"Петербургские власти ищут новые возможности для пополнения городской казны. Среди смольнинских know how особо выделяются пешеходные зоны, обустройство которых началось в эпоху Владимира Яковлева.
Сегодня официально сообщается, что к 2004 году таковых зон в Петербурге должно быть никак не меньше пятидесяти.
Первенцем пешеходного благоустройства стала Малая Конюшенная улица, которую торжественно открыли в далеком уже 1997-м. В 1999-м появилась пешеходная зона на Малой Садовой улице. Тогда же пешеходно-благоустроительному процессу было решено придать планомерный характер - с помощью специального постановления городского правительства, в котором фигурировало 27 адресов.
По официальным данным, уже к июню 2001 года были завершены работы на 12 объектах в Центральном, Московском, Адмиралтейском и Красносельском районах. Результаты, судя по всему, настолько вдохновили, что обороты решили не сбавлять. 31 мая прошлого года появился новый список - уже из 48 адресов (в 19 из 20 городских районов), которые намечено "опешеходить" к 2004 году.
Главная цель такой активности администрации - не альтруистическая забота о безлошадных гражданах (неблагодарным петербуржцам подавай общественный транспорт без перебоев), а стремление пополнить бюджет. Логика рассуждений городских чиновников проста - если территорию привести в порядок, туда должны ринуться многочисленные инвесторы. А поскольку приводятся в порядок далеко не трущобы, то величину арендной платы в окрестных зданиях можно увеличить в разы и деньги в бюджет потекут рекой.
Естественно, эту точку зрения поддерживают и непосредственные исполнители работ, которые обращают особое внимание на тот факт, что рубль, вложенный в такое благоустройство, приносит городу в среднем пять рублей дохода. Какие доходы такое благоустройство приносит самим подрядчикам, они, естественно, предпочитают не сообщать.
Пешеходно-благоустроительный порыв имеет свои любопытные особенности. Во-первых, пешеходный рай поделен на два вида - пешеходные зоны и так называемые зоны повышенной комфортности.
Условием появления собственно пешеходных зон является, естественно, закрытие движения транспорта по выбранной улице. Повышенная же комфортность не посягает на дорожное движение - речь идет о благоустроенных торгово-развлекательных зонах либо во внутриквартальной застройке, либо около станций метро. Понятно, что пешеходные зоны в классическом понимании организуются преимущественно в центре города.
Во-вторых, хотя список будущих зон был утвержден на самом высоком уровне, вовсе не обязательно, что все задуманное непременно претворится в жизнь. Препятствием, которое способно разрушить все радужные начальственные планы, является, как обычно, финансирование.
Однако в Смольном изначально вовсе не собирались взваливать все расходы на собственные плечи. По прикидкам, на реализацию всего списка зон необходимо привлечь инвестиций порядка полумиллиарда рублей. Как нам пояснили в комитете по благоустройству, из городского бюджета финансируются только те зоны, "коммерческая эксплуатация которых не предусматривается: например, площадь Искусств". Реализация всех остальных зависит исключительно от заинтересованности коммерсантов.
Впрочем, иногда могут подсобить и третьи лица - скажем, Захарьевская улица, не попавшая первоначально в губернаторский список, была облагорожена на средства "коллективной поправки" депутата Гольмана.
Однако у проблемы пешеходного благоустройства есть еще один немаловажный аспект. В Смольном пока не собираются отказываться от создания пешеходной зоны под почти детективным названием "Центр".
Проект предусматривает появление пешеходного маршрута от Фонтанки до площади Декабристов. Понятно, что реализовать его без закрытия движения на Большой Конюшенной невозможно. И это при том, что, по оценке все того же комитета по благоустройству и дорожному хозяйству, "коэффициенты использования пропускной способности магистралей в центральной части города составляют сегодня 0,8-1,2". А около 30% из 70 основных магистралей города (опять-таки, в основном, в центре) уже исчерпали свою пропускную способность.
Ни для кого не секрет, что быстро проехать по центру Петербурга сегодня возможно лишь ночью. Тем не менее, власти намерены продолжать перекрывать там движение - улица за улицей. В этой связи вызывает сомнение сам принцип организации пешеходных улиц в Петербурге.
Они устраиваются по волевому решению "сверху", без "лишних" согласований со всеми заинтересованными сторонами и без просчитывания того, насколько та или иная зона может себя коммерчески оправдать. Если по наитию угадать с местом, зона может получиться (пример - Малая Садовая). Если не угадать - проект будет провален (пример - Малая Конюшенная).
Впрочем, какие-либо перспективы конкретной пешеходной зоны невозможно рассматривать без привязки к перспективам отдельного городского района и Петербурга в целом. Однако действующей городской власти сейчас явно не до таких стратегических размышлений.
Раньше тут никто не ездил
Сергей Саблин, руководитель ГУ "Дирекция по организации дорожного движения":
- Появление пешеходных зон, безусловно, отражается на дорожной ситуации. Я не говорю, что их создавать не надо, но их лучше организовывать на каких-либо второстепенных, с точки зрения транспортного потока, улицах. И обязательно разрабатывать обходные маршруты или оставлять одностороннее движение. Но комитет по благоустройству не согласовывает с нами подобные вопросы. Сколько мы воевали, например, прошлым летом - не надо закрывать на ремонт сразу несколько соседних улиц, но все опять повторяется. Дедюхин (глава КБДХ - ред.), видимо, решил взять ответственность на себя.
Вообще же, если мы выбираем вариант "центр без машин", надо создать условия, чтобы пассажирский транспорт не приходилось ждать часами.
Александр Ионков, начальник отдела петербургского ГИБДД:
- Задуманные пешеходные зоны находятся внутри кварталов или вне перегруженных транспортом магистралей, но не всегда. Я, кстати, задавал чиновникам из комитета по благоустройству вопросы о том, где находятся все намеченные в перечне пешеходные зоны - они не всегда могут сказать, где такие улицы расположены.
Александр Афанасьев, руководитель пресс-службы губернатора Петербурга:
- Без сомнения, Петербургу нужны пешеходные зоны. Ну, какой грех, что Малая Садовая стала пешеходной - там раньше никто и не ездил. Говорят, что зона на Малой Конюшенной - не очень удачный проект, но он ведь еще не завершен, и проект заиграет, если "пробить" выход на площадь. У этих улиц свой "климат" - петербургский, очень доброжелательный. Уже родились легенды, а это знак качества.
Вот говорят, что в центре много пробок, что чиновники никуда не годны. Но это спекуляции - мы столкнулись с обычной европейской проблемой. У нас сейчас один автомобиль на 50 кв. метров дорожного покрытия - это все равно что "запорожец" в обычной квартире, еще хорошо, что не "КамАЗ". Но ведь пешеходные зоны - мизер от общей площади городских дорог. А пробки - это зло, возникающее в связи с благом. Благосостояние растет - на 4 человека один автомобиль. Но Невский-то не расширишь.
Пешеходные зоны - благо для города. У города нет средств на расселение коммуналок, одно из решений проблемы - благоустройство улиц. Туда приходят инвесторы и начинают решать эту проблему. При этом скупают даже подвалы. Мы должны находить решения в условиях рынка: ведь социализм давно кончился.