Вокруг одного из крупнейших машиностроительных предприятий Самары - АО "Завод специальных подшипников" - разгорается беспрецедентный скандал. Его суть состоит в том, что прежние владельцы предприятия - менеджеры ЗСП - непонятным образом потеряли контроль над своими 72% акций, которые оказались в руках третьих лиц. Теперь менеджеры пытаются вернуть акции с помощью Генеральной прокуратуры и ФСБ. Не исключено, что сделать им этого не удастся, и тогда власть на предприятии перейдет в другие руки.
"То, что творилось в последнюю неделю вокруг ЗСП, напоминало хороший триллер. 30 июня должно было состояться годовое собрание акционеров. На нем должны были присутствовать представители пяти акционеров предприятия - АО "Самарский подшипниковый завод" (владеет 25% акций) и четырех московских фирм - ООО "ТК "Канди", ООО "ТК "Мали", ООО "ТК "Фортуна" и ООО "ТК "Галактика" (в совокупности владеют 72% акций). От СПЗ на собрание прибыл член совета директоров Александр Швидак. Позже он рассказал "СО", что очень удивился, не обнаружив в зале менеджеров АО "ЗСП", которые, как считалось в последние годы, и были владельцами четырех московских фирм. Вместо них представлять интересы этих фирм прибыл совсем другой человек - член совета директоров московского коммерческого банка "Новатор" Вадим Афанасьев. Подойдя к столу регистрации участников собрания, он представился директором вышеупомянутых "Канди", "Мали", "Фортуны" и "Галактики". Однако его попытка зарегистрироваться оказалась неудачной. Ему сообщили, что подписи и печати на его документах вызывают сомнения, и отказали в регистрации. В итоге зарегистрированным акционером оказался лишь Швидак, акций которого не хватало для того, чтобы провести собрание. И оно не состоялось.
Попытки "СО" прояснить ситуацию у менеджмента АО "ЗСП" оказались безуспешны. Один из руководителей завода заявил, что распространение информации по поводу происходящего может серьезно подорвать имидж. Вопрос об имидже возник не зря. Дело в том, что события, произошедшие 30 июня, имели свои предпосылки, и они вполне могут свидетельствовать о том, что менеджеры ЗСП просто подарили свой завод. Как известно ("СО" об этом неоднократно писало), в течение 1999-2000 и частично 2001 года вокруг ЗСП шли беспрестанные судебные разбирательства, связанные с борьбой за это предприятие между его владельцами - группой менеджеров ЗСП - и владельцем Самарского подшипникового завода Игорем Швидаком. В этой борьбе также принимали участие арбитражный управляющий СПК "Шар" Сергей Ракитин и близкий к областным властям бизнесмен Александр Хенкин. Первоначально акции ЗСП, принадлежавшие его менеджерам, числились на созданном ими ООО "ГПЗ". Но затем для того, чтобы исключить всякие риски, менеджмент ЗСП провел сделку по продаже этих акций вышеупомянутым четырем московским фирмам, которые расплатились векселями "проблемного" московского банка. То, что все это делалось в интересах руководителей ЗСП, подтверждает тот факт, что продажа акций не повлекла за собой серьезных изменений в составе совета директоров предприятия. Его и после продажи контролировали те же самые люди. Далее версии несколько расходятся. Согласно одной из них, чтобы уберечь акции от любых посягательств, директорат ЗСП лично не входил в число учредителей фирм. Ими стали доверенные лица. "Излишняя доверчивость" якобы и подвела менеджмент, который в марте 2001 года узнал, что более не контролирует московские компании. Те перешли под контроль совсем других лиц.
Согласно другой версии, руководство ЗСП доверило двум юристам передать акции завода в залог под кредиты, а те просто продали эти акции третьим лицам. Так или иначе, но получается, что весной 2001 года менеджмент ЗСП оказался в роли короля без королевства: ему больше ничего не принадлежало. По информации "СО", после этого команда Александра Богусонова начала в столице активные боевые действия, инициировав возбуждение уголовного дела по факту мошенничества. Согласно неофициальным данным, в рамках этого дела в Центральном московском депозитарии (ЦМД) был наложен арест на любые операции с акциями АО "ЗСП", которые принадлежали четырем московским компаниям. В столице же начались (или начнутся) и арбитражные разбирательства, в ходе которых руководители ЗСП будут пытаться вернуть свои акции. Если, конечно, им дадут это сделать те, кто перехватил контроль над акциями. Пока официальным лицом, представляющим интересы "Канди", "Мали" и т.д., является уже упомянутый Вадим Афанасьев, член совета директоров КБ "Новатор".
Сам г-н Афанасьев, комментируя "СО" происходящие события, не стал отрицать, что он не имеет никакого отношения к команде менеджеров ЗСП и что в случае проведения собрания акционеров вся власть на заводе перешла бы в другие руки. В чьи конкретно, он уточнять не стал. Но заметил, что акционеры в лице четырех московских компаний намерены изменить сбытовую политику предприятия, по поводу чего провели переговоры с "Рособоронэкспортом" (экспортноориентированные производства ВПК - потребители продукции ЗСП) и рядом посольств (?!) зарубежных стран. Кроме того, они собираются осуществить программу модернизации ЗСП, которая уже согласована со швейцарской компанией "Теллер". Попутно Вадим Афанасьев отрицательно охарактеризовал деятельность команды Виктора Ершова, пообещав рассказать о ней более детально в подробном интервью.
"Я бы также хотел заметить, - сказал он, - что обращался за содействием в РО ФКЦБ и прокуратуру Самарской области". При этом он отказался говорить что-либо о судебных разбирательствах вокруг акций ЗСП. Между тем в конце недели появилась новая версия происходящего, озвучиваемая источниками, близкими к руководству завода. Согласно ей, к интриге якобы могут иметь отношение Александр Хенкин и банк "Солидарность". Что примечательно, на ЗСП почему-то ждали, что на собрании акционеров появится президент "Солидарности" Алексей Титов. Но этого не произошло. Г-н Афанасьев на вопрос, не действует ли он в интересах самарских структур, отвечать не стал.
КБ "Новатор" - московский банк, созданный в 1993 году. Входит в первую сотню российских банков. Согласно отчету по ценным бумагам за первое полугодие, у банка пять крупных московских акционеров: ООО "Анкорт" (19,99%), ОАО "Финансовый континент" (19,99%), ООО "Русская промышленная лизинговая компания" (19,99%), ООО "Зелерт" (11,2%), ООО "Главтехцентр" (15,75%). "