«Чисто» законная бюджетная убыль

FLB: Минсвязи, Генпрокуратура, МВД и Счетная палата не знают, как вернуть деньги, не истраченные “Ростелекомом» на «Электронную Россию»


"Ростелеком", единственный исполнитель федеральной целевой программы (ФЦП) "Электронная Россия", должен вернуть заказчику (Минкомсвязи) маржинальный доход в размере 136,8 млн руб., говорится в сообщении Счетной палаты (СП), сообщил сегодня «Коммерсант».

Как говорится в распространенном в пятницу сообщении "Ростелекома", никаких юридических оснований для возврата полученного маржинального дохода оператор не имел и в настоящий момент не имеет. Сейчас "Ростелеком" обсуждает с Минкомсвязи механизм, который позволил бы при исполнении госконтрактов предоставить заказчику дополнительно услуги и сервисы на сумму, равную полученному маржинальному доходу.

Ранее претензии к Минкомсвязи и "Ростелекому" по подозрению в хищении около 280 млн руб. в рамках исполнения "Электронной России" предъявляла Генпрокуратура. Однако следственный департамент МВД, куда были переданы материалы Генпрокуратуры, в конце ноября отказался возбуждать уголовное дело».

«Указанные средства, по мнению Счетной палаты РФ, должны быть возмещены государственному заказчику при дальнейшем финансировании госпрограммы "Информационное общество (2011 — 2020 годы)". Коллегия Счетной палаты Российской Федерации приняла решение направить представление в Минкомсвязь России. Отчет о результатах проверки будет направлен в палаты Федерального Собрания», - сообщает Право.Ру.

Коллегия Счетной палаты (СП) по результатам проверки госрасходов Мининформсвязи и «Ростелекома» на федеральную целевую программу (ФЦП) «Электронная Россия» в 2002-2010 гг. пришла к выводу, что чистая прибыль оператора от исполнения ее мероприятий составила 136,8 млн руб, - пишут «Ведомости».

Условия госконтрактов, выигранных «Ростелекомом», не предусматривали механизм возврата сэкономленных средств, признал аудитор СП Михаил Бесхмельницын. Но то, что эти деньги не были вложены в ФЦП, противоречит принципу эффективности бюджетных расходов и нарушает основное условие выбора «Ростелекома» единственным исполнителем работ по программе: ведь Минкомсвязи рекомендовало сделать его единственным исполнителем как раз с целью повысить эффективность расходов.

«Ростелеком» — открытое акционерное общество, а целью деятельности таких компаний по закону является получение прибыли, заявил представитель «Ростелекома». Единственным исполнителем «Электронной России» оператор был только пять кварталов, или 15% всего периода ее действия, указывает он: за это время оператор получил по госконтрактам около 2 млрд руб., или 10% от полного бюджета ФЦП, а из своих средств потратил 1,5 млрд руб. Нет никаких юридических оснований возвращать полученный «маржинальный доход» государству, уверен представитель «Ростелекома», хотя компания обсуждает с Минкомсвязи схему, предполагающую предоставление госзаказчику дополнительных услуг и сервисов на сумму, равную «маржинальному доходу», при исполнении новых госконтрактов по программе «Информационное общество».

Проверка СП подтвердила абсолютную законность всех действий «Ростелекома», уверен источник в компании, в частности, то, что разница между ценой госконтракта и суммой расходов — не похищенные средства, а законный маржинальный доход.

Как напоминает сайт Состав.Ру, «после проверки Генпрокуратура в августе 2011 года заявила, что при реализации ФЦП "Электронная Россия" в 2002-2010 годах "Ростелекомом" было похищено около 300 миллионов рублей бюджетных средств. Генпрокуратура заявила, что ,b>стоимость программно-технических средств, приобретенных Минкомсвязи через "Ростелеком" в рамках госконтракта, была завышена почти на 270 миллионов рублей. По мнению проверяющих, фактическая стоимость оборудования не превышала 383 миллионов рублей, в том время как Минкомсвязи заплатило за него 653 миллиона. Одновременно установлено, что один из основных поставщиков оборудования перечислил 150 миллионов рублей на счета оффшорной компании. Кроме того, прокуроры выявили, что Минкомсвязи перечислило 10 миллионов рублей "Ростелекому" за выполнение научно-исследовательских работ, которые фактически не выполнялись».

Как ранее сообщало FLB.Ru, «МВД отказалось возбудить дело по результатам прокурорской проверки программы «Электронная Россия». Генпрокуратура настаивала на обнаружении хищений 300 млн рублей при реализации госконтрактов – завышались цены, привлекались посредники, работы оплачивались по нескольку раз. До выборов парвоохранительные органы будут избегать резких решений, уверен депутат Госдумы Илья Пономарев, по запросу которого проводилась проверка.

Проверку реализации федеральной целевой программы вела Генпрокуратура по запросу, который в 2010 году писал депутат Госдумы Илья Пономарев.

В августе 2011 года прокуроры пришли к выводу, что из 2 млрд рублей, которые направлялись на «Электронную Россию» из бюджета в рамках контрактов с «Ростелекомом», были похищены около 300 млн.

Но в Следственном департаменте министерства посчитали, что в результатах прокурорской проверки недостаточно сведений для возбуждения уголовного дела, сообщила в субботу пресс-служба ведомства.

Госпрограмму курировало Министерство связи. Проект был рассчитан на 2002–2010 годы и предполагал масштабное развитие информационно-технологической инфраструктуры. Фактический объем расходов за весь период действия ФЦП составил около 27 млрд рублей. В 2009 году программу переориентировали на создание «Электронного правительства» – перевода в электронный вид процесса оказания государственных и муниципальных услуг.

Задачей «Электронного правительства» декларировалось создание инфраструктуры общественного доступа к услугам через интернет, терминалы самообслуживания, центры телефонного обслуживания и многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг. Единственным исполнителем госзаказа в рамках этого этапа ФЦП стал «Ростелеком».

По данным прокуроров, при расхищении государственных денег использовались фирмы-посредники и офшоры, оплачивались невыполненные работы. В итоге суммы контрактов, оплачиваемых за счет государства, удваивались.

В частности, за счет посредников на 270 млн рублей была завышена стоимость программно-технических средств, приобретенных Минкомсвязи через «Ростелеком» в рамках госконтракта. «За приобретенное оборудование Минкомсвязи России заплатило 653 млн рублей при его фактической стоимости 383 млн рублей», – говорится в материалах Генпрокуратуры

Один из основных поставщиков оборудования перевел 150 млн рублей на офшорный счет. «Обнаружено наличие конфликта интересов у лиц, работавших в «Ростелекоме» и в коммерческой структуре, осуществлявшей закупку оборудования в рамках ФЦП «Электронная Россия», – настаивали прокуроры.

В марте 2011 года «Электронную Россию» критиковала и Счетная палата. Аналитики контрольного ведомства обнаружили неэффективное использование госсредств на 1,4 млрд рублей.

В МВД сообщили, что в материалах прокуратуры недостаточно информации. «Отсутствуют результаты исследования финансовой документации, нет данных о проведении контрольно-ревизионных проверок, не проведены опросы должностных лиц», – перечисляют в Следственном департаменте.

«Исходя из имеющихся материалов, установить факты искусственного завышения цен не представляется возможным», – подчеркивают в МВД, добавив, что проведут дополнительную проверку в Минкомсвязи и «Ростелекоме».

12.12.2011



Обзор FLB
FLB

Из досье FLB

Щеголев Игорь Олегович

 - бывший министр связи РФ
Щеголев Игорь Олегович, все статьи»»