25 июля в своем рабочем кабинете по подозрению в получении взятки был задержан мэр Октябрьска Николай Евграшин. В верхнем ящике его стола сотрудники милиции обнаружили 30 тысяч рублей, переданные ему двумя местными коммерсантами за помощь в регистрации предприятия и реализации задуманного ими проекта по созданию в Октябрьске деревообрабатывающего цеха. Эта история во многом повторяет ту, что произошла с предшественником г-на Евграшина Александром Николаевым в 1999 году. Так же, как и нынешний мэр, Николаев "поучаствовал" в становлении одного из октябрьских частных предприятий, после чего был обвинен его хозяином в мошенничестве и злоупотреблении служебным положением
"Схожесть уголовных дел Александра Николаева и Николая Евграшина уже на первом этапе расследования привлекла ко второму особо пристальное внимание и породила массу вопросов. Не так часто в СИЗО оказываются мэры городов. Однако для Октябрьска это, похоже, становится своего рода традицией.
По сведениям "СО", заявителями по делу Николая Евграшина стали два коммерсанта. Они обратились к мэру с просьбой о помощи в реализации проекта создания в Октябрьске завода по изготовлению ламинированной ДСП. Для этого коммерсантам требовалось зарегистрировать в городе свое предприятие и получить отвод площадки под организацию производства. Авторов идеи привлекало главным образом то, что в Октябрьске специалистов данного профиля всегда хватало.
До середины 90-х годов здесь существовал деревообрабатывающий комбинат, на котором была занята значительная часть трудоспособного населения. Оставшись после развала комбината практически на улице, люди были бы рады даже низкооплачиваемой работе. Инвестировать проект на первом этапе согласилась одна из московских фирм. Москвичи были готовы вложить в развитие производства несколько десятков миллионов рублей.
Поначалу мэр охотно пошел навстречу бизнесменам. Регистрация предприятия прошла быстро и гладко. 19 июля этого года на свет божий появилось ООО "Ламинат", прописавшееся в Октябрьске. Затем для обсуждения вопроса о выделении площадки было решено встретиться в неформальной обстановке. Все трое отправились в Сызрань отужинать в ресторане "Разгуляй". Там Николай Евграшин и заявил коммерсантам, что, пока подыскивается и оформляется подходящий участок, в состав учредителей вновь созданного ООО должны быть внесены небольшие коррективы. С подачи мэра он должен был пополниться третьим участником, на долю которого приходилось бы 10% уставного капитала. Согласия двух хозяев предприятия для этого было бы недостаточно, требовалось одобрение московских инвесторов. Возможно, те вряд ли стали бы возражать, если бы новый компаньон, соблюдая необходимые формальности, внес свой вклад в уставный капитал. Однако именно в этом вопросе у сторон возникли разногласия. Долю предложили внести самим номинальным хозяевам. В итоге руководители ООО "Ламинат" написали заявление в управление по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД Самарской области. В нем они указали, что за свое покровительство и содействие в предоставлении производственных площадей мэр Октябрьска потребовал от них сумму, составляющую 10% от уставного капитала предприятия, - около 25 тысяч рублей, а затем неожиданно поднял "тариф" до 30 тысяч. А среди совладельцев предприятия он захотел видеть одного из своих родственников, хотя возраст последнего уже перевалил за 70 лет.
Мэр Октябрьска был задержан в своем кабинете при получении взятки. При этом он тут же выдвинул иную точку зрения на произошедшее. По сведениям "СО", глава Октябрьска, как ни странно, не стал отрицать, что получил от коммерсантов деньги. Однако, по его словам, брал он их исключительно в долг и в дальнейшем намеревался вернуть.
25 июля в сопровождении опергруппы Николай Евграшин был доставлен из Октябрьска в Самару и помещен в следственный изолятор. В тот же день прокуратурой Самарской области в отношении него было возбуждено уголовное дело по статье 290 УК РФ - вымогательство и получение взятки.
После того, как обстоятельства задержания Николая Евграшина стали известны, они породили массу противоречивых версий и предположений о том, что же на самом деле происходит в Октябрьске, не являются ли уголовные дела сначала против Александра Николаева, а теперь и против Николая Евграшина частью одного и того же процесса и не окажется ли в итоге вторая история точным повторением первой.
