Непустая формальность
Уволен начальник Региональной службы по тарифам Ивановской области . С точки зрения использования новой метлы врио губернатора Павлом Коньковым, это может оказаться гораздо более важным решением, чем назначение вице-губернатора или замов в правительстве, пишет журналист Ivanovolive Михаил Мокрецов.
По формальным причинам решением временно исполняющего обязанности губернатора Ивановской области Павла Конькова отстранен от занимаемой должности руководителя Региональной службы по тарифам (РСТ) Владимир Пасечник . Исполняющим обязанности начальника РСТ назначен Владимир Шарыпов.
Увольнение Пасечника (ну, или непродление с ним контракта) — это событие, которое по своей значимости вполне соответствует решениям о назначении вице-губернатора или заместителей председателя правительства, а вполне возможно, что и превосходит их. Хотя, казалось бы, что за должность такая: никто и не знает этого человека, его нет в новостях. Вообще об РСТ говорят только раз в году (да и то, не как о главном субъекте события), когда объявляют об изменении тарифов для населения.
Второй по значимости вклад
Вместе с тем, Региональная служба по тарифам — одна из наиболее важных структур правительства и одна из самых коррупциогенных. РСТ, скорее всего, внесла второй по значимости (после системы госзакупок) вклад в стремительный рост государственного долга Ивановской области.
Непосвященному кажется, что РСТ всего-навсего утверждает только три каких-нибудь условных тарифа: на воду, тепло и электроэнергию. Причем, от самой службы ничего не зависит — рост тарифов это какое-то мистическое действо, управляемое исключительно высшими силами, сосредоточенными в Кремле.
На самом деле РСТ каждый год реально утверждает сотни тарифов для предприятий и организаций, занимающихся поставками коммунальных ресурсов и услуг на рынке ЖКХ. Для населения разница в ценах различных поставщиков и разница между реальной стоимостью и конечной ценой выравнивается за счет бюджета Ивановской области. Ежегодно на эти цели тратятся сотни миллионов бюджетных рублей.
На рынке жилищно-коммунальных услуг работают сотни предприятий, и каждому из них устанавливается свой, персональный тариф. На практике это происходит следующим образом.
Допустим, условная цена за некую условную единицу тепла для населения составляет сто рублей. У одного предприятия себестоимость этой единицы составляет семьдесят рублей, оно продает за сто и получает тридцать рублей прибыли. У другого предприятия себестоимость — тысяча рублей. Но продавать можно только за сто, поэтому бюджет доплачивает этому предприятию (котельной) девятьсот рублей плюс тридцать рублей прибыли .
Например, жители областного центра полностью оплачивают услуги ЖКХ: поставщики ресурсов из бюджета ничего не получают. Не потому, что ивановцы такие богатые, а потому, что издержки крупных предприятий (например, ТГК-6, то есть ивановские ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3) намного меньше, чем какой-нибудь котельной в Петровском, Подозерском и сотнях других поселков Ивановской области. Разница в ценах, действительно, у разных предприятий региона может доходить до десятков раз.
Сколько доплачивать тому или иному предприятию, как раз и решает Региональная служба по тарифам . Российские регламенты и технологии обоснования цен таковы, что одной и той же котельной одновременно можно «экономически обосновать» разные тарифы, которые будут отличаться в разы.
Можно утвердить такой тариф, что предприятие загнется. Можно такой, что оно будет нормально развиваться. А можно такой, что владельцы котельной будут получать сверхприбыль. Разумеется, все это за счет областного бюджета.
Помимо того, что можно вполне законно и экономически обоснованно, но при этом достаточно свободно регулировать тарифы, в Ивановской области существует и собственное ноу-хау. Не исключаю, что его используют и в других регионах, но если даже и так, то по масштабам использования мы переплюнули всех, за что Мень и был назначен министром строительства и ЖКХ. Если, кто помнит, то в разговоре с Путиным звучали слова о миллиарде рублей инвестиций в сферу ЖКХ Ивановской области за какой-то очень короткий срок. Речь как раз идет об этом ноу-хау.
Так называемому «инвестору», который якобы за свой счет построит котельную, ивановские областные власти в лице РСТ утверждают повышенный тариф. Размер этой сверхнормативной надбавки покрывает затраты на строительство котельной (плюс, конечно, обычная прибыль, это само собой разумеется).
Таким образом, котельная строится фактически за счет средств областного бюджета, но ее собственником становится некая частная компания. И средства областного бюджета незаметно для окружающих плавно перетекают в карманы некоторых граждан, которые имеют доверительные отношения с теми региональными руководителями, которые отвечают за тарифы, за инвестиции, за ЖКХ и вообще за Родину в Ивановской области.
Надо ли удивляться, что при таком подходе миллиард «инвестиций» в ЖКХ Ивановской области нашелся очень быстро. С гордостью об этом говорят наши эффективные и кризис-менеджеры и предлагают всей остальной России у нас (у них) поучиться.
Зачем Конькову понадобилось сменить начальника Региональной службы по тарифам?
Три варианта ответа.
Первый . Ну, не нравится он ему. Второй. Чтобы «экономическое обоснование» тарифов было несколько скромнее, чем до сих пор, а то дороговато нам обходятся инвесторы. Третий. Чтобы «экономическое обоснование» тарифов было еще более экономическим, так как после смены властных элит в регионе новые инвесторы тоже хотят инвестировать.
В любом случае, смена начальника РСТ произведена весьма своевременно. Именно сейчас идет процесс утверждения тарифов на следующий год. Новые тарифы, в массе своей, вступят в силу с 1 июля 2014 года, но решения об этом и конкретные параметры будут приняты еще до конца этого года.
Ранее на FLB о коррупции и кадровых перестановках в Ивановской области: Тайна недавних отставок По-губернаторски и изощренно Чиновники из Ивановского района подозреваются в мошенничестве Ивановские кресла ст. 159 УК Ему все меневское изрядно надоело ЖКХ в стиле hard rock
|