«История с передачей автопарка Генштаба, в которой замешаны экс-министр Анатолий Сердюков и его зять Валерий Пузиков, получила неожиданное продолжение. Как выяснили СМИ, более 1 млрд рублей, выделенных на обслуживание министерского автотранспорта уже при новом министре обороны Шойгу, так и не дошли до непосредственных исполнителей скандального госзаказа. В Минобороны уверяют, что все средства по этому контракту — больше 10 млрд рублей — уже перечислены, - пишут 3 сентября «Известия».
Арбитражный суд Московской области рассмотрит иск автотранспортной компании «Б-Авто-Б» к ФГУП «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны России» о взыскании задолженности в 1,2 млрд рублей. Речь в иске идет о скандальном контракте № 65 на 10 млрд рублей по обеспечению автотранспортом воинских частей в 2011–2013 годах.
Этот контракт заключался при непосредственном участии экс-министра обороны Анатолия Сердюкова, решившего «оптимизировать» расходы на автопарк Генштаба, ликвидировав 24 филиала в/ч 83466 по всей стране. В итоге получилось, что военные вначале безвозмездно передали в пользование ФГУП 560 автомобилей — от люксовых иномарок до «КамАЗов», а потом у него же взяли свои машины в аренду. По подсчетам следователей только один автомобиль стал обходиться министерству в 6,1 млн рублей в год. Причем для получения контракта ФГУП предоставило поддельную безотзывную банковскую гарантию на 1 млрд рублей от Тверского коммерческого банка КБЦ.
С марта 2007-го по май 2010 года генеральным директором ФГУПа был Валерий Пузиков. Правда, называлось оно тогда иначе — ФГУП «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Федеральной налоговой службы», да и первый госконтракт был на скромные 400 млн рублей. За несколько дней до его окончания появился аналогичный — но уже на 3,5 млрд до конца 2012 года. ФГУП за это время переименовали, оставив, впрочем, полным «тезкой», уже не ФНС, а Минобороны.
Между тем самостоятельно этот заказ «Санкт-Петербургский инженерно-технический центра МО» был выполнить не в состоянии, и поэтому к обслуживанию техники был привлечен субподрядчик — подмосковное автотранспортное предприятие «Б-авто-Б».
Летом прошлого года после проверок сделок, заключенных при участии экс-министра Анатолия Сердюкова, ГВСУ возбудила уголовное дело по фактам махинаций с 10-миллиардным контрактом. Однако, как утверждают источники в военном ведомстве, Минобороны не только не стало разрывать этот кабальный договор со ФГУПом, но даже перечислило по нему все средства.
— За последние 1,5 месяца в рамках завершения контракта ФГУПу перечислили 800 млн рублей, — уверяют источники. — Таким образом, во ФГУП ушли все 10 млрд рублей, которые были прописаны в контракте. И Минобороны в рамках этого контракта ничего никому не должно.
Однако в «Б-авто-Б» уверяют, что денег они не видели с марта этого года.
— Я не знаю, кому перечислялись деньги, но рассчитываться с нами ФГУП перестал еще в марте, — рассказывает директор «Б-авто-Б» Сергей Барсуков. — При нашем участии был проведен парад (парад 9 мая 2013 года). Мы перевезли десятки тысяч человек, что было предусмотрено контрактом, но не получили за это ни копейки.
По словам Барсукова, в общей сложности ФГУП задолжал предприятию 1,2 млрд рублей.
— Мы уже подали иск в арбитражный суд, — поясняет Барсуков. — И одновременно приостановили по всей стране подвоз солдат и офицеров к местам службы.
По его словам, сейчас командиры воинских частей вместо профессиональных водителей за руль автобусов сажают солдат-срочников, что в принципе запрещено российским законодательством.
— Категория Е, дающая право управлять автобусом и перевозить людей, открывается только после трех лет непрерывного водительского стажа, — поясняет Барсуков. — Откуда у 18–19 летнего солдата-срочника возьмется этот стаж? Конечно же, его нет.
