Минприроды нашло, что в конкурсе по Валу Гамбурцева неправильно было все
"В распоряжении "Ведомостей" оказались материалы проверки скандального конкурса по Валу Гамбурцева, которую проводило Минприроды. Из документа следует, что министерство полностью согласно с доводами крупных нефтяных компаний, оспаривающих итоги конкурса. А в скандале вокруг месторождения виновато прежнее руководство МПР и нынешнее - Ненецкого автономного округа (НАО).
Возглавив Минприроды, Виталий Артюхов дал понять, что намерен серьезно разобраться с наследством своего предшественника Бориса Яцкевича. Объектом особого внимания нового министра стал конкурс, в результате которого лицензию на разработку месторождений Вала Гамбурцева получила компания "Северная нефть", принадлежащая бывшему замминистра финансов Андрею Вавилову. На лицензию претендовали нефтяные гиганты - "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", "Сибнефть", "Сургутнефтегаз" и "Роснефть", - и результат конкурса их основательно раздосадовал.
Артюхов решил провести отдельную проверку этого конкурса. Ее итоги обнародованы не были, чтобы, как утверждали представители министерства, "не давать аргументы чужим юристам". МПР лишь распространило сообщение о том, что теперь обладает достаточными основаниями, чтобы судиться за пересмотр итогов конкурса, и вскоре намерено это сделать.
Теперь ясно, что это за основания. Внутриведомственная комиссия нашла шесть принципиально важных нарушений при организации и проведении конкурса. Выяснилось, например, что Вал Гамбурцева не был включен в перечень объектов лицензирования, утвержденный Минприроды и администрацией НАО. "Таким образом, утрачена юридическая основа объявления конкурса, а постановление по его объявлению является нелегитимным", - говорится в протоколе заседания проверочной комиссии, которую возглавлял замминистра Иван Глумов.
Еще в протоколе отмечается, что итоги конкурса подводила экспертная, а не конкурсная комиссия. Эксперты, по мнению МПР, могли только анализировать ТЭО разработки месторождения, а никак не решать судьбу лицензии. То есть победу "Северной нефти" отдали люди, не имевшие на то права.
Остальные нарушения помельче: чиновники МПР отмечают, что условия конкурса не были согласованы с Минэнерго, а лицензионное соглашение - с федеральными органами исполнительной власти; победителю же, считают в МПР, следовало отдать не три отдельные лицензии на месторождения, входящие в Вал Гамбурцева, а единую лицензию. Наконец, сам конкурс должен был длиться не три месяца, а шесть, ведь Вал Гамбурцева с извлекаемыми запасами свыше 65 млн т нефти - крупное месторождение.
Ответственность за найденные нарушения комиссия возлагает на само МПР, власти НАО и созданную ими экспертную комиссию.
Многие из перечисленных в протоколе фактов уже фигурируют в судебных делах, которых после конкурса возникло великое множество. "Архангельскгеолдобыча", "Сибнефть", а также акционер "ЛУКОЙЛа" Олег Кошеев, требуя отмены результатов конкурса, упирают в своих исках на то, что конкурс должен был продолжаться минимум полгода. "Сибнефть" и прокуратура Ненецкого округа заметили, что в компетенцию экспертов не входит выбор победителя. А в том, что Вал Гамбурцева вообще нельзя было выставлять на конкурс, убеждена Генпрокуратура - об этом в своем представлении Артюхова уведомил заместитель генпрокурора Владимир Зубрин.
Чиновник МПР, комментировавший итоги министерской проверки "Ведомостям", затруднился оценить, когда ведомство сможет дать ход обнаруженным фактам. "Нам все карты спутала Генпрокуратура - опротестовала единственное решение о признании конкурса недействительным, принятое Тимашевским районным судом Краснодарского края, - говорит он. - Будем ждать, чем кончится дело".
"Северная нефть" считает, что ее вины в произошедшем нет. "Если кто-то из сотрудников МПР в чем-то ошибся, разбирательство должно происходить внутри министерства. Это внутреннее дело МПР, а не наше, - говорит пресс-секретарь "Северной нефти" Елена Пророкова. - Что касается наших договорных отношений с государством - с этим может разбираться только суд". "