FLB: Блицкриг-реформаторы образования готовятся нанести новый удар по школе. Ужасы «Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов». Интервью ведущих педагогов газете «Совершенно секретно»
"Запрещённый удар по мозгам
Правила «грантоедства» имени Аркадия Дворковича и Ярослава Кузьминова
«В начале апреля родители могут быть поставлены перед фактом, что волей очередного постановления Минобразования их детей вскоре поделят на умных-избранных и на бездарных-среднестатистических. 30 марта уходящий президент Дмитрий Медведев запланировал напоследок утвердить проект «Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов». Звучит привлекательно, но что она из себя представляет?
Концепция предлагает выявлять одарённых детей с самого раннего возраста и поддерживать их, в том числе материально, с помощью грантов. Вроде бы и неплохо, но вот по каким критериям такого ребёнка будут выделять и что с ним будут делать дальше – совершенно не понятно. Никаких научных методик поиска и стимулирования одарённости указанный проект не предлагает.
Педагоги и психологи, ознакомившиеся с документом, предполагают следующее развитие событий. С помощью тестов на IQ в какой-нибудь районной школе Чебоксар или Ярославля выявят ребёнка с высоким коэффициентом. «Одарённому» будет выделен грант, и вокруг него поднимется ажиотаж. Ведь это – «цыплёнок», который будет высиживать для взрослых золотые яйца.
Родители быстро освоят основные правила «грантоедства». Армия учителей и психологов начнёт биться за одарённых, поскольку за них будут обещаны надбавки. Чиновники начнут рапортовать об успехах по работе с одарёнными и также от них кормиться. Отобранных умников и умниц начнут тренировать, словно будущих олимпийских чемпионов, и натаскивать на новые тесты, пытаясь выжать всё более блестящие результаты. Остальные (надо полагать, бездарные) дети будут тихо их ненавидеть. А сами «одарённые» быстро дойдут до нервного срыва в непрестанной борьбе за свой ярлычок и сопутствующее ему материальное вознаграждение.
Откуда взялись эти странные и даже опасные по своим далеко идущим последствиям идеи выявления одарённых? «Научный фундамент» у этой истории следующий. В 2009г. доктор психологических наук Д.В. Ушаков разработал модель зависимости роста ВВП от уровня IQ населения. Дмитрию Анатольевичу Медведеву было обещано, что прирост IQ после внедрения концепции сразу повысит внутренний валовой продукт на 7-10% (а это означает экономический эффект в миллиарды рублей в год). Математики не поверили своим ушам, зато уходящий президент, судя по всему, поверил и дал команду как можно быстрее эту модель внедрить.
Была создана специальная комиссия по развитию системы выявления, поиска и поддержки талантливых детей и молодёжи, а также группа, взявшаяся разработать соответствующую национальную систему. Руководство группой было возложено на помощника президента Аркадия Дворковича, а курировали проект специалисты Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ). Профессиональное сообщество успешных педагогов и психологов от работы по традиции было отстранено.
Год назад газета «Совершенно секретно» в № 4 за 2011 г. уже писала об особой роли НИУ ВШЭ в определении судеб нашего образования (см. статью «Серые кардиналы образования»). Тогда родителей и учителей привёл в ужас проект образовательных стандартов для старшеклассников (напомним лишь одну деталь: среди обязательных предметов школьной программы в новых стандартах числились только «Россия в мире», физкультура и ОБЖ). Открытое письмо учителя Сергея Волкова президенту, подписанное десятками тысяч учителей, а также массовые протесты родителей сумели приостановить этот безответственный и разрушительный документ. Стандарты отправили на доработку. Правда, переписывают его сейчас те же разработчики, и потому на лучшее надеяться не приходится.
А сегодня те же самые чиновники, вдохновляемые, как и прежде, ректором НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым и его коллегами, так же скрытно пытаются провести в жизнь другую масштабную реформу. И приостановить её на этот раз, кажется, не удастся: в апреле концепция поиска и поддержки талантов должна лежать на столе у Дмитрия Медведева.
