Большой сетевой "слив"


"В крупнейшей поисковой системе Рунета на слово "компромат" вам предложат без малого миллион страниц. На первом месте стоит ссылка на известный сайт compromat.ru - "домашняя библиотека Сергея Горшкова".

Некоторое время назад был я по журналистским делам на приеме в одном очень высоком кабинете одного очень важного государственного учреждения юридического характера, и мне довелось случайно услышать, как руководительница департамента информации этого учреждения давала поручение одному из сотрудников. "Возьмите эту информацию на сайте compromat.ru, - говорила она. - И ссылки там все тоже есть". По моим наблюдениям, с чтения материалов этого сайта начинают свой рабочий день многие высокопоставленные чиновники и политики.

ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ

Сайт compromat.ru принадлежит кандидату технических наук Сергею Горшкову и появился во Всемирной паутине 7 декабря 1999 г. Сам Горшков когда-то мне говорил, что поначалу это было только хобби. Он просто собирал различного рода разоблачительные и компрометирующие статьи из газет и журналов и вывешивал их на своем сайте. У Сергея Горшкова, сына одного из конструкторов станции "Мир", лауреата Государственной премии СССР Леонида Горшкова, отличное компьютерное образование, и поэтому его сайт был великолепно разработан, очень удобен для пользователя и быстро стал популярным. Работало и удачно выбранное название. Однако, как показывает интернетовская практика, на верхние позиции в рейтингах можно попасть все-таки благодаря упоминаниям в традиционных средствах массовой информации. И надежнее всего это сделать с использованием какого-либо нестандартного хода.

Например, некогда "компроматный" сайт apn.ru, который принадлежит теперь председателю Совета по национальной стратегии и автору скандального доклада о заговоре олигархов против Путина Станиславу Белковскому, стали активно посещать после того, как на его владельцев подал в суд губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. За заметку о том, что татарин Тулеев якобы тайно крестился. Скандалом заинтересовались газеты, и информация попала на полосы.

У Сергея Горшкова "раскрутка" получилась как-то сама собой. В феврале 2000 г. его сайт отказался обслуживать провайдер. Заявив, что Горшков задолжал ему приличную сумму. Очень скоро, однако, выяснилось, что провайдер закрыл сайт под давлением милиции. Тогда как раз был создан при МВД отдел "К" по вопросам борьбы с преступлениями в сфере информационных технологий. Как рассказывал мне Горшков, закрытие его скандального сайта и стало одним из первых "оперативных мероприятий" нового подразделения. Причем провайдеру просто пригрозили "красными корочками", законных оснований никаких не было, и через несколько дней compromat.ru возобновил работу. Сработала журналистская солидарность, и шума в прессе было немало. На своем сайте Горшков тогда иронично написал: "Я не все успел прочесть, что об этом написали, но уже слышал разговоры о пиаре. Что тут сказать? Конечно, PR - это страшная сила. И, конечно, он - ВЕЗДЕ. А лучшая реклама для сайта - это "грохнуть" его со всем содержимым.

Всем заинтересованным в раскрутке рекомендую новую пиар-команду. Говорят, она появилась в МВД. И называется как-то чудно - "спецотдел".

Но не все журналисты поверили, что все было именно так, как говорил Горшков. Владелец сайта flb.ru Сергей Соколов заявил двум газетам, что Горшков сам организовал закрытие своего сайта, и обвинил его в "недобросовестной РR-акции". Журналисты написали и об этой версии. После этой истории популярность compromat.ru уже только росла. Сейчас, как говорят, за размещение заметки на compromat.ru нужно заплатить не менее 500 долл. Два года назад, по словам Горшкова, ему предлагали за сайт 1 млн долл. Владельца не устроила цена. Две недели назад, говорит Горшков, предлагали уже 5 млн. Но не договорились. Так что из "хобби" у Горшкова вышел очень удачно просчитанный коммерческий интернет-проект. Недаром второе образование Горшков получал в Финансовой академии.

