В прямой эфир телепрограммы «Позиция. От первого лица» прорвалась учительница Галина Ивановна Гальковская из калининградской школы № 24 сообщила, что работает на полторы ставки и получает 12 тыс рублей, рассказывает корреспондент издания «Вечерний @Калининград» Оксана Ошевская.
«Вот вы каждый раз рапортуете Владимиру Владимировичу, что средняя зарплата учителей — 25–29 тысяч рублей, — заявила Гальковская губернатору калининградской области Николаю Цуканову, учавствовашему в программе. — Может, конечно, администрация школы получает такие зарплаты, а учителя — нет». При этом, как заявила педагог, она преподает более чем 600 ученикам.
Николай Цуканов пообещал после программы связаться с директором школы «и уточнить». Видимо, так и произошло: сегодня, наутро после «Позиции», директор учреждения Валерий Акимов был во всеоружии. Он рассказал корреспонденту «Нового Калининграда.Ru», что в зарплатной ведомости за октябрь у Галины Гальковской значатся 19 тысяч 335 рублей, за сентябрь — 19 тысяч 851 рубль. «Это никак не 12», — сказал он. При этом на вопрос, получила ли учитель эти деньги на руки, или из данной суммы нужно вычесть налоги, директор заявил: «Когда президент говорил про 25 тысяч, я не знаю, что он имел в виду — на руки, или нет».
Естественно, президент не уточнял. Не говорить об этом предпочитают и чиновники от образования. Люди же, конечно, рассчитывают по-своему: раз сказал 25 тыс — значит, именно столько и должно попадать в их кошельки. Боле того, люди свято верят, что 25 тысячам должен равняться оклад. А еще утверждают, что Россия — страна пессимистов.
Но «налоговый нюанс» — лишь одна сторона медали, пишет Оксана Ошевская. Априори подразумевается: для того, чтобы получать 25, нужно пахать, как лошадь. Это подтвердил и Цуканов, рассказавший во время телеэфира, что, когда совершает поездки по региону, не верит словам директоров, а изучает ведомости, а также разбирается в каждом конкретном случае, какова нагрузка на учителя. То есть, если он не крутится, как белка в колесе, то и жаловаться нечего.
Директор 24-ой школы, кстати, уточнил, что Галина Гальковская ведет «всего 1 кружок», в то же время, в его школе есть учитель начальных классов, у которого 5 кружков и 37 тысяч зарплаты. «У нас есть разные люди, есть, которые работают очень хорошо, есть — которые не очень хорошо», — резюмировал Валерий Акимов. Получается, раз у тебя не 5 кружков, то и педагог ты вроде не очень. А то, что при такой дополнительной нагрузке учитель вряд ли способен быть адекватным — это не в счет. Остается только посочувствовать детям, классом которых руководит такая вот дама с зарплатой в 37 тысяч. Интересно, что совсем недавно и Цуканов говорил, что сложно заставить работать качественно врача или учителя, который получает маленькую зарплату. Выходит, если она получает 37 тысяч (или даже 25), то и работа качественная. Такая вот взаимосвязь.
Ранее губернатор заявлял, что средняя зарплата учителей в Калининградской области равняется 24,6 тыс рублей, и что он воспринимает как выпад против себя лично, когда называют информацию о высоких зарплатах учителей ложью: «Когда мне говорят, что высокая зарплата учителей — это обман, меня это лично оскорбляет, потому что министры мне докладывают одно, и я склонен им верить».
И здесь глава региона очень сильно напомнил своего предшественника, который как-то доказывал корреспондентке телекомпании «Каскад», что мама-медик обманывает ее, когда утверждает, что получает что-то вроде 7,5 тыс рублей: ему ведь министр докладывает совсем другое. В общем, как в интернет-меме на фоне портрета Путина: «Специалисты говорят, что зарплаты повышаются. Но люди говорят, что не повышаются. Да, но люди не специалисты».
Что ж, размышляет Оксана Ошевская, можно посоветовать главе региона открыть сайт областной службы занятости и посмотреть учительские вакансии: в графе «зарплата» не редки и «от 10 000» и «от 8 000», и даже от «6 000». Интересно, сколько здесь нужно будет взять кружков, чтобы достигнуть 25 000?
В этом контексте вспоминается и скандал, спровоцированный высказыванием министра образования Дмитрия Ливанова, заявившего, что учителя, которые получают заработную плату менее 30000 рублей, неэффективны. Какой специалист станет работать за такую сумму?