По словам источника в военном ведомстве, первоначально идея была хорошая: вместо тентованных грузовиков использовать комфортабельные автобусы для подвоза солдат на полигоны или к другому месту требования. Однако на этапе ее реализации всё закончилось массовыми хищениями, замечает собеседник в ГВСУ.
— Если случится ЧП с гибелью военнослужащих, отвечать придется и руководителям части, которые знали, что срочников сажать за руль автобуса нельзя, а они всё равно посадили, — говорит адвокат Александр Островский.
Во ФГУПе «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны России» сложившую ситуацию не комментируют, говоря, что нужно дождаться решений суда. Между тем, в июне этого года были арестованы бывший генеральный директор ФГУП «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны России» Валерий Седов и главный бухгалтер предприятия Ирина Петухова. Они подозреваются по ч. 4 ст. 159 («Мошенничество, совершенное в особо крупном размере») и ч. 4 ст. 160 УК РФ («Присвоение и растрата, совершенные в особо крупном размере»)».
26 августа в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Шойгу платит казнокрадам Сердюкова» говорилось: «Минобороны до сих пор расплачивается с фирмами, фигурирующими в уголовных делах о многомиллионных махинациях в холдинге «Оборонсервис». Контракты с ними были заключены еще при министре обороны Анатолии Сердюкове и его команде. Военное ведомство недавно выплатило 20 млн рублей за обслуживание здания в центре Москвы компании ЗАО «Безопасность и Связь» (ЗАО БиС), чей владелец Александр Елькин обвиняется в хищениях госсредств в том числе и на этом объекте. Сейчас эта компания пытается получить у Минобороны еще более 70 млн рублей», - сообщал интернет-портал для уважаемых людей «Мои года».
«Как рассказали источники в Минобороны, военное ведомство, не дожидаясь судебного решения, выплатило 20 млн рублей компании ЗАО БиС по контракту за техобслуживание комплекса зданий в Колымажном переулке в Москве, который был заключен еще в бытность Анатолия Сердюкова министром обороны, - писали «Известия».
— ЗАО БиС направило в арбитражный суд иск к Минобороны с требованием взыскать задолженность за обслуживание здания в Колымажном переулке в 2010 году, — рассказывал изданию источник. — Когда выяснилось, что здание действительно обслуживалось, было принято решение погасить долг в досудебном порядке.
По словам собеседника, сейчас в Арбитражном суде Москвы находятся еще два иска от ЗАО БиС в Минобороны более чем на 70 млн рублей».
14 августа в публикации «Автопарк Генштаба откатил от уголовного дела» Агентство федеральных расследований рассказывало: «госконтракт на обслуживание машин Минобороны спешат закрыть. Речь идёт о документе на 10 млрд рублей по обеспечению автотранспортом воинских формирований в 2011-2013 годах
По имеющейся информации, министр обороны Сергей Шойгу подписал доверенность на закрытие скандального госконтракта», - передавало радио «Русская служба новостей» (РСН).
"Эта доверенность нужна, чтобы закрыть госконтракт на 10 млрд руб., а все концы спрятать в воду, - цитировало издание Полит.Ру информированного источника в спецслужбах. - За последние 1,5 месяца в рамках его завершения они забрали последние 800 млн руб. Если доверенность уже подписана Шойгу, то получается, что он или покрывает воровство Сердюкова, Пузикова и их товарищей, или окружение министра обороны сознательно не доводит до него всей информации".
"О том, что контракт заключался с множеством нарушений и цены в нем были существенно завышены, было известно с самого начала – на 6,1 млн руб., которые якобы тратились на обслуживание одного автомобиля, можно было бы купить два новых класса «люкс» или с десяток попроще, - рассказал источник в правоохранительных органах. - Юристы и бухгалтеры предупреждали, что только на оплате страховок и транспортного налога прямой ущерб составит 12 млн руб., а общий - 1 млрд. Однако сделку курировал лично Анатолий Сердюков и возражения были бесполезны".
