Осенью 2002 года на территории резиденции президента пройдут археологические раскопки. Археологи заверили корреспондента "Итогов", что вероятность обнаружения кладов и раритетов практически стопроцентная
"Московский Кремль по сей день хранит больше тайн, нежели открытий. Да и о том, что найдено в его стенах в XX веке, широкой публике практически неизвестно: все хозяева Кремля воспринимали его не как исторический заповедник, а прежде всего как государственную резиденцию - объект для научных изысканий неподходящий. Потому все ранее обнаруженные в цитадели клады и раритеты обязаны своему появлению на свет божий не археологам, а солдатам гарнизона, строителям и тому романтизму, которым отличались все без исключения коменданты Кремля. В общем - случаю. Но в ближайшее время ситуация изменится: в Кремле впервые за более чем сто лет решено провести масштабные раскопки.
Остров сокровищ
С точки зрения профессиональных кладоискателей, Кремль - место уникальное. Причин тому несколько. В отличие от лондонского Тауэра, мадридского Эскуриала, дворцов Версаля и Фонтенбло во Франции, Вышеграда в Чехии и огромного количества средневековых крепостей Западной Европы, давно превращенных в музейные комплексы, почти 900-летний Кремль в XX веке оставался прежде всего вотчиной спецслужб. В Кремле никогда не производились планомерные раскопки всей территории, как, например, в Лувре. Все, что было спрятано в европейских резиденциях, дворцах и замках, по большому счету уже найдено, причем еще в XIX веке. Сегодня клады в Европе обнаруживают вне территории известных исторических комплексов. Например, в 1995 году при строительстве шоссе в Тролльхаттене (Швеция) были откопаны монеты времен Римской империи. В конце 90-х в эльзасском Форбахе в промзоне трое безработных наткнулись на клад из золотых монет, оцененный в 70 тысяч долларов, и т. д.
Как говорят историки, причины исключительного богатства кремлевских недр следует искать и в особенностях формирования российской государственности. Во-первых, на Руси богатства было принято прятать от властей, перед которыми все были бесправны. Во-вторых, Кремль несколько раз подвергался осадам и разграблению (Батый, поляки, французы). В-третьих, в силу неразвитости товарно-денежных отношений на протяжении столетий на Руси более выгодного вложения денег, чем в землю (в прямом смысле этого слова), просто не существовало.
Территория Кремля поэтому является настоящим Клондайком. Однако некоторые места особенно интересуют археологов. Например, в недоступной для посетителей части Кремля рядом со Спасской башней стоит административное здание, возведенное в начале 30-х годов прошлого столетия. В советскую эпоху в этих помещениях располагались школа красных командиров, Всероссийский центральный исполнительный комитет с Кремлевским театром, а затем Президиум Верховного Совета СССР. Сегодня строение именуют 14-м корпусом. В нем расположены кабинеты сотрудников президентской администрации. Мало кому из нынешних обитателей корпуса известно, что трудятся они на том месте, где уже в XII веке находилась густонаселенная часть Москвы с богатым посадом. С конца XIV века ее облюбовали родоначальники старинных купеческих и боярских фамилий - Таракан, Антоновы, Головины, Поповы и многие другие. По мнению археологов, этот "остров сокровищ" буквально нашпигован ценностями, оставшимися от прежних жильцов.
Археологический прорыв
Впервые почти за 110 лет, прошедших после археологических изысканий, проводимых под руководством князя Щербатова, в Кремле намерены осуществить заветную мечту ученых. Тем более что для этого появился прекрасный повод. В ближайшее время Управление делами (УД) президента планирует провести капитальную реконструкцию 14-го корпуса. По договоренности директора музея-заповедника "Московский Кремль" Елены Гагариной с руководством УД до начала монтажно-строительных работ всю территорию под режимным объектом скрупулезно исследует группа археологов. И это - сенсация. Потому что ранее раскопки осуществлялись в спешке и методом тыка. Теперь же поиски будут вестись с историческими документами на руках, с использованием планов и современной техники. Руководитель археологического отдела музея Кремля Татьяна Панова заверила корреспондента "Итогов", что вероятность встречи с кладами составляет 99 процентов. Кроме золота и бриллиантов, ученые рассчитывают обнаружить на неподведомственной музею-заповеднику территории и артефакты - например, древнейшие берестяные грамоты. Кстати, о деньгах. Оказывается, правило о выдаче гражданам пресловутых 25 процентов от стоимости найденного клада на Кремль никогда не распространялось. Любой обнаруженный здесь раритет (в том числе случайно, во время строительных работ) объявлялся бесценным и полностью переходил в собственность государства. Нет никаких данных даже о страховой стоимости найденных в кремлевской земле сокровищ - это составляет тайну.
Для тех, кто неплохо осведомлен о режиме секретности резиденции главы государства и особенно о ее подземной части, решение о проведении масштабных раскопок кажется непостижимым. Достаточно сказать, что в советские времена четко регламентировался не только сам процесс извлечения кладов, но и об обстоятельствах, времени и месте нахождения предметов старины категорически запрещалось сообщать даже в научной литературе. Читатели "Итогов" первыми могут ознакомиться с историей кладоискательства в Кремле и сокровищами, которые хранятся в закрытом выставочном зале в подклете Благовещенского собора.
Мы новый мир построим
В конце 20-х годов Сталин распорядился снести несколько древнейших кремлевских зданий. Но нет худа без добра. Именно с того времени клады в кремлевском Клондайке стали появляться из-под земли словно грибы. Началось все с того, что под руководством коменданта Кремля Рудольфа Петерсона в начале 30-х годов принялись расчищать площадку под здание школы с подземным тиром для кремлевских пулеметчиков в количестве 900 курсантов. Неожиданно из стен сносимого Чудова монастыря прямо на головы рабочих посыпались золотые церковные сосуды XVII века, спрятанные монахами сразу после победы большевиков.
