""Голосуй - или проиграешь!" - лозунг, немало бывший в употреблении. И "Не дай бог!" - знакомая постановка вопроса, не правда ли? Выходила такая газета в 1996 году, когда Россия выбирала сердцем. А в 1997 году старый режим как альтернатива новому, немцовскому демократическому наследству уже предлагался отдельно взятой Нижегородской области, осиротевшей после отъезда Бориса Ефимовича в Москву. Старый режим звали Геннадий Ходырев, противостоял он преемнику Немцова Ивану Склярову. Мы голосовали. Ходырев проиграл. 29 июля нас ожидает матч-реванш.
Рабочее название Геннадия Максимовича
В июне 1997 года президент Нижегородского исследовательского фонда политолог Сергей Борисов и автор этих строк обстоятельно рассуждали о расстановке политических сил накануне первого тура губернаторских выборов. Каждому из обитателей будущего избирательного бюллетеня было присвоено своеобразное прозвище. Скажем, кандидат в губернаторы тележурналист Нина Зверева характеризовалась как Мать Тереза нижегородских реформ. Как-то там были обозначены Иван Скляров, Вадим Булавинов и другие...
Геннадия Ходырева мы тогда назвали Реваншистом. Главный редактор газеты, для которой предназначалось интервью, к слову, достаточно близкий Ходыреву человек, на "Реваншиста" обиделся и в печать это не пропустил. Дабы не ставить кандидатов в неравные условия, нам пришлось вымарать все остальные прозвища. Сейчас мы с Борисовым даже не можем их толком вспомнить.
А вот Реваншиста из песни не выкинешь. Потому что это, на мой взгляд, и есть чистая правда про Ходырева. За четыре с лишним года она не изменилась.
Незнание закона маятника не освобождает от ответственности
В книге "Провинциал в Москве" Борис Немцов так пишет о склонности Ходырева помнить обиды:
"Первый секретарь Нижегородского обкома коммунистической партии товарищ Ходырев, который потом стал работать в правительстве и к которому я, кстати, относился неплохо и даже после его позорного бегства из коммунистического обкома трудоустроил - он тогда сахаром торговал, - после моей отставки приехал в Нижний и сказал: мы Немцову сломали хребет. Имеется в виду, что мы - это Коммунистическая партия. Геннадий Максимович продемонстрировал незнание законов маятника. Когда Геннадия Максимовича уволили (это было при Степашине), я промолчал". Конец цитаты.
Возможно, после 29 июля Геннадий Ходырев сможет сказать, что сломал хребет всей Нижегородской области. Не мог же он просто так забыть описанное Немцовым свое позорное бегство из обкома. По крайней мере, я точно знаю, что ходыревского сахара на всех нас не хватит ни за что. Он постарается распорядиться с максимальной для себя пользой. Дмитрию Савельеву уже прочат увесистую "сахарную голову" - пост главы регионального правительства.
И, конечно, мы станем блестящей пряжкой в "красном поясе" России. Как живется тем, чью плоть укротил "красный пояс", продвинутые читатели "Монитора" в курсе. Трансфертов и дотаций из центра - ноль или совсем чуть-чуть. Кредиты на выгодных условиях не дают даже отдельно взятым промышленным гигантам, прописанным в коммунистическом регионе.
Старушки радуются: масло стоит пять с половиной копеек. Зато в центре города нигде не найдешь приличного кофе с уютным столиком. Вместо "Рокко" - драные кресла кинотеатра имени Минина. Вместо Нижегородской ярмарки - пустые прилавки "Детского мира". Если бы еще люди помолодели на пятнадцать лет!
И только полпред Сергей Кириенко вряд ли вернется в обком комсомола. Он останется представлять президента Путина, удачливого соперника лидера КПРФ Геннадия Зюганова на выборах президента. Ходырева центр не должен жаловать по определению.
Кстати, все последние месяцы социологи измеряли не только рейтинги кандидатов в губернаторы, но и просто изучали общий эмоциональный фон. Так вот, выявился ряд ярко выраженных фобий, страхов, которые испытывают жители области в массовом порядке в связи с возможным приходом нового губернатора.
Люди боятся конфликта с федеральной властью, передела собственности и власти, общего застоя. Судя по всему, именно это Геннадий Ходырев на белом коне в случае чего торжественно привезет с собой в нижегородский кремль.
Полевая кухня вместо политической
А еще Борис Немцов любил вспоминать, как в первые месяцы его руководства Нижегородской областью он со товарищи всерьез работал над перспективой развернуть на площади Минина полевые кухни с горячей едой для нижегородцев. Если вы не помните, до Немцова во главе области стоял именно Геннадий Ходырев. Это он и его плановая экономика едва не сделали реальностью полевые кухни в центре крупного города.
И вот "Мэри Поппинс возвращается". Между прочим, летом 1997 года первый вице-премьер России Немцов дал себе труд приехать в Нижний и лишний раз нарисовать картину, как коммунисты при губернаторе Ходыреве сделают из нашей области дойную коровушку для своей партийной кассы. Получилось убедительно. Для многих это было последним аргументом, чтобы отдать голос не против всех, а за Склярова, который на первый, беглый, взгляд от Ходырева не слишком отличался.
Между прочим, Ходырев по итогам тех выборов подавал на Немцова в суд. Чем кончилось, "старожилы не упомнят". Значит, кончилось пшиком. "