При этом в уголовном деле по автомобилям Генштаба, говорит источник в ГВСУ, официальных претензий ни к Сердюкову, ни к Пузикову нет”.
«В истории с передачей обслуживания автопарка Генштаба на аутсорсинг замешаны экс-министр Анатолий Сердюков и его зять Валерий Пузиков. Главное военное следственное управление (ГВСУ) с лета прошлого года расследует уголовное дело, возбужденное по фактам хищений и мошенничества, выявленных при проверке госконтракта на 10 млрд рублей. Госконтракт этот до сих пор не расторгнут, и в этом году должен быть закрыт, - писало Накануне.Ру.
Источники в Минобороны предполагают, что закрывать его будут те же люди, что и открывали, соответствующую доверенность, по их информации, уже подписал министр обороны Сергей Шойгу. Но официально военное ведомство это никак не комментирует».
«В распоряжении редакции оказались документы, подтверждающие, что до министра обороны пытались донести информацию об истинном положении дел с выполнением госконтракта, но в доверенности оказался даже пункт, позволяющий заключать новые договоры на оказание автотранспортных услуг с юридическими и физическими лицами на возмездной основе, - сообщало издание «Известия».
Госконтракт на 10 млрд рублей по обеспечению автотранспортом воинских частей в 2011–2013 годах был заключен с ФГУП «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны России». Со стороны военных его подписывал Александр Грабко, начальник войсковой части № 83466, на балансе которой находился автопарк Генштаба с филиалами в 24 городах. Со стороны ФГУП - гендиректор Валерий Седов.
Для получения контракта ФГУП предоставило поддельную безотзывную банковскую гарантию на 1 млрд руб. от Тверского коммерческого банка «КБЦ». О том, что гарантия левая – от печатей до подписей – и банк ее никогда не выдавал, было известно еще с февраля 2012 г. По условиям контракта, ФГУП обязан был в течение 10 дней найти другой банк-поручитель, или госконтракт расторгался.
Как показало расследование, при расчетах стоимости автотранспортных услуг применялись двойные тарифы – так называемого «1-го километра пробега автомобиля» и никак не регламентируемого нормативно «1-го часа использования автомобиля», в путевые листы «умышлено вносились заведомо ложные сведения и приписки». По документам выходило, что при перевозке военных активно использовались автомобили с «нулевым пробегом», которые на самом деле вообще не покидали гаражи или находились в так называемом «режиме ожидания», оплата которого в принципе не была предусмотрена госконтрактом.
Еще 10,2 млн руб. ушли на счет некоего ООО «Строй-Ресурс». Как выяснило издание, до мая 2013 года по месту его московской «прописки» значилось еще 73 компании, а его гендиректор Виталий Стоян якобы руководит еще в 28 фирмах и в 19 числится совладельцем. Следов гендиректора, как и экономической деятельности этих ООО обнаружить не удалось. 5 млн из этой «десятки» - через ООО «Консалт-Финанс» - потратили на «семерку» BMW, на баланс предприятия ее не ставили.
С марта 2007 г. по май 2010 г. генеральным директором ФГУП был Валерий Пузиков. Правда, называлось оно тогда немного иначе – ФГУП «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Федеральной налоговой службы» и первый госконтракт был на скромные 400 млн руб. За несколько дней до его окончания появился аналогичный – но уже на 3,5 млрд до конца 2012 г. ФГУП за это время переименовали, оставив, впрочем, полным «тезкой» - уже не ФНС, а Минобороны.
В августе 2011 г., через восемь месяцев после заключения госконтракта на 10 млрд, экс-министр обороны Анатолий Сердюков решил «оптимизировать» расходы на автопарк Генштаба, ликвидировав 24 филиала в/ч 83466 по всей стране. В итоге больше 500 автомобилей – от люксовых иномарок до КамАЗов - в начале безвозмездно передали в пользование ФГУП, а потом, у него же, взяли в аренду.