Скандальную популярность с сайтом Горшкова делил пять лет назад сайт flb.ru. Он появился в Сети в августе 1999 г., а в верхние позиции рейтингов попал почти сразу, после публикации так называемой базы данных группы "Мост" - записей телефонных разговоров высокопоставленных российских чиновников и бизнесменов и сопроводительных справок о них. Эта база данных якобы была изъята при обыске в одном из офисов холдинга "Медиа-Мост". С конца лета 2000 г. эту базу данных предлагали купить нескольким изданиям за 50 тыс. долл. Но желающих не нашлось, и, по словам главного редактора сайта Сергея Соколова, редакции flb.ru удалось купить ее всего за 1000 долл. После последовавшего за публикацией громкого скандала был расформирован один из оперативных отделов ФСБ, который занимался работой со средствами массовой информации. Один из сотрудников flb.ru сказал мне тогда, что он точно знает, что ФСБ к появлению в Сети той базы данных отношения не имела. И вообще у специалистов нет уверенности в том, что вся эта "база данных" была подготовлена службой безопасности группы "Мост". Скорее всего, это сводная работа нескольких охранных агентств, которая просто была названа так соответствующими органами, чтобы скомпрометировать Владимира Гусинского "посредством слива". Как бы там ни было, но рейтинг flb.ru вырос настолько, что в редакцию стали поступать заказы на разного рода "журналистские расследования".

"В сущности, это обычные журналистские материалы. Но хорошо известно, что у большинства преуспевших бизнесменов и политиков "рыльце в пушку". Поэтому наша продукция подпадает под определение компромата", - говорит заведующий отделом политики flb.ru Алексей Челноков. Считается, что в среднем подготовка статьи стоит минимум 3 тыс. долл.

Если московские чиновники начинают день с чтения сайта compromat.ru, то чиновники и политики Санкт-Петербурга пару лет назад начинали с сайта lenpravda.ru. Этот ресурс для размещения компромата появился летом 2001 г. Делается сайт в Москве, но кем - доподлинно неизвестно. Есть только слухи и подозрения. Его авторы "разыграли" сюжет, по которому в Сети якобы восстанавливалась старейшая в Санкт-Петербурге советская газета "Ленинградская правда". На заглавной странице сайта разместили графический логотип этой газеты и таким же шрифтом - выходные данные: "Выходит с апреля 1918 года. Восстановлена 19 июня 2001 года". Обслуживавший сайт специалист даже не поленился съездить в город Химки, в газетный отдел "Ленинки", чтобы отсканировать логотип "Ленинградской правды". Говорят, что создатели этого сайта хотели зарегистрировать lenpravda.ru как официальное средство массовой информации, но, хотя газета давно не выходит, право на это название в Минпечати остается за правительством Ленинградской области. Кстати, именно этот факт и излишнее рвение чиновников правительства Ленобласти неожиданно и помогли раскрутке компроматного ресурса. Как только сайт появился в Сети, чиновники Ленинградской областной администрации разослали по своей электронной рассылке сообщение, что к сетевой "Ленправде" правительство Ленобласти никакого отношения не имеет. Получившие это сообщение, естественно, из любопытства стали сайт читать. Впрочем, не исключено, что излишнее рвение чиновников оплатили те же люди, что оплачивали работу редакции сайта. Lenpravda.ru существует до сих пор, но популярность ее активно падает. Как говорят специалисты, все те, кто вел "компроматную" войну в "питерском" Интернете, давно переехали в Москву.

ПУТЕШЕСТВИЯ КОМПРОМАТА В СЕТЬ И ОБРАТНО

Бизнес на компромате три года назад шел неплохо. По крайней мере, у Агентства федеральных расследований (flb.ru) работало в редакции четверо довольно опытных журналистов, трое из которых раньше составляли костяк отдела расследований холдинга "Совершенно секретно", а четвертый возглавлял такой же отдел в "Новых Известиях". В команду также входили два высококвалифицированных веб-мастера и секретарь. Редакция снимала четыре комнаты в здании Российского информационного агентства "Новости". В декабре 2000 г. редакция flb.ru выпустила первый номер журнала "Компромат.ru". Он был посвящен Александру Лебедю и печатался в Красноярске. Естественно, до Москвы сам журнал не дошел, но скандал после его появления поставил крест на очередном проекте Агентства федеральных расследований. С ноября того же года Сергей Соколов вел на канале REN-TV программу "Черный ящик". Наполовину ее оплачивало агентство. После выхода в свет первого номера журнала Ирэна Лесневская от услуг Соколова отказалась. А журнал стал пользоваться популярностью у заказчиков компромата. Вслед за номером о Лебеде flb.ru выпустило номер о тогдашнем руководителе администрации президента Александре Волошине, к которому прилагался компакт-диск с записями телефонных разговоров из его приемной. По словам Соколова, изготовление каждой тысячи CD с записями телефонных разговоров Волошина обошлось ему в 750 долл. А выпуск десятитысячного тиража журнала - в 20 тыс. долл. Прибыль - это коммерческая тайна. Вышло почти тридцать номеров журнала. В 2000 г. редакция flb.ru зарегистрировала и сайт kompromat.ru. Популярности сайта compromat.ru он не убавил, но Сергей Горшков, усмотрев признаки недобросовестной конкуренции, несколько лет с переменным успехом судился в арбитражных судах за свою "торговую марку". Недавно он выиграл окончательно.*