Ответ на эти вопросы, похоже, появится не скоро. Расследование уголовного дела по мошенничеству в отношении Александра Николаева, возбужденное летом 1999 года, достаточно долго пробуксовывало. Напомним, что его инициатором стал директор октябрьского ИЧП "Голубая лагуна", привлеченного к выполнению муниципального заказа по обеспечению продуктами городских школ. Суть конфликта сводилась к тому, что в результате "плодотворного" сотрудничества с мэрией ИЧП оказалось должником по кредиту в размере 400 тысяч деноминированных рублей, выделенному ему местным отделением Сбербанка РФ на организацию питания школьников еще в 1997 году. По заявлению директора предприятия Юрия Меркулова, поставки продуктов в тот период оплачивались им полностью из собственных средств, а выделенные Сбербанком 400 тысяч были потрачены на личные нужды Александра Николаева, выступавшего гарантом в этой сделке. Поэтому погашать кредит коммерсант наотрез отказывался. Это и привело к уголовному разбирательству. Однако до начала 2000 года дело не вызывало особого энтузиазма у руководителей самарских правоохранительных органов. Время от времени возникали прогнозы, что оно того и гляди будет спущено на тормозах. Но в феврале прошлого года в ходе следствия наметилось неожиданное оживление. Дело оказалось как нельзя кстати. Летом в Сызрани должны были состояться выборы мэра города. По мнению источников "СО", действующего главу города Василия Янина начали одолевать страхи по поводу возможности внесения изменений в закон с целью ограничения сроков пребывания глав местного самоуправления в своей должности. На случай, если таким опасениям суждено было сбыться, сторонниками г-на Янина и был придуман ход с объединением двух муниципальных образований, Сызрани и Октябрьска, в одно. Тогда бы он имел полное право выставить свою кандидатуру на третий срок. Здесь, правда, существовала одна проблема: Октябрьск - самостоятельный город с собственным мэром. По доброй воле Александр Николаев сдавать свои полномочия не собирался. Для заинтересованных выход напрашивался сам собой.
В конце февраля прокуратура Самарской области выдала санкцию на арест Николаева. Прожив в камере следственного изолятора около месяца, мэр согласился написать заявление о добровольной отставке. Вскоре после этого он был освобожден из-под стражи и получил возможность, невзирая на подписку о невыезде, уехать в Москву. Интерес к его персоне со стороны правоохранительных органов явно упал.
26 марта в Октябрьске и Сызрани был проведен референдум по объединению. Замыслу г-на Янина не суждено было сбыться. Жители Октябрьска проголосовали за самостоятельность и одновременно избрали своим мэром Николая Евграшина. Примечательно, что он уже занимал эту должность до Николаева.
Впрочем, в том, что волеизъявление населения будет идти в разрез с его замыслами, мэр Сызрани, похоже, и не сомневался. По поводу грядущего референдума у него, как утверждают компетентные источники, даже произошел серьезный разлад с недавним вице-губернатором и главой аппарата администрации области Владимиром Мокрым. Причиной послужило нежелание последнего "продавить" решение об объединении городов без учета мнения населения. Позиция Мокрого тогда была воспринята главой Сызрани как явная неблагодарность. Говорят, что г-н Янин искренне полагал, будто бывший вице-губернатор обязан ему своим избранием в Государственную Думу и должен ответить услугой за услугу. Тем более что решение таких вопросов находилось как раз в его компетенции. Впрочем, до проведения выборов в органы местного самоуправления поправок к действующему законодательству принято не было, и сызранский мэр спокойно занял свое кресло еще на один срок. После этого обвинение в мошенничестве и злоупотреблении служебным положением, выдвинутое против Александра Николаева, и вовсе потеряло актуальность. Без всякого энтузиазма его, похоже, воспринял и сызранский суд, куда оно поступило в январе нынешнего года. Было принято во внимание мнение адвокатов обвиняемого и назначена экспертиза всей финансовой документации октябрьской администрации и ее гороно за период 1997-1998 годов. На экспертизу отвели 9 месяцев, до ее завершения судебное разбирательство было отложено. Вообще-то документов может оказаться весьма много, и экспертизу могут потом еще продлить... Но теперь возобновление внимания к делу Николаева неизбежно. Первый вопрос, который возник у многих в связи с задержанием нынешнего мэра Октябрьска: какова судьба его предшественника? На это можно ответить, что он ведет вполне достойное существование в Москве и жизнью маленького провинциального городка сейчас уже интересуется постольку-поскольку.
Велика ли вероятность повторения уже отыгранного сценария, еще не ясно. Пока на это указывает лишь прежний состав участников действа. Какие-то подводные течения, если они в этой истории вообще присутствуют, на сей раз не видны. Хотя, возможно, они лежат не в политической плоскости. Тем не менее вариант, что Октябрьск может оказаться на пороге очередных досрочных выборов мэра, некоторыми из наблюдателей уже не исключается. "