В ответ преподаватели ряда российских вузов в открытом письме поставили под сомнение компетентность министра образования РФ Дмитрия Ливанова и отказали ему в доверии.
«…констатируем вопиющую некомпетентность министра, который явно оторвался от действительности, поскольку оперирует цифрами зарплат, совершенно не отражающими реального положения дел. В абсолютном большинстве вузов столицы средние зарплаты ассистентов, старших преподавателей и доцентов (имеющих степени кандидатов наук) — не дотягивают даже до 18 тысяч рублей», — говорится в письме. Авторы выразили возмущение «оскорбительным» высказыванием министра, из которого следует, что абсолютное большинство вузовских преподавателей России — невысокого уровня.
Главной целью открытого письма, как заявили его авторы, является «консолидация разобщенного преподавательского сообщества для защиты своего достоинства и трудовых прав и борьбы против всевластия вузовской и министерской бюрократии» в ответ на «чудовищное административное неуважение».
«Мы убеждены, что наше возмущение разделяет подавляющее большинство наших коллег по всей стране, — утверждают авторы письма, — Свое письмо мы адресуем им, рассчитывая на их поддержку и надеясь на то, что в ближайшем будущем мы составим сплоченное профессиональное сообщество, способное отстаивать свои права и бороться против унизительных условий труда, на которые обрекает нас нынешняя российская власть».
ЗНАМЕНИТЫЕ ПЕДАГОГИ О ПОЛОЖЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ:
Александр Ковальджи, зам. директора московского лицея «Вторая школа», директор Вечерней многопредметной школы:
– У нас остро не хватает хороших учителей, способных обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику… Талантливая молодежь в учителя не идет: престиж профессии низок, нагрузка огромная.
Новый закон об образовании сводит образование к услуге, это принципиальная ошибка. Более того, он превращает учителя в бюрократа. Чтобы получить сносную зарплату, ему придется мелочно фиксировать, кому, где и что он преподал… Чтобы повысить среднюю зарплату учителя, школы сокращают совместителей, полставочников, почасовиков, психологов, логопедов. А значит, увеличивают нагрузку на оставшихся. Работа на износ качество преподавания не улучшает.
Александр Абрамов, член-корреспондент Российской Академии Образования:
– Для того, чтобы школа и учитель хорошо работали, нужно очень много факторов. Например, содержание образования, которое у нас сейчас разрушено, которым никто не занимается. Нужна очень большая работа по повышению педагогического мастерства в совершенно разных формах. У нас традиция методической работы вместе с методической литературой полностью разрушены. Нет сейчас мало-мальски эффективной системы подготовки учителей.
Поэтому совершенно необходимы просто срочные меры по реанимации всей системы методической работы, повышению методической культуры, всей традиционной профессиональной работы учителей – а мы сейчас слышим только про рубли, деньги, качество, критерии, очищение рядов…
Сергей Рукшин, педагог, воспитавший 90 призеров и победителей международных олимпиад по математике, в том числе, двух лауреатов Филдсовской премии Григория Перельмана и Станислава Смирнова, профессор РГПУ им. Герцена, замдиректора по науке физмат лицея №239:
– У нас так мало великих учителей, потому что учителям приходится работать в скотских условиях … Знаете, был в 1990-е годы замечательный эффект: денег учителям не платили, но при этом руки не связывали. И в то время родилось столько замечательных учительских инициатив... А теперь стали платить регулярно, при этом достойно платить не стали, но зато стали связывать руки.
Идет реформа за реформой, а общеобразовательный уровень школьников катастрофически падает. Кто бы мог представить, что за 20 лет наши школьники настолько разучатся думать? Мы скоро будем клипы нарезать на серии, потому что в их голове даже клип не помещается целиком – это слишком много!
Сфера образования – это не сфера продажи образовательных услуг. Это – системообразующий институт нации и государства. Мы учим и воспитываем гражданина, патриота и специалиста, а вовсе не продаем ему кусочки толерантности, веротерпимости и знания по предметам. А сейчас некомпетентным вмешательством этот институт низведен в ранг уставшей от жизни проститутки, которая готова пойти с кем угодно, лишь бы ее оставили в покое и хоть немножко заплатили, потому что больше она ничего в жизни делать не умеет…
|