Правда, в последний момент в процесс вмешались известные учёные и педагоги – проректор МГУ академик Алексей Хохлов, академик Виктор Васильев, член-кор. РАО Александр Абрамов, знаменитый преподаватель Сергей Рукшин, воспитавший многих одарённых математиков, включая признанных гениев Станислава Смирнова и Григория Перельмана, основатель «Вятского математического чуда» Игорь Рубанов, директор уникальной «Лиги Школ» Сергей Бебчук, профессор психологического общества Диана Богоявленская, научный руководитель лицея «Вторая школа» Александр Ковальджи, всё тот же учитель словесности Сергей Волков и другие. Есть микрошанс, что их неимоверными усилиями в концепцию будут внесены некоторые исправления и худшее снова удастся предотвратить.
«Закрыть лицеи и гимназии»
Чем ещё опасна эта концепция? Её разработчикам не даёт покоя особый статус лицеев и гимназий, в которых сейчас учатся наиболее способные и мотивированные дети. Когда-то в одном из интервью известный филолог Галина Белая недоумевала: «...от нас Всемирный банк требует (я читала подготовленный им доклад о проблемах образования в России), чтобы мы отказались от спецшкол, гимназий и лицеев, так как это якобы недемократично, и свернули преподавание гуманитарных и фундаментальных наук, потому что для такой нищей страны, как Россия, это непозволительная роскошь. И, представьте себе, наше Министерство образования и науки идёт на поводу у этих советчиков».
В статье «Серые кардиналы образования» было показано, что многие разработки реформаторов ведутся по лекалам Всемирного банка, направившего в своё время потоки внешних займов на финансирование проекта «Реформа российского образования». Сегодня реформаторский каток дошёл и до специализированных школ.
В конце 2011 года в недрах той же Высшей школы экономики родился доклад, представленный экспертной группой под руководством И.Д. Фрумина и А.Г. Каспржака. Напомним, что Исак Давидович Фрумин, научный руководитель Института развития образования ВШЭ, является также координатором проектов по образованию Московского представительства Всемирного банка.
Доклад вносил ряд предложений по вопросам социально-экономической стратегии России до 2020 года. В числе прочего его авторы призывали закрыть лицеи и гимназии как структуры, наиболее опасные для развития образования и демократии в нашей стране. После острой критики, в том числе руководителя лицея Александра Ковальджи, этот тезис завуалировали, но это не помешало «реформаторам» внести в проект закона об образовании уравнивание всех школ по своему статусу и возможностям, за исключением возможности зарабатывать деньги на дополнительных образовательных услугах.
Перспектива проста. Если государство закроет лицеи и гимназии, то этим самым одарённым детям, о которых так печётся Высшая школа экономики, детям, которые любят и хотят учиться, – деться будет просто некуда… Но чтоб уж наверняка исключить отбор способных и мотивированных детей в школы повышенного уровня, г-да Фрумин и Каспржак предложили законодательно закрепить принцип зачисления в школы исключительно по месту жительства.
В президентской концепции напрямую о судьбе лицеев и гимназий не говорится – она попросту игнорирует их существование и бесценный опыт, однако это и подозрительно. Представители профессионального сообщества напомнили разработчикам концепции о том, что уже несколько лет лежит под сукном Колмогоровский проект, аккумулировавший этот опыт. Он создан группой известных учителей и учёных и включает важнейшие идеи по выстраиванию работы с одарёнными детьми, а также подъёму уровня массовой школы. Будут ли они учтены в президентской концепции? Сомневаемся.
Оппоненты кулуарного проекта – педагоги и психологи, известные своими заслугами в работе со способными, одарёнными детьми, – убеждены, что он не только игнорирует ту работу, которая уже давно и успешно ведётся во многих специализированных школах России, но ставит её под удар. В том виде, в каком концепция представлена разработчиками, она не просто по определению не может помочь одарённым детям, но угрожает интеллектуальному и психическому здоровью как одарённых, так и всех наших детей.
FLB. Последние новости:
21 марта в Общественной Палате РФ было проведено общественное обсуждение «Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов». Проект подвергся жесточайшей критике со стороны известных ученых, педагогов, психологов. «Такая «президентская» концепция позорит президента. Мы желаем знать имена разработчиков! - требовали участники слушаний. – Пора покончить с порочной практикой, при которой судьбоносные для страны документы разрабатываются втайне и практически анонимно!»
