6 июня в Москве начались предварительные слушания по делу о массовых беспорядках на Болотной площади в мае 2012 года. Перед судом предстали 12 из 27 обвиняемых, - пишут сегодня российские СМИ.
«Процесс проходит в Московском городском суде, поскольку в Замоскворецком суде нет достаточно большого зала, куда могли поместиться 12 подсудимых, - сообщает Украинская служба ВВС.
Андрею Барабанову, Степану Зимину, Денису Луцкевичу, Ярославу Белоусову, Артему Савелову, Сергею Кривову, Александре Духаниной, Алексею Полиховичу предъявлено обвинение в участии в массовых беспорядках и применении насилия к полицейским.
Владимира Акименкова, Николая Кавказского и Леонида Ковязина обвиняют в участии в массовых беспорядках, а Марию Баронову - в призывах к неповиновению требованиям полицейских».
“В Москве усилены меры безопасности у здания Московского городского суда, - пишет в номере за четверг “Российская газета”.
В настоящее время территорию вокруг Мосгорсуда патрулируют наряды полиции, несколько автобусов с сотрудниками правоохранительных органов находятся в резерве. Обстановка около суда спокойная, никаких пикетов или выступлений не наблюдается».
“Судья по «болотному делу» Наталья Никишина отказалась взять отвод по заявлению одного из фигурантов дела — Сергея Кривова. Отвод поддержали остальные 11 фигурантов дела”, - пишут сегодня “Известия”.
“Подсудимый Кривов ранее сегодня заявил отвод судье Никишиной, заподозрив ее в личной заинтересованности при рассмотрении дела. Выйдя из совещательной комнаты, судья постановила отвод отклонить, как не обоснованный. Об этом информационному агентству ИТАР-ТАСС рассказал в четверг адвокат Дмитрий Аграновский.
Адвокат Вадим Клювгант, после оглашения постановления судьи, заявил ходатайство о возвращении дела прокурору в связи с целым рядом недоработок и процессуальных нарушений. Другие участники процесса готовятся поддержать это ходатайство.
У входа в зал судебных заседаний собралось несколько десятков родственников и сторонников подсудимых, которые приветствуют их криками "Мы победим!" и аплодисментами. У здания суда выставлено несколько одиночных пикетов с призывами оказать поддержку "узникам Болотной". Сотрудники полиции и приставы не препятствуют выражению гражданами своих чувств”.
«Государственный обвинитель на заседании Замоскворецкого суда Москвы по «Болотному делу» просит продлить на шесть месяцев сроки содержания под стражей 10 из 12 фигурантам этого дела.
«Прокурор заявляет о продлении