успею посадить в тюрьму тебя. И Сидорова тоже. Желаю успеха!".
- К-429 поднимали классическим способом, - вспоминает Мелодинский, - сначала загерметизировали прочный корпус, продули то, что можно было продуть. Дефицит плавучести восполнили двумя парами стальных понтонов.
Говорят, японцы очень высоко оценили нашу работу, чего, увы, не сделало наше начальство. В силе оставалась давняя установка: "ВМФ лодку утопил, ВМФ ее и поднял, поэтому награждать некого". Лишь командующий Тихоокеанским флотом адмирал В.Сидоров, на глазах которого проходила наша тяжкая работа, наградил участников операции именными часами... "