Команду разработчиков проекта представляли член Общественной палаты Любовь Духанина, заместитель министра образования Максим Дулинов, ректор Московского института открытого образования Алексей Семенов, директор Центра образования № 548, член Общественной палаты Ефим Рачевский.
Под давлением профессионального сообщества удалось добиться, чтобы представители оппонентов президентской концепции Александр Ковальджи и Александр Абрамов были включены в состав комиссии по доработке документа (опять же, пока анонимной – полный список членов комиссии до сих пор не озвучен). На доработку абсолютно «сырого» проекта времени осталось совсем немного, но надежда появилась... Вот так у нас в стране создаются «национальные системы».
Предоставим слово тем учителям, наставникам одарённых детей, которых чиновники от образования обычно не допускают до разработки стандартов, законов и концепций.
Игорь Рубанов: «Важно бережно сохранять достигнутое» (Знаменитый математик-педагог, руководитель первого в России областного Центра дополнительного образования одарённых школьников в г. Кирове. Организатор всероссийских конкурсов «Кубок памяти А.Н. Колмогорова», Кировской Летней многопредметной школы, Уральских турниров юных математиков; Всероссийской математической олимпиады имени Эйлера, в которой участвуют тысячи восьмиклассников; Международного конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех», насчитывающего миллионы участников... Кировская область занимает первое место в России по числу дипломов заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников на душу населения за последние 10 лет.)
-Я буду говорить о работе с математически одарёнными детьми, но многое из сказанного будет справедливо и в области естественных наук. Работа с математически одаренными школьниками — одно из немногих направлений, на которых Россия занимает передовые позиции в мире. Это, прежде всего, заслуга нескольких поколений энтузиастов — наставников и организаторов такой деятельности. Исследование, проведенное Академией повышения квалификации работников образования, показало, что наличие такого наставника является единственным фактором, статистически значимо влияющим на успехи школьников на Всероссийской олимпиаде.
Сейчас в России сложилось уникальное неформальное сообщество наставников математически одаренных детей, способное, например, без всякой господдержки ежегодно проводить всероссийскую олимпиаду имени Эйлера.
Моё главное требование к концепции работы с одарёнными детьми — четко прописать необходимость некой «инвентаризации» педагогов и организаций, успешно работающих с одаренными детьми с целью их всемерной поддержки и бережного сохранения достигнутого. Важно их участие с правом решающего голоса в разработке и реализации любых концепций и планов работы молодыми талантами.
Надо, опираясь на успешных педагогов и структуры, распространять работу вширь, в регионы, и вглубь, в школы, постепенно взращивая для нее условия. Весь мой опыт говорит о том, что эта работа кроме последовательности, настойчивости и упорства требует немалого времени: в Кировской области только на её начальный этап ушло 8 лет.
Концепция должна быть рассчитана на длительную перспективу, и исполнение программы нельзя искусственно форсировать. Как правильно работать с одарёнными детьми, лучше всех знают сами их наставники. Эта работа требует большой гибкости, поэтому тут недопустимы жесткие требования к программам, поурочному планированию и т.п.: требования должны быть рамочными, по результатам работы, оставляющими свободу в формах отчетности.
Быть наставниками одарённых детей – это тоже дар, их нельзя назначить или быстро подготовить на курсах повышения квалификации. Их естественный источник — студенты, работающие со школьниками под руководством опытных наставников: именно из таких студентов вырос костяк тех, кто сейчас работает с одаренными детьми в Кировской области. В концепции нужно предусмотреть поддержку и сопровождение таких студентов.
Очень серьёзный вопрос — работа с одаренными детьми в массовой школе. Без умелых усилий школьного учителя «образовательная траектория» многих одаренных прервется, не начавшись. Будем честно смотреть на вещи: учителя массовой школы в большинстве своем не готовы к таким усилиям: и по квалификации, и по желанию, и по перегруженности. Тех учителей, которые хотят и могут вести такую работу, надо активно поддерживать методически, материально и морально, объединять их в сообщества. Но этого можно добиться только на базе общего подъема педагогического образования и статуса педагогической профессии.
