FLB: Обвинительный приговор Назарову на последующих судебных процессах по тем же эпизодам против других бывших сотрудников ГУЭБиПК может стать дополнительным доказательством их виновности
"Мосгорсуд вынес приговор одному из ключевых фигурантов дела бывших сотрудников Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД — экс-оперативнику Максиму Назарову. Его обвиняли в участии в преступном сообществе, провокации взятки и четырех эпизодах превышения должностных полномочий, в том числе в разработке сотрудника ФСБ, после которой и началось расследование дела ГУЭБиПК. Назаров заключил сделку со следствием, поэтому получил 5 лет лишения свободы. Следствие рассчитывает, что этот приговор станет преюдивным для других обвиняемых, в том числе и для главного обвиняемого — генерала Дениса Сугробова, сообщают «Известия» .
Оперативник ГУЭБиПК МВД Андрей Назаров (слева) перед оглашением приговора в Мосгорсуде. Фото: Пресс-служба Мосгорсуда
Этот приговор стал уже вторым в рамках резонансного уголовного дела о злоупотреблениях в ГУЭБиПК: в сентябре получил три года условно один из «агентов» сотрудников главка, предприниматель Сергей Ласкин. Назаров же стал первым оперативником, осужденным по этому делу, уточняет РАПСИ .
Как пишет «Взгляд», слушания по делу бывшего оперативника проходят в закрытом режиме. Представители суда сообщили, что прокурор в ходе прений просил назначить Назарову пять лет колонии строгого режима и штраф в 300 тысяч рублей.
Назаров обвиняется по трем статьям УК РФ: участие в преступном сообществе, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, провокации взятки и фальсификации доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности.
Согласно материалам дела, пишет BFM , майор Максим Назаров являлся участником преступного сообщества, которое существовало в Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБ и ПК) МВД. Ради увеличения показателей в работе сотрудники антикоррупционного управления полиции с помощью своих агентов провоцировали чиновников на взятки.
Майор Назаров был участником нескольких громких разработок. В частности, он участвовал в передаче 3 млн рублей директору департамента Счетной палаты России Александру Михайлику. Деньги, по версии полиции, тот получил за организации внеплановой проверки предприятия ФГУП «Спорт-инжиниринг», которое является единственным исполнителем заказа на проектирование всех стадионов к Чемпионату мира по футболу 2018 года. В оперативной комбинации в качестве взяткодателя был задействован член Совета Федерации Александр Коровников. После задержания Михайлика его жена покончила с собой. Позже уголовное дело против чиновника прекратили.
Отмечается, что Назаров признал вину и заключил со следствием досудебное соглашение, в связи с чем его дело было рассмотрено в особом порядке - без изучения доказательств и допроса свидетелей. Согласно закону, при особом порядке рассмотрения дела суд назначает наказание не более 2/3 от максимально предусмотренного статьей Уголовного кодекса.
Экс-начальнику управления ГУЭБиПК Салавату Муллаярову, начальнику отдела Алексею Боднару и оперативнику Максиму Назарову были предъявлены обвинения в окончательной редакции, дополняет «Интерфакс».
Дело в отношении этих троих обвиняемых выделили из базового уголовного дела об организации ОПС по принципу признания вины: офицеры Муллаяров, Боднар и Назаров раскаялись, согласились со всеми предъявленными обвинениями и дали показания на своих бывших руководителей: экс-начальника ГУЭБиПК Дениса Сугробова и его заместителя Бориса Колесникова.
Руководителями ОПС следствие считает находящегося под стражей бывшего главу управления, генерал-лейтенанта полиции Дениса Сугробова и его заместителя, генерал-майора Владимира Колесникова. Генерал-майор16 июня этого года покончил с собой во время допроса в Следственном комитете, выбросившись с балкона. В настоящее время по уголовному делу о преступном сообществе в ГУЭБ и ПК проходит 16 человек — больше половины находятся под стражей. Большинство фигурантов отрицают совершение преступных действий: участие в ОПС, превышение должностных полномочий, а также провокацию взяток. Так, Борис Колесников связывал уголовное преследование с противостоянием ГУЭБ И ПК другой структуре — ФСБ, сотрудника которой, Дмитрия Демина, полицейские начали «разрабатывать» (СКР считает, что Демина провоцировали на получение взятки за «крышевание» бизнеса), отмечает BFM.