Под приказом о «ликвидации и оптимизации» стоит личная подпись Анатолия Сердюкова. И если на момент подписания госконтракта на балансе ФГУП числилось всего несколько машин - две BMW, три представительских Mercedes, внедорожник Porche Cayenne, два FIAT и три «бронированных автомобиля для перевозки высшего руководства» - то теперь ситуация резко изменилась, и скромная конторка вдруг стала крупным игроком, чьим счетам был открыт «зеленый свет».
Летом прошлого года по сделкам Сердюкова и Пузикова активно работала военная контрразведка. Информации о хищениях – в том числе от самих возмущенных офицеров - было столько, что различные спецслужбы соревновались, кто первый доложит ее президенту, говорит хорошо информированный источник в военном ведомстве, пошла «раскрутка» дела «Оборонсервиса».
В октябре 2012 года госконтракту, заключенному по липовой банковской гарантии, попытались придать законный вид. Вместо нее - спустя 8 месяцев, а не 10 дней - появилась копия другой гарантии, тоже на 1 млрд руб., от банка «Санкт-Петербург», Валерий Пузиков в нем акционер (4,55%). В ход пошли чисто юридические уловки - ФГУП в Арбитражном суде Москвы пытался признать сделку с Тверским коммерческим банком «КБЦ» недействительной и просил применить последствия недействительности сделки, т.е. вернуть все в первоначальное положение – на момент заключения госконтракта. Сделку по суду признали ничтожной, в остальных требованиях отказали. Подтверждение же того, что новая банковская гарантия все-таки выдавалась, от банка «Санкт-Петербург» пришло в Минобороны лишь в конце июня 2013 года.
Теперь, как выяснило издание, в/ч 83466 предлагает ФГУП те самые 86 млн руб., которые «накапали» на двойных тарифах и «режиме ожидания» и в итоге оказались на счетах аффилированных фирм Валерия Пузикова, а затем в деле о мошенничестве с автопарком Генштаба - вернуть им «полюбовно». ФГУП, как следует из имеющейся переписки, согласен, если Минобороны примет такое решение. Официальный комментарий во ФГУП «СпбИнжтехцентр» изданию предоставить не смогли, потому что «никого из руководства нет на месте».
Как следует из доклада начальника Главного автобронетанкового управления Минобороны Александра Шевченко заместителю министра обороны Дмитрию Булгакову, по условиям контракта и действующего законодательства, он должен быть досрочно расторгнут, поскольку Арбитражный суд признал банковскую гарантию ничтожной. К тому же, пишет генерал Шевченко, в в/ч 83466 отсутствует вся отчетная документация по госконтракту с января 2011 по июль 2012 года, потому что изъята следователями.
Но в конце июля начальник в/ч 83466 Александр Грабко подает в департамент претензионной и судебно-правовой работы Минобороны другое письмо, в котором просит выдать ему за подписью министра обороны новую доверенность. Она нужна, чтобы закрыть скандальный госконтракт на 10 млрд руб. Грабко предлагает включить в нее и другие пункты: право на подписание актов приема-передачи, счетов-фактур по договорам и госконтрактам по ремонту и обслуживанию автомобильной техники, а так же право заключения договоров – с юридическими и физическими лицами.
Официальный комментарий в Минобороны не предоставили. Начальник в/ч 83466 Александр Грабко на вопрос издания - подписана доверенность или нет - отвечать отказался. В уголовном деле по автомобилям Генштаба, говорит источник в ГВСУ, официальных претензий ни к Сердюкову, ни к Пузикову нет».
Ранее о скандале с автопарком Минобороны на FLB: «Зятя Сердюкова окружают арестантами», «Войскам не доехать до позиции суда», «Зять Пузиков взял автопарк тестя на банковскую гарантию», «Сердюкову подготовили автомобили с торпедами», «Ответил за зятя как министр».
|