И последнее. Результат работы будет зависеть не только от концепции, но и от того, кто и как будет ее исполнять. Если принятие решений полностью отдадут на откуп чиновникам, шансов на успех мало. Необходимы эффективный общественный контроль, партнерство государства и общества. Сообщество наставников математически одарённых детей — готовая к этому структура гражданского общества.
Алексей Бунчук: «Судьба одарённых детей для них – вопрос второстепенный» (Учитель физики высшей категории, Соросовский учитель, доктор физ.-мат. наук, соавтор учебников физики для 7-х–9-х классов, вошедших в федеральный комплект учебников.)
– Для меня очевидно, что поддерживать в первую очередь нужно тех учителей, которые давно и успешно работают с мотивированными детьми, и те школы, в которых усилиями педагогического коллектива детей окружает особая творческая атмосфера.
Но когда дело пахнет деньгами, обязательно найдутся люди, заинтересованные в том, чтобы их получить – независимо от того, каков будет результат реализации денег. Судьба одарённых детей для таких людей – вопрос второстепенный, декларативный. Они могут быть даже вполне компетентными, но из политических или материальных соображений занимать неадекватную позицию.
В результате может быть развернута широкая система выявления детских талантов с участием непонятно кого, по не вполне понятным критериям. Не могу представить, как можно научить обычного учителя обычной школы работать с талантливыми детьми, если он никогда этого не делал. Талантливого педагога учить нечему (к сожалению, таких становится всё меньше и меньше), а остальных – что, на курсы посылать? Вряд ли это поможет делу.
Михаил Поваляев: «Появится масса изготовителей «фиктивно-демонстративного продукта» (Основатель, директор, учитель истории Филипповской школы. Учитель истории и обществознания школы-интерната «Интеллектуал».)
– Раньше одарённые дети не получали пряников из госбюджета, но зато никто не мешал их опытным наставникам разумно выстраивать с ними работу. Боюсь, что сейчас ситуация может измениться.
Разумеется, прекрасно, что на одарённых детей вообще обратили внимание – это уже большой шаг вперёд. Ведь в последнее время все реформы в нашем образовании были направлены на обратное – на «уравниловку», тестирование и стандартизацию. Хорошо, что партия и правительство сами догадались, что одарённые дети есть и к ним нужен особый подход – не нужно упускать этот шанс… Неизвестное число одарённых детей гибнет в массовой школе – это факт.
Но представим, что государство введёт сейчас такой официальный титул: «одарённый ребёнок». Конечно, появится масса изготовителей «фиктивно-демонстративного продукта», говоря словами Георгия Петровича Щедровицкого. Начнётся социалистическое соревнование: «Мы выдвинули 50 одарённых детей!», «А у нас уже 55!». Будут давать взятку за признание одарённым. Всё это можно уже сейчас видеть на олимпиадах, дающих право поступления в вуз.
Проблема в том, что авторы концепции – не педагоги и по определению не владеют никакими специальными образовательными технологиями, даже если бы таковые и существовали. Я думаю, что никаких методик в этом деле нет: главный принцип состоит в том, что для обучения одарённых детей нужны одарённые учителя. (Оговорюсь: есть коллеги, думающие иначе.)
Но главная беда в другом. Нужны ли вообще стране одарённые дети – даже те, кто уже явно таков? То, что мы их так или иначе воспитаем – с концепцией Дворковича или без неё – несомненно. Так было, так будет. Но куда они двигаются дальше – в Гарвард, в Принстон? Умные люди не находят себе места в нашем Отечестве, и в этом главная проблема: в России трудно найти применение талантливому взрослому человеку. Россия требует от человека подвига, если он не подлец. А воспитание подвижника – совсем особый жанр.
Мария Богоявленская: «Страшно, что этот проект направлен на селекцию наших детей» (Старший научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования, канд. псих. наук. Имеет более 50 научных работ по психологии детской одарённости.)
– В президентской концепции (без всяких ссылок заимствующей ряд определений из «Рабочей концепции одарённости», разработанной в конце 90-х ведущими отечественными учёными) декларируется, что «каждый человек талантлив». Но если все дети талантливы, вопрос выявления одарённых становится просто бессмысленным. А если это все же узкий круг детей, то по каким критериям он будет определяться?