На оглашении приговора оперативник пришел без вещей и в отглаженном костюме. Заседание заняло считанные минуты. В связи с тем, что в деле имеются материалы с грифом «секретно», судья Ирина Вырышева озвучила только вводную и резолютивную часть приговора.
Она учла, что на иждивении подсудимого находятся двое несовершеннолетних детей и по совокупности совершенных преступлений дала ему срок, который просил прокурор — 5 лет лишения свободы в колонии строгого режима. По решению суда, Назарову назначены в качестве дополнительного наказания 1 год ограничения свободы и штраф в размере 250 тысяч рублей. После отбытия срока бывший оперативник в течение двух лет не сможет занимать должности на госслужбе.
Когда прозвучал срок, оперативник не проронил ни слова, не стал давать комментарии и его адвокат. Однако с учетом того, что защита настаивала на более мягком наказании, скорее всего, приговор суда будет обжалован.
В свою очередь, только по ст. 210 УК Назарову грозило до 10 лет лишения свободы. Во время прения сторон гособвинитель запросил для него 5 лет заключения. Суд согласился с прокурором и назначил именно этот срок, отмечает газета «Известия».
У следствия также есть расчет на принцип преюдиции: при вынесении Назарову обвинительного приговора на последующих судебных процессах по тем же эпизодам против других бывших сотрудников ГУЭБиПК это может стать дополнительным доказательством их виновности.
Бывший сыщик угрозыска Назаров проработал в Управлении «Б» всего около 10 месяцев, однако за это время успел стать участником сразу нескольких крупных операций. Все они легли в основу обвинений бывших оперативников и руководителей ГУЭБиПК.
Ключевой эпизод касается разработки в октябре 2013 года оперативниками ГУЭБиПК замначальника 6-й службы 9-го управления ФСБ Игоря Демина. По версии следствия, в мероприятиях участвовали Назаров и его сослуживец Сергей Борисовский, которые привлекли агентов Сергея Пирожкова и Руслана Чухлиба. Последний под видом бизнесмена должен был уговорить Демина взять его под «крышу» и на этом основании спровоцировать его на получение взятки.
Когда в ФСБ узнали о разработке своего сотрудника, против полицейских возбудили проверку. Демин несколько раз встречался с Чухлибом, в том числе в своем служебном кабинете, и согласился получить $10 тыс. за общее покровительство бизнесу. 14 февраля, когда в ресторане Sisters на Покровке Чухлиб попытался передать Демину $10 тыс., его задержали сотрудники ФСБ РФ. В тот же день также были задержаны и оперативники ГУЭБиПК. 25 февраля 2014 года был арестован генерал Борис Колесников — замглавы ГУЭБиПК, а 8 мая — начальник подразделения, генерал Денис Сугробов.
Назаров также участвовал в антикоррупционной операции против высокопоставленного сотрудника Счетной палаты (СП) Александра Михайлика. Он был арестован в сентябре 2013 года по подозрению в получении 3 млн рублей за организацию заказной проверки ФГУП «Спорт-инжиниринг». Посредником в этой сделке считался сенатор Александр Коровников. Михайлик был задержан 25 сентября 2013 года в Москве. Узнав о неприятностях мужа, его супруга покончила жизнь самоубийством. Все обвинения в свой адрес Михайлик отвергал, утверждая, что одолжил у Коровникова деньги на покупку квартиры. Последний, в свою очередь, заявил, что не был близко знаком с Михайликом. После ареста сотрудников ГУЭБиПК дело против Михайлика было прекращено, а сам экс-сотрудник СП вышел на свободу.
Оперативник принимал участие в разработке осенью 2013 года 56-летнего президента Федерации триатлона России Сергея Быстрова. Агенты ГУЭБиПК попытались передать ему 43 млн рублей для замглавы Минтранса за помощь в назначении на должность главы федерального казенного учреждения «Управление ордена «Знак Почета» Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства». Быстрова обвинили в мошенничестве, но затем все обвинения с него были сняты, потому что СКР решил, что материалы дела были сфабрикованы оперативниками ГУЭБиПК, отмечает газета.
Ожидается, что скоро перед судом предстанут еще двое фигурантов дела о преступном сообществе в ГУЭБ и ПК: начальник управления «Б» Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД Салават Муллаяров и его бывший заместитель Алексей Боднар, сообщает BFM.