Еще один «культурный» скандал разгорается в Петербурге, сообщает корреспондент «Новой газеты в Санкт-Петербурге» Наталья Шкуренок: Российскому институту истории искусств (РИИИ), основанному в 1912 году графом Зубовым, старейшему научно-исследовательскому заведению в этой отрасли, грозит реорганизация, напоминающая уничтожение.
На собрании коллектива института его сотрудники заявили, что готовы отказаться от повышения зарплат, если это будет сделано за счет уволенных коллег и присоединения РИИИ к московским структурам. Искусствоведы направили президенту и правительству РФ письма и телеграммы, в которых сообщают, что будут стоять до конца, защищая честь и достоинство науки, которую пытается уничтожить Министерство культуры.
Призрак оптимизации
Российскую культуру, особенно учреждения науки в этой сфере, лихорадит весь последний год, с тех пор как в мае 2012-го пост министра культуры занял Владимир Мединский. В начале лета прошлого года министерство приняло решение о проведении кардинальной модернизации и оптимизации в сфере науки. Тогда же возникло предложение объединить все научные институты (два московских — культурологии и искусствознания и питерский РИИИ) в одну общую структуру. Директор московского Института культурологи Кирилл Разлогов предложил создать что-то вроде гуманитарного «Сколково» со штатом в 100 человек.
Разговоры о такой «модернизации и оптимизации» велись под благовидными предлогами — повышения эффективности работы и повышения зарплаты бюджетникам в сфере культуры.
В конце года, после бурных скандалов в прессе и массовых протестов коллектива, Институту искусствознания удалось отстоять свою самостоятельность и не слиться в экстазе с Институтом культурологии. Правда, Дмитрию Трубочкину, директору Института искусствоведения, пришлось написать заявление об уходе с поста «по собственному желанию».
Но Институт культурологи продолжал настаивать на любом слиянии и предложил РИИИ слиться со своим питерским филиалом. Министерство поддержало это слияние.
По мнению ведущих сотрудников РИИИ, идея Министерства культуры означала только одно: после слияния руководителем нового учреждения делают директора этого филиала, а Москва принимает решение о ликвидации филиала как ненужного придатка к головному институту. И всё: знаменитый Зубовский институт, отметивший в прошлом году свое столетие, перестает существовать. А вместе с этим освобождается и роскошный особняк на Исаакиевской площади — из-за которого, как подозревает «Новая газета», возможно, и была затеяна вся эта комбинация.
Еще с осени 2012 года вокруг РИИИ начались странные маневры чиновников Министерства культуры. Сначала комиссия министерства во главе с директором департамента науки госпожой Аракеловой проверяла состояние здания. А вскоре оказалось, что в отделе кадров министерства появилось подложное заявление Татьяны Клявиной, директора РИИИ, об уходе «по собственному желанию по состоянию здоровья». Татьяна Алексеевна узнала об этом от коллег и потребовала объяснений от чиновников — откуда взялось заявление об уходе с ее поддельной подписью? Тогда заместитель министра культуры Григорий Ивлиев извинился перед Клявиной за этот инцидент от имени господина Мединского. В конце года вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи приехал в РИИИ с официальным визитом — это вызвало возмущение чиновников Министерства культуры, с которыми вице-губернатор не согласовал свой визит. А вскоре Татьяне Клявиной был объявлен выговор — за несоответствие проекта развития института требованиям министерства.
Хватит дрейфить! В начале мая министерство потребовало от руководства института повысить зарплату своим сотрудникам на 128 процентов — за счет внутренних резервов. Что означает только резкое сокращение штата.
На сайте РИИИ с 6 мая висит открытое письмо коллектива института, в котором говорится: «Сегодня нам предлагают своими руками выкинуть из профессии еще треть наших коллег. Но даже крысы покидают территории, где внутри сообщества начинается спровоцированное поедание собратьев».
На общем собрании коллектива РИИИ, состоявшемся в понедельник, его участники говорили, что любое сокращение в научной сфере подразумевает уничтожение целых школ, направлений, методологий, создававшихся многими десятилетиями. Особенно возмутило ученых, что министерские чиновники, которые одним росчерком пера готовы расправиться с их институтом, ни разу не встретились с коллективом. «Вы с кем-то беседовали? Вы разговаривали с нашими сотрудниками? — обратился к представителю Министерства культуры РФ Аркадий Климовицкий, доктор искусствоведения, всемирно известный ученый, автор книг о Бетховене, Стравинском. — Вот Михаил Швыдкой знал нас по имени-отчеству. Вы нас не знаете совершенно. И совершаете сейчас ошибку, от которой потом не отмоетесь».
Евгений Герцман, доктор искусствоведения, один из ведущих российских исследователей в области античной и византийской музыки, призвал коллег к сплочению: «Хватит дрейфить! Мы целый год дрейфили, пока из министерства присылали всякую ерунду! Я не знаю, что в Министерстве культуры понимают о культуре и искусстве, но в науке о культуре они точно ничего не понимают. Продолжаются худшие традиции советской власти — мои родители работали в оперном театре, где директором сначала был старый большевик, потом — бывший директор тюрьмы. Я начинал свою педагогическую деятельность в музыкальном училище, где директором был бывший секретарь райкома. И сейчас все повторяется — культурой пытаются руководить номенклатурные чиновники».
В ответ на гневные слова ученых представитель Минкультуры, присутствовавший на собрании, заявил, что первый раз слышит о каких-то переменах в статусе института.
Симпатичный особняк на площади
Чиновники Минкульта то требовали от института полного отчета обо всей деятельности учреждения за последние годы, то предлагали научным сотрудникам заниматься темами, далекими от их специальностей — например, «кадровым обеспечением федеральных музеев» или «прогнозом на ближайшее десятилетие по потребности в специалистах разных профессий». Но в один прекрасный день в РИИИ приехали Владимир Мединский и Валерий Гергиев. Они обошли все здание, от подвалов до чердака, проверили перекрытия, крепость перил и паркета — как проверяют прочность чубов и копыт у коня, которого покупают на ярмарке. И тогда всем сотрудникам стало окончательно ясно: РИИИ будут выживать любыми способами, против имущественных желаний чиновников гуманитарной науке вряд ли удастся выстоять.
В телеграмме, которую общее собрании РИИИ направило на имя президента РФ в начале этой недели, сказано: «Мы надеемся, что вы остановите вакханалию разгрома российской гуманитарной науки — мы надеемся, что чиновники из министерства поймут: институты являются не вотчиной чиновников, с которой можно делать все что угодно, а народным достоянием, призванным развивать лучшие достижения нашей науки. Зубовский институт — это национальное достояние российской культуры. Его уничтожение — акт дремучего вандализма».
Общее собрание приняло решение защищать институт до победного конца.
Наталья Шкуренок, «Новая газета в Санкт-Петербурге» №33 (16 – 19 мая)
http://www.novayagazeta.spb.ru/2013/35/7
|