Выявление одарённости путем конкурсов и олимпиад или тестов и рейтингов подвергаются жесточайшей критике во всем мире, обнаружив свою неэффективность. Системообразующей характеристикой одаренности является искренняя и устойчивая любовь к тому, что человек делает, наличие познавательного интереса. А это порой входит в противоречие с необходимостью получать результат.
Чем младше ребенок, тем сложнее (а подчас, невозможно) понять – это действительно одаренность или неравномерность развития, «возрастной всплеск», который потом пропадет? Сегодня он проявляет себя как одарённый, а завтра может не показать результата – и его ожидает срыв. И в какую сторону этот срыв пойдет – в асоциальное поведение, утрату физического или психического здоровья? Прогнозировать трудно.
Среди групп, наиболее подверженных подростковой депрессии и суицидам, – дети с высокими способностями. Когда способности ребенка начинают эксплуатироваться, когда на ребенка накладывают ответственность за результат, его лишают права на ошибку, это может привести к страшным последствиям. Вспомним Нику Турбину или мальчика – «бывшего» вундеркинда, выбросившегося из окна в запорожском студенческом общежитии, так и не сумевшего подтвердить репутацию одарённого! Это цена гонки за детскими «незаурядными результатами». Ранняя конкуренция крайне опасна для человеческого развития. В лучшем случае мы получим поколение циников, воспитанных на продвинутых программах, в худшем – загубленные жизни.
Страшно то, что этот проект направлен на селекцию наших детей. Их поделят на одарённых и бездарных! Ведь есть просто дети, которые хотят учиться, пусть они и не вундеркинды. И их не 5%, а куда больше! Проблема выявления, поддержки и развития одарённых детей начинается, прежде всего, с кадровой работы, с воспитания нового поколения учительства. Учитель не имеет права быть «продуктивным менеджером», миссия которого – проталкивать свой товар, где товар – это дети, а одаренные дети – дорогой товар.
Однажды я услышала, что такое одарённость? Это умение дарить, отдавать. Вот она – нравственная составляющая подлинной одаренности. И это отличительная особенность отечественного психологического подхода. Но об этом в проекте ни слова.
Александр Ковальджи: «Стратегически это хуже любой диверсии» (Зам. директора московского лицея «Вторая школа», директор Вечерней многопредметной школы.)
– У нас много говорят о великой России и подъёме экономики. Под эти лозунги лепят федеральные целевые программы и масштабные реформы, на которые отпускают огромные деньги. Государственный аппарат, как белка в колесе, изо всех сил гонится за всё новыми миражами. Но мы продолжаем отставать, как по уровню образования, так и по технологиям. У нас нет своих компьютеров, мобильных телефонов, планшетов и т.д. Наши ракеты часто падают. Наших лучших специалистов, как на конвейере, отсасывают для работы за рубежом. При этом, стандартизируя наше образование по западным образцам, мы перенимаем худший опыт, а свой опыт готовы «разрушить до основанья, а затем…». Стратегически это хуже любой диверсии.
Сейчас механизм разработки и принятия законов и программ таков, что он имитирует демократические процедуры. А на самом деле продавливаются заранее принятые установки в интересах определённых лоббистских групп, в особенности Высшей школы экономики, которая монополизировала разработку всех проектов, кооперируясь для отвода глаз с другими академиями и вузами.
До тех пор, пока деньги на «инновации» просто уходили «в песок», можно было терпеть, пока их «пилили» – ещё можно было жить, но когда в «концепции» закладывается прямой вред нашим детям, тут уже молчать нельзя. Наших детей, начиная с дошкольного возраста, собираются прогнать через узаконенные методики определения одарённости, поделить их на две статусные группы: «одарённых», которым будут платить гранты, и «неодарённых», которым – «пшик».
Задумайтесь, к каким личностным и социальным деформациям приведёт такая дифференциация, сколько исков будет подано на несправедливое тестирование, сколько стрессов испытают дети, которых будут заставлять «лезть из кожи» ради ярлычка «одарённый», гранта учителю и престижа школы. Страшно подумать.
