О том, как Путин и его нувориши бесполезно растрачивают воду на дачных участках
"Я живу в подмосковном дачном поселке Раздоры. Раньше дачи были скромными деревянными постройками, куда люди бежали из города по выходным и летом, чтобы насладиться сельским покоем, но ныне наши богатые и обладающие властью соседи быстро становятся невыносимым проклятием.
Один из них - никто иной, как президент Владимир Путин, который живет в своем сильно охраняемом загородном комплексе в Ново-Огарево, в нескольких милях (1 сухопутная миля = 1,609 км) от Успенского шоссе, главной автомагистрали, связывающей этот комплекс с Москвой. Мы уже привыкли к тому, что дважды в сутки движение по этой автомагистрали перекрывается сроком до 1 часа, чтобы Путин мог на скорости 125 миль в час промчаться с дачи в свой кабинет в Кремле и обратно. Милиция также полностью перекрывает движение всякий раз, когда его предшественник, Борис Ельцин, покидает свою богатую виллу рядом с поселком Раздоры, чтобы регулярно проверять состояние своего здоровья в элитной сердечной клинике в Крылатском.
Даже когда движение по этой автомагистрали открыто, всегда существует риск, что тебя загонит в придорожный кювет несущийся на большой скорости, с сиренами и спецсигналами, конвой какого-нибудь сановного чина, олигарха или босса мафии, которые сконцентрировались в этой округе в своих укрепленных общинах, как пчелы в улье.
Огромное число русских нуворишей в последние годы построили вдоль этой автомагистрали большие, кричащие особняки, очевидно потому, что отчаянно стремятся проживать по соседству с политической элитой страны. Когда-то скромные дачные поселки, такие, как Жуковка, Барвиха и Усово, сегодня обросли диснейлендовскими пригородами массивных чудовищ, которые выглядят скорее как замок Дракулы или Пентагон (здание министерства обороны США - прим. пер.), нежели как чье-то жилище.
В то время как все-это продолжается, никто не дает себе труда подумать над расширением культурно-бытовых и коммунальных удобств для населения. Многие местные дороги в ужасном состоянии. Давление в местных газопроводах упало до опасного уровня, а отключения электричества становятся все более обыденным явлением. Этим летом мы также страдаем от отключения водоснабжения, обусловленного, как шепчутся между собой местные жители, тем, что "крупные шишки" снабжаются водой строго в первую очередь.
Фермеры в деревне Огарево, что расположена рядом с роскошной президентской резиденцией, говорят, что им приходится заполнять водой бочки по ночам, чтобы можно было на следующий день приготовить себе чай. С другой стороны, в окружении Путина никто не жалуется на трудности с поливом просторных лужаек на его вилле или с заполнением водой громадного плавательного бассейна, где он иногда развлекает своих иностранных гостей.
Буквально рядом с Раздорами вырос окруженный высоким забором комплекс примерно из 30 роскошных вилл. На прошлой неделе, в день, когда мы не смогли выжать из водопроводных кранов на наших кухнях ни единой капли воды, я прошел туда и заглянул через калитку. Десятки дождевальных установок внутри работали на полную мощность. Мне не удалось получить комментария на эту тему ни у одного из чиновников любого ранга. Наконец, один бюрократ среднего звена в региональном управлении коммунального обслуживания признал, что этим летом возникли критические проблемы с водоснабжением в зоне Успенского шоссе. "Не связано ли это с тем, что всю воду забирает себе Путин?" - "Ну, он не единственный", - все, что смог мне ответить этот человек.
Помимо наших проблем в дачном районе, по заявлениям правительства, системы общественного транспорта по всей России находятся на грани полного развала. На этот раз повинны не "жирные коты", а как раз наоборот. Несмотря на то, что Россия после распада Советского Союза вроде как пережила десятилетие суровых рыночных реформ, число людей, которым положен бесплатный проезд на общественном транспорте (автобусы, метро и троллейбусы) продолжает неуклонно увеличиваться. Добрых три четверти пассажиров Московского метрополитена не платят за проезд ни копейки.
В советские времена, несмотря на коммунистическую идеологию, только пятая часть всех пассажиров общественного транспорта пользовалась правом бесплатного проезда. Щедрые постсоветские политики предоставили право неограниченно пользоваться бесплатными поездками на общественном транспорте 64 категориям населения, включая пенсионеров, ветеранов войны, инвалидов, работников аварийных служб, милиционеров, солдат, гражданских чиновников и священников. "Так дальше продолжаться не может, - говорит Анатолий Пинсон, чиновник Министерства транспорта. - Либо мы будем вкладывать в развитие (транспортной) системы возрастающую долю дохода, либо мы начнем закрывать маршруты общественного транспорта"."