"Включили красный свет - с утра очередь из машин выстроилась почти в километр. А он, машинист этот, заснул, видимо, и пока высунулся из окна, мы уже час как стояли. Замахал руками, чего, мол, стоите, езжайте мимо. Все из-за комбината этого. Весь город уже на уши подняли, взводят до предела. Разве так можно с людьми-то?.. Пугают вооруженным захватом, а сами-то чем лучше? По мне, так в суде все дела решать надо, а не народ призывать на баррикады.
Чего-чего, а народ, запугивать здесь умеют. Накануне по котласскому телевидению передали заявление генерального директора Юрия Заяца о том, что в ближайшее время готовится вооруженный захват предприятия. И о том, что в Котласе и ближайших окрестностях сосредоточены вооруженные представители московских ЧОПов, нанятые "Базэлом". В пятницу, однако, никаких боевиков и вооруженных захватчиков ни в городе, ни на комбинате замечено не было. А ведущий информационной программы котласского телевидения "Вовремя" удрученным голосом сообщил, что готовится к эфиру только отснятый сюжет о безобразиях, которые творились в этот день на ЦБК. Однако вышла промашка. Безобразия и вправду творились, только не той стороной, которой упорно запугивали местных жителей все последнее время. На экранах телевизора мы увидели небольшую группу улыбающихся представителей нового совета директоров вместе с судебным приставом, которые всего лишь выполняли решение Общего собрания акционеров, пытаясь дать возможность новому руководству предприятия приступить к исполнению своих прямых обязанностей. Вход в заводоуправление был перегорожен двумя автобусами, а представителей нового руководства встречала возбужденная и накрученная до предела толпа. Среди них откровенно выделялись крепкие, коротко стриженные бравые парни. Рядом в готовности стояли две пожарные автомашины. На окнах заводоуправления установлены крепкие решетки, а сам подъезд к проходной заводоуправлению был перегорожен железнодорожным составом. Сами рабочие утром того же дня в местах отдыха в беседах возмущались сложившимся положением и желали только одного - скорейшего завершения этой нагнетаемой обстановки. Приход представителей нового акционера - приятных и улыбающихся людей - их несколько удивил, они ожидали иного. Еще бы, им внушали совсем иное, а никаких боевиков и вооруженного захвата и в помине не было.
В городе в это время царило спокойствие. Обойдя весь центр, не заметил ни одного предприятия общественного питания, ни одного кафе. На карте города, вывешенной у городской администрации, с трудом разглядел пару кафе где-то на окраине. Не нашел я и ни одного кинотеатра. Получается, что рабочим и отдохнуть-то с семьей негде. Зато почти через каждые 100 метров установлены рекламные и напыщенные билборды "Илим Палпа". В убогом городишке с запущенными мостовыми эти щиты смотрелись необычно и совершенно не к месту. Лучше бы уж зарплату рабочим подняли, подумалось мне.
Кстати, в газете комбината "Котласский бумажник" на первой полосе официально объявлено, что зарплата рабочим будет выплачена вовремя.
Рабочие в беседе с удивлением узнали, что зарплата на комбинате меньше, чем на других предприятиях отрасли. И тут же высказались нецензурно в адрес руководства ЦБК, открыто заявив, что им известно о высоких заработках некоторых менеджеров предприятия: "У нас цех меньше получает".
В маршрутном такси, возвращавшемся в Котлас, вовсю обсуждали происходящие события. Проезжая переезд и поглядев на красный свет светофора и все так же стоящий рядом железнодорожный состав, кто-то из пассажиров заметил: "Во как испугались - даже железную дорогу купили". На что кто-то обречено вздохнул: "Скорей бы уж все закончилось. Надоело!""