Есть надежда, что на этот раз в пожарном порядке удалось задействовать здоровые силы в администрации президента, бизнес-структурах и военных кругах, чтобы удалить «ядовитые» части концепции «работы» с молодыми талантами и привнести хоть что-то разумное. Но скоро нам «выкатят» новый закон об образовании и новые федеральные стандарты старшей школы, где хотят загубить наши лучшие традиции, отняв у спецшкол особые условия для работы с талантливыми детьми.
Но мы создаем зачатки гражданского профессионального сообщества, которое будет остро реагировать на каждую вредную «инновацию», и призываем всех здравомыслящих людей нас поддержать.
Сергей Рукшин: «Эта концепция порочна изначально» (Заслуженный учитель РФ, канд. физ.-мат. наук, основатель и директор Санкт-Петербургского городского математического центра для одарённых школьников, педагог двух Филдсовских лауреатов – Г. Перельмана и С. Смирнова. Ученики Рукшина завоевали более 80 медалей Международных олимпиад, из них более 40 золотых, причём пять юных математиков стали трёхкратными олимпийскими чемпионами).
-В 2008 году мы вместе с моим коллегой Александром Николаевичем Кирьяновым по собственной инициативе создали концепцию по работе с одаренными детьми в России и подали ее в Государственный комитет РФ по делам молодежи, возглавляемый Василием Якеменко. Получили «одобрямс» от Якеменко и от его заместителя Александра Повалко, и бумаги пошли куда-то наверх. В 2009 году крупнейшими педагогами и учеными был разработан ещё один проект, предлагающий меры по подъему национального образования, – так называемый Колмогоровский проект, и он тоже застрял на каком-то этапе.
А в 2010 году был собран Государственный совет по вопросам работы с одаренной молодежью, на котором неожиданно всплыл и целый ряд положений нашей с Кирьяновым концепции. Вряд ли там мы значились там в качестве авторов, но важно, что наши идеи и разработки вообще оказались востребованными. В частности, идея создания двух типов сетей федеральных лицеев: первые – в федеральных округах, поближе к местам проживания детей, другие – при крупнейших университетах страны – для особо одаренных детей. Мы утверждали: стране, детям нужен социальный лифт. Необходимо предоставить возможность подниматься по образовательной и карьерной траектории школьникам из разных слоев населения и любого из регионов России.
Многие хорошие предложения, в том числе создание сети лицеев, были утверждены на этом Госсовете, и по результатам его работы президент выдал поручение премьер-министру Путину их реализовать. Однако прошло два года, а поручение до сих пор не выполнено. У нас ведь, знаете ли, очень невысокая исполнительская дисциплина – недавно было подсчитано, что из поручений президента выполняется примерно 40%.
И вот, летом 2011 возникла комиссия Дворковича, породившая проект совершенно противоречивый и непонятный. Ну что это, скажите, за концепция, в которой на первой странице лукаво говорится о том, что все дети талантливы, а через страничку – что нужны особые меры по поддержке талантливых детей? То есть, поддерживаем все-таки не всех?
Понимаете, у меня, может быть, не так много личных амбиций, но профессиональные полностью удовлетворены. Мои ученики заработали 80 медалей на международных олимпиадах, я воспитал пять трехкратных олимпийских чемпионов. И, мне кажется, я заслуживаю того, чтобы при разработке национальной концепции, посвященной работе с одаренными детьми, её авторы спросили и моего мнения. Но от чиновников я узнаю, что у них всё давно уже согласовано с общественностью – они учли, как утверждают, мнения представителей регионов, спортсменов, музыкантов, художников, артистов балета… А научная одаренность – это же просто продукт школьного образования, и особый подход тут, оказывается, ни к чему.
Уверен, не может называться концепцией набор логически не связанных фраз и благих пожеланий, даже согласованный со спортсменами и поп-музыкантами. Нельзя назвать разумным документ, посвященный будущему одаренных детей, который противоречит сам себе через страницу. В концепции начисто проигнорированы интересы детей, одаренных и высокомотивированных в отраслях, важных для становления фундаментальной, прикладной науки и инновационной экономики. Сфера образования – сфера, образующая нацию. Кто будет создавать высокотехнологичную инновационную экономику – футболисты? Билан? юные музыканты?