То, что обитатели Кремля ходят по несметным сокровищам, стало окончательно ясно накануне Великой Отечественной войны. В 1939-1940 годах недалеко от кабинета всероссийского старосты Михаила Калинина строители трижды натыкались на бесценные находки. Сначала в проезде Спасской башни откопали самый крупный кремлевский клад - почти 35 тысяч серебряных монет и более двадцати ювелирных изделий из серебра, - который поместили в Оружейную палату. Затем взору строителей предстали 91 серебряная монета XIV века и чуть позже - 98 монет из серебра и 8 слитков той же эпохи. Но это было только начало славного пути.
Археологи в штатском
По сути главными кремлевскими археологами на протяжении всего прошлого века были коменданты крепости. Первым, кто понял, что Кремль не храм, а мастерская и человек с ружьем в ней работник, был генерал Андрей Яковлевич Веденин, который с легкой руки Никиты Хрущева взглянул на подведомственную территорию не только как на воинскую часть, но и как на музей. Веденин подчистил и подкрасил фасады зданий, впервые после революции впустил в Кремль народ, разбил диковинный зимний сад и поднял археологический процесс в главной резиденции страны на небывалую высоту.
Когда в Кремле начали возводить очередное архитектурное чудо - Дворец съездов, - комендант разрешил произвести раскопки сразу в двух местах под снесенными зданиями. Находки, разумеется, были, но на настоящие клады Андрей Яковлевич наткнулся в другом месте. Редчайшие ювелирные изделия начала XIII века были откопаны под его бдительным руководством во время замены обветшавшего глиняного (!) фундамента Патриаршего дворца в 1963 году.
Эстафетную палочку кладоискательства принял из рук Веденина комендант Семен Сергеевич Шорников. На счету приятеля Леонида Брежнева три клада, найденных во время реставрации Успенского собора в 1966 году, монетный клад - в 14-м корпусе в 1969 году и тайник с драгоценным оружием XV-XVI веков, извлеченный на свет божий в 1976 году во время расчистки вечно стратегического колодца в Угловой Арсенальной башне. В 1981 году этот лауреат Госпремии 1978 года за труд "Реконструкция Кремля и систем его охраны" распорядился до возведения зала пленумов ЦК в здании того же 14-го корпуса произвести раскопки. Благодаря Шорникову археологи выяснили, что в начале 30-х годов в качестве материала для постройки фундамента школы пулеметчиков советские строители не гнушались надгробными плитами с могил великих княгинь и архитектурными деталями Чудова и Вознесенского монастырей. Ничего более ценного тогда, впрочем, обнаружить не удалось. Потребовалось целых семь лет, чтобы окончательно понять, что земля под этим корпусом хранит археологические сенсации.
Следующего коменданта Кремля - Геннадия Дементьевича Башкина - государство дважды поощрило за заслуги в области "проектирования и строительства" на подведомственной территории: Госпремия 1978-го и премия Совмина СССР 1983 года. Археологам он всячески оказывал содействие: "подбрасывал" солдат из кремлевского полка, снабжал пусть и примитивным, но необходимым инвентарем. В мае 1988 года начали перестраивать столовую в том же 14-м корпусе. Клад обнаружили, как всегда, случайно - при вскрытии пола. На глубине пяти метров взору военных строителей предстала удивительная картина: в земле были компактно уложены 300 ювелирных изделий из серебра и золота. В том числе знаки княжеского отличия в виде медальонов с архангелами Михаилом и Гавриилом, перстни, печатки, браслеты. По одной из версий, клад скорее всего принадлежал Владимиро-Суздальскому князю Владимиру Юрьевичу. А драгоценности были получены им на родине перед поездкой в Москву в качестве "подъемных". В спрятанной от нашествия Батыя коллекции находились русские, варяжские и персидские изделия. Так ученые доказали, что на территории Кремля в XII веке существовал густонаселенный город, что перевернуло представление историков о прошлом Москвы.
Эпоха "нового мышления" внесла свой вклад в развитие кремлевской археологии во время визита Рональда Рейгана в конце мая - начале июня 1988 года. Тогда в Тайницком саду на месте снесенной в 20-е годы церкви святых Константина и Елены строился спортзал для сотрудников 9-го (охранного) управления КГБ СССР. На время визита стройку заморозили. Археологам позволили воспользоваться паузой, и те, разумеется, обнаружили рядом с фундаментом церкви ценнейшие экспонаты.
Раскопки на высшем уровне
Через два месяца после августовских событий 1991 года в резиденции президентов СССР и России можно было наблюдать прелюбопытную сцену. В одном из дворов здания Президиума Верховного Совета СССР будущий глава ФСБ Михаил Барсуков в ранге заместителя коменданта Кремля орудовал лопатой наравне с землекопами из спецстроительного управления N 19. Археологическая бригада Барсукова извлекла из подземелья клад в виде двадцати серебряных украшений.
Еще одна сенсация подстерегла историков почти десять лет назад в первом корпусе Кремля, в котором находятся рабочий кабинет и жилые помещения президента России. В 1994 году во время реконструкции здания небезызвестной фирмой "Мабетекс" рабочие под присмотром охраны, располагавшейся по всему периметру здания, нашли клад из приблизительно 3,5 тысячи монет серебром в кувшине. Примечательно, что только тогда на раскопках впервые воспользовались металлоискателем, которым управлял боец кремлевского полка. На сегодня это последняя драгоценная кремлевская находка, за которой, как уверены историки, в самое ближайшее время последуют десятки других."