В принципе большинство частных детективных агентств может собрать достаточно материалов на любого человека в нашей стране. Стоит папочка с документами не менее 10 тыс. долл. Максимальную сумму назвать невозможно, поскольку если вас интересует министр юстиции или генпрокурор, то ставки возрастают на порядок. В советские времена интересоваться частной жизнью граждан с помощью оперативных мероприятий и новейших технических средств мог только КГБ. Четыре года назад такими полномочиями обладали семь государственных структур: ФСБ, МВД, СВР, ФСО, ГТК, налоговая полиция и Федеральная пограничная служба. После реформирования силовых структур такие права есть у четырех ведомств. Поскольку иногда чиновники этих организаций "дружат" с какими-нибудь серьезными бизнес-структурами, а те "не дружат" с другими структурами, в руках журналистов время от времени будут появляться и записи телефонных разговоров, и видеопленки, и разного рода забавные документы. И всегда встает вопрос: как их "легализовать", как придать им форму независимого журналистского расследования. После того как почти все СМИ перешли в руки крупных финансово-промышленных групп, с публикацией расследований - как оплаченных конкурентами, так и действительно независимых - возникли серьезные трудности. По тому, где появилась информация, нетрудно было определить, кто начинает борьбу и по какой причине. Независимые же расследования, которые журналисты проводили по собственной инициативе, все чаще стали попадать под подозрение владельцев СМИ как "заказные", и этот жанр постепенно отмирает. Тем более что настоящее журналистское расследование - вещь невероятно трудоемкая и длительная, а зарплаты и гонорары журналистов в России не совсем соответствуют усилиям. Видимо, по этим причинам и возник журналистский бизнес, связанный исключительно с компроматом. Сайт Сергея Горшкова compromat.ru имеет подзаголовок "Весь сор в одной избе". В нем смысл этого бизнеса: не важно, кто заплатил за расследование, за публикацию компрометирующих документов. Важен жанр. Заказчик в этом случае сохраняет анонимность. И началось все с Интернета, поскольку это был самый дешевый путь.

Но, с точки зрения заказчиков, как и у всякого бизнеса, есть у бизнеса на компромате в Сети один серьезный недостаток: появляются люди, желающие убрать всякое упоминание о себе на сайте. Стоит такая услуга в среднем 3-4 тыс. долл. единовременно. Летом 2000 г. сайт lenpravda.ru попытался резко взвинтить цену. По расценкам, вывешенным тогда на сайте, "блокировка темы - 2000 долл. в месяц". Но дело не пошло. А со временем для этой цели стали применять и "административные приемы", и "вертикаль власти".

Прекратил на днях свое существование и журнал "Компромат.Ru". "Людям вообще стало неприятно слово "компромат", - сказал мне Алексей Челноков, - они не хотят с ним связываться. Думаю, что этот бизнес тихо загибается". Сотрудники сайта flb.ru решили сейчас выпускать журнал "Страна и власть".

Полгода назад в Сети появился даже сайт anticompromat.ru, который делает политолог, президент информационно-аналитического центра "Панорама" Владимир Прибыловский, автор многих популярных электронных баз данных по современным политикам, общественным деятелям и бизнесменам. Кто его спонсирует и какая у сайта цель, пока непонятно. Сам Прибыловский говорит, что "ему это интересно". "Главный компроматчик" Сергей Горшков хочет с Прибыловским судиться за незаконное использование своей "торговой марки". Больше всего его возмущает "почти абсолютное копирование оформления с моего сайта". Ну а могло ли быть иначе? Это слава!"


* Арбитражный суд лишил Сергея Горшкова монополии на слово "Компромат"

"19 апреля Президиум Высшего Арбитражного Суда России поставил точку в борьбе Сергея Горшкова за зарегистрированный им в конце 2002 года товарный знак "Компромат". После долгих обжалований высшая судебная инстанция признала законным решение Палаты по патентным спорам при Роспатенте, принятое в конце 2004 года, об отмене регистрации товарного знака "Компромат" как противоречащего общественным интересам и принципам морали (ст. 6 закона "О товарных знаках"). Эта новость, опубликованная "Коммерсантом" в пятницу, до сих пор не просочилась в Интернет - во всяком случае, в проиндексированную Яндексом его часть.

В. Прибыловский, "Антикомпромат"

24.04.2006



Григорий НЕХОРОШЕВ, 17.04.2006
Политический журнал