Года три назад я участвовал в Государственной Думе в слушаниях, посвященных проблемам одаренных детей. Выглядело это так. Сначала Яна Рудковская долго стучала по столу кулаком, и из её громогласных заявлений выходило, что если бы она не вложила в талантливейшего Диму Билана свои деньги, работа с музыкально-одаренной молодежью в стране бы просто встала. Затем сонный Антон Сихарулидзе что-то пробормотал об одаренных спортсменах. Гимнастка Хоркина крепко спала, положив руки на голову. О чем-то поговорили балетмейстер, руководитель какой-то музыкальной попсы…
В огромном зале сидело всего лишь три поборника научной одаренности – ваш покорный слуга, Александр Попов, директор знаменитого челябинского физико-математического лицея №31, а также доктор наук из небезызвестной компании “АФК-Система». Но когда мы захотели поговорить о научной одаренности детей, нас остановили: после перерыва, мол, у вас будет возможность высказаться в трехминутных репликах. Доктор наук тут же встал и ушел. Челябинский директор школы сказал, что тогда он лучше послушает других. Я свои три минуты всё же использовал…
Спасибо тогдашнему заместителю председателя Госдумы Светлане Журовой, заметившей: «Надо бы подумать и о научно одаренных детях, потому что для того, чтобы у спортсменов, музыкантов и артистов балета появились деньги, их кто-то должен заработать, а зарабатываются они в сфере науки, производства и высоких технологий». Она была единственной, кто вспомнил о том, что кто-то должен создавать материальные ресурсы, прежде чем Яна Рудковская начнет их тратить...
Нашим мнением никто не поинтересовался ни тогда, ни сейчас: разработчики концепции по выявлению и поддержке одаренных детей не сочли нужным ее даже нам показать. И вот эта практика принятия решений поразительна. Андрей Фурсенко ни дня не проработал в школе. Не является специалистом в образовании и Ярослав Кузьминов, монополизировавший принятие решений в этой сфере... Да и другие авторы мне тоже не известны своими работами в области среднего образования. Мне не доводилось читать их статей, посвященных одаренным детям, а они не читали моих, но совершенно по разным причинам… Боюсь, у них ни статей на эту тему, ни результатов успешной работы с одаренными детьми просто нет.
Понимаете, в нас, специалистах, сейчас говорит не личная обида. Нас волнует то, что экспертизу судьбоносных для страны проектов опять доверяют непрофессионалам. Вопиющая некомпетентность возводится в ранг государственной политики.
Вы знаете, кто в Штатах является крупнейшими спонсорами работы с одарёнными школьниками? Агентство Национальной безопасности, федеральные спецслужбы, Морская академия, Военная академия West Point. Американцы считают, что нельзя доверить обычному малообразованному человеку ни ядерную кнопку, ни реактор подводной лодки, ни систему управления высокоточным оружием…
А у нас сейчас в Академию ФСБ, в учебные заведения ФАПСИ, в ВУЗы, где готовят специалистов по разработке военной техники, где требуется высочайший уровень подготовки по физике, математике и информатике, поступают люди по итогам ЕГЭ, без углубленных экзаменов и собеседований. Да в Китае или в Америке военные бы давно взбунтовались! И потом мы удивляемся – что это у нас ракеты не взлетают, «Фобос-Грунт» лежит на дне мирового океана, из 14 пусков «Булавы» всего 7 успешных...
Идет реформа за реформой, а общеобразовательный уровень школьников катастрофически падает. Кто бы мог представить, что за 20 лет наши школьники настолько разучатся думать? Мы скоро будем клипы нарезать на серии, потому что в их голове даже клип не помещается целиком – это слишком много!
Вот пример, который у всех на слуху. Давайте поговорим о моем ученике Григории Перельмане – только не в привычном разрезе того, что он носит длинную бороду и отказался от миллиона долларов. В молодые годы Перельман играл на скрипке, великолепно знал классическую музыку, разбирался в оперном вокале и имел пятерки по всем предметам, кроме физкультуры. Он знал историю, с ним можно было поговорить о литературе, хотя он это не слишком любил. Случалось нам с ним обсуждать фильмы и спектакли...
