Конфликт в Российском институте истории искусств, знаменитом Зубовском институте, все также не угасает. После отставки директора Татьяны Клявиной и назначения нового директора Ольги Кох в институте начала действовать проверяющая комиссия Министерства культуры, которая закончила работу в июле. Комиссия насчитала у бывшего директора перерасход на сумму более 19 млн рублей, а также выявила нарушения в организации научной и учебной деятельности.
Об этом «Известиям» сообщили в пресс-службе Минкультуры, отметив, что «в проверяемом периоде бывшим директором института Т. Клявиной нарушались требования действующего бюджетного и трудового законодательства». Материалы проверки будут направлены в Генеральную прокуратуру Российской Федерации «на рассмотрение и принятие решения», пишет корреспондент «Известий» Олег Кармунин.
В свою очередь, бывший директор Зубовского института Татьяна Клявина считает, что найденные в ее деятельности нарушения ничем ей не грозят.
— Это «пугалка», акт устрашения, и ничего больше. Выглядит так, словно они ничего не нашли и решили придумать, что все не так. Не думаю, что у этого будут правовые последствия, — сказала «Известиям» экс-директор РИИИ.
Заведующая сектором музыки Российского института истории искусств Анна Порфирьевасообщила изданию, что одним из нарушений, вмененных Татьяне Клявиной, является не проведенный по бумагам обеденный перерыв.
Люди, которые служат в дирекции и библиотеке, по документам обязаны присутствовать на работе с 10.00 до 18.00 плюс 45-минутный перерыв. Этот перерыв был не прописан, и получилось, будто сотрудники работают на 45 минут меньше ежедневно. Время сложили, посчитали людей по головам и получили 3,5 млн рублей перерасхода по зарплате, — сказала г-жа Порфирьева.
Проверяющая комиссия начала работать в Российском институте истории искусств вскоре после отставки директора Татьяны Клявиной. По итогам ее работы исполняющая обязанности директора НИИ Ольга Кох обязана создать комиссию, которая должна либо согласиться с выводами министерской комиссии, либо подготовить свои возражения.
Помимо бюджетного перерасхода, министерство вменяет бывшему руководителю научного учреждения допущение приватизации жилого фонда, расположенного в историческом здании РИИИ.
Это обвинение также кажется сотрудникам института абсурдным, поскольку дирекция долгие годы судилась с нанимателями жилья и все случаи приватизации произошли по итогам судебных процессов.
— Самое удивительное в этой истории — ситуация с квартирами, — считает Татьяна Клявина. — Как я билась на протяжении десяти лет, чтобы их не приватизировать, терпела помои от жильцов, бесконечные жалобы, разборки и проверки. И теперь меня пытаются поймать, что я в сговоре с приватизаторами. Это театр абсурда.
В Министерстве культуры «Известиям» сообщили, что исполняющей обязанности директора Ольге Кох поручено «привести в соответствие с действующим законодательством порядок учета и использования федерального имущества», а также «в установленном Жилищным кодексом порядке включить жилые помещения института в специализированный жилищный фонд (служебные жилые помещения)».
Исполняющая обязанности директора Зубовского института Ольга Кох сообщила «Известиям», что считает финансовые нарушения своей предшественницы «серьезными», но для нее «это второстепенный вопрос».
Сейчас наша основная задача — составить долгосрочный проект, пятилетний план фундаментальных и прикладных научных исследований в области культуры и искусства. В конце августа мы будем обсуждать его со всеми представителями научно-исследовательских учреждений нашего министерства,— определила свои приоритеты г-жа Кох.
Напомним, что конфликт между РИИИ и его учредителем возник вскоре после назначения Владимира Мединского на пост министра. Руководство Минкультуры предъявило Зубовскому институту, как и другим искусствоведческим НИИ, претензии по поводу неэффективной работы. В ответ директор РИИИ Татьяна Клявина и ее коллеги-директора подвергли действия министерства публичной критике, после чего г-жа Клявина была уволена, а на ее место назначена г-жа Кох.
Сама Татьяна Клявина так описывала зарождение конфликта в интервью изданию «Полит-грамота»:
– Всё началось в августе 2012 года, после первой встречи тогдашнего советника Суркова Ивана Демидова с директорами научно-исследовательских институтов министерства. Через день после этого Демидов стал заместителем министра культуры. Собрание то было выдержано в необычных тонах. Директора, все с большим опытом работы, не привыкли, что с ними разговаривают свысока, к такой резкой интонации, как-то все были встревожены. Но потом Демидов приезжал в Институт, был очень мил, Институт, как нам показалось, ему понравился. А дальше начались бесконечные «наезды» на московские институты. И хотя нас вроде бы не трогали, более того в кулуарах мне постоянно говорили, что здесь в Петербурге нам опасаться абсолютно нечего, надо только забыть о корпоративной солидарности и спасать себя. Было ясно, что вся ситуация — отнюдь не частный случай, а часть мощной и спланированной операции.
События развивались стремительно. Спустя несколько дней после назначения нового директора, как уже сообщало FLB, сотрудники Российского института истории искусств выразили ноту недоверия и.о. директора Ольге Кох в связи с ее профессиональной некомпетентностью. Об этом «Известиям» рассказала председатель профсоюза научного института Джамиля Кукумова:
– Эти три дня, что Ольга Кох возглавляет Зубовский институт, всё показали. Мы считаем, что ее задача — быстро отправить всех в коллективный отпуск и принять какие-то решения. Решения, скорее всего, будут касаться здания, которое отправится на ремонт и больше никогда не будет принадлежать институту, — заявила председатель профсоюза.
Сегодня весь коллектив Зубовского института единогласно проголосовал за отставку Ольги Кох. Резолюция, составленная по итогам сегодняшнего собрания, будет отправлена премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву, в Государственную инспекцию по охране памятников и в правительство Санкт-Петербурга.
Не последнюю роль в этой истории, действительно, как подозревают многие сотрудники РИИИ, может играть чей-то пристальный интерес к историческому зданию на Исаакиевской площади, в котором расположен институт. Сотрудники института опасаются, что новый управленец «согласится с мнением замминистра культуры Григория Ивлева о том, что здание находится в «плохом состоянии», и признает необходимость нового ремонта, а также пойдет на массовые сокращения персонала». Об этом говорится на странице РИИИ в одной из социальных сетей.
До революции роскошный особняк в центре Петербурга принадлежал графу Валентину Зубову – основателю института истории искусств, он же руководил им до 1925 года. После Октября 1917 года граф передал свой дворец и институт новому правительству, и на протяжении 100 лет учреждение не покидало здания на Исаакиевской площади.
Сотрудники с удивлением вспоминают, как в один прекрасный день в РИИИ приехали Владимир Мединский и Валерий Гергиев, сообщала в свое время «Новая газета». Они обошли все здание, от подвалов до чердака, проверили перекрытия, крепость перил и паркета — как проверяют прочность чубов и копыт у коня, которого покупают на ярмарке. И тогда всем стало окончательно ясно: РИИИ будут выживать любыми способами, против имущественных желаний чиновников гуманитарной науке вряд ли удастся выстоять.
Министерство культуры тем временем подобные планы категорически опровергло. Как писало «РИА Новости», опасения коллектива глава ведомства Владимир Мединский объяснил «управленческими и человеческими проблемами». При этом он отметил, что «никаких даже мыслей о ликвидации института и передачи кому-то здания нет» – речь, мол, шла лишь о том, что курирующее ведомство недовольно работой руководства института.
В свою очередь, значительная часть коллектива РИИИ считает, что институт должен выйти из под ведомства Министерства культуры и перейти в подчинение Российской академии наук либо правительства Петербурга.
В июне вице-губернатор Василий Кичеджи, курирующий в городе сферу культуры, заявил что если Смольному поступит предложение принять Зубовский институт, он с большим удовольствием это сделает.
Ранее о ситуации на FLB: «Зачем министр Мединский корчует «Зубовский институт» «Искусствоведение не хочет в отпуск Минкультуры» «Культуру продолжают оптимизировать»
|