А что я могу обсудить с нынешним ребенком – группу “Ленинград”? У меня есть среди выпускников математически чрезвычайно одаренный парень, который любит в добрые минуты напевать замечательную, как ему кажется, песню Шнурова: “Вот будет лето, поеду на дачу, возьму лопату…” Кстати, это не какой-нибудь двоечник и бездельник - это человек с золотой медалью международной олимпиады!
Общая культура школьников катастрофически падает. Да, безусловно, мне еще удается поддерживать на уровне их интеллектуальные способности и развитие в математической, профессиональной области, но культурного давления среды уже нет. Вот результат того, что сегодня, усилиями того же г-на Кузьминова, школы низводятся в ранг “социального института легкого поведения”. Как это назвать иначе, если мы должны продавать свои образовательные услуги?
Сфера образования – это не сфера продажи образовательных услуг. Это – системообразующий институт нации и государства. Мы учим и воспитываем гражданина, патриота и специалиста, а вовсе не продаем ему кусочки толерантности, веротерпимости и знания по предметам. А сейчас некомпетентным вмешательством этот институт низведен в ранг уставшей от жизни проститутки, которая готова пойти с кем угодно, лишь бы ее оставили в покое и хоть немножко заплатили, потому что больше она ничего в жизни делать не умеет…
А теперь я столкнулся с новыми веяниями. Впервые – на встрече с кандидатами в президенты, когда услышал вопли Жириновского: “Никаких лицеев, никаких гимназий! От Камчатки до Калиниградской области – все будут равны, должны быть одинаковые многопрофильные школы!” Послушал я это и насторожился… А затем идея “всех уравнять” стала всплывать все чаще, теперь на фоне предложений материально поддержать одаренных.
Президентская концепция предлагает страшные вещи: детям будут присваивать статус одарённых и давать гранты. А какова же роль школы, педагогов? У нас в стране огромное количество учителей и образовательных учреждений, для которых ежегодный выпуск учеников с высокими регалиями – это штатная ситуация. Важно было бы создать четкую и прозрачную систему распределения финансирования на учреждения, которые стабильно показывают результат, чтобы сберечь хотя бы тех “куриц”, которые несут – ну пусть не золотые яйца, а обыкновенные, зато 300 дней в году. А мы пускаем под нож все, что было создано великим трудом педагогов, ради каких-то мифических схем поддержки талантов одаренных детей. Но кто будет искать, отбирать, развивать эти таланты?
Такая концепция порочна изначально. Вместо того, чтобы поддерживать образовательную среду, в которой растут талантливые дети – а только среда может их продуцировать – мы спускаем ситуацию на индивидуальный уровень ребенка… Что мы будем измерять – его генетическую одаренность? Машинку такую придумаем?
И главное, ведь это очень опасно! Если человеку присваивают статус, и он получает за него блага, то он начинает бороться за свой статус во имя этих благ – и эта борьба станет причиной страшной деформации личности ребенка. Нельзя нагружать его сознанием собственной исключительности. Работа с одаренным ребенком – необычайно тонкая материя. Если бы я не умел снимать у детей стрессы от неизбежных неудач, необходимости постоянного соревнования с другими и что еще хуже, с самими собой, я просто воспитал бы огромное количество неврастеников, которые бы ни в чем не смогли реализоваться. Эта концепция не только угрожает отобрать финансирование у лицеев и гимназий, под удар поставлены даже условия работы и правила игры в профессиональной среде, которая сейчас пока ещё хорошо функционирует.
Есть замечательный принцип: не надо чинить машину, пока она нормально едет. Концепция, разработанная группой Дворковича, грубо вторгается во всё еще работающую систему, угрожая ее существованию. И именно против этого воинствующего непрофессионализма мы, педагоги, сегодня и взбунтовались.
Вся наша рабочая группа хорошо понимает: концепция будет принята 30 марта, и ничего изменить нельзя. Но необходимо срочно убрать хотя бы какие-то вопиющие “ляпы”. После этого 30 апреля к Первомайским праздникам таким же срочным образом будет принят комплекс мер по ее реализации… Знаете, про некоторые начинания мне кажется, что лучше бы уж все выделенные на них деньги разворовали без остатка, а то вдруг ещё что-нибудь делать начнут – это совсем опасно!» Виктория Соколова, «Совершенно секретно», № 4/275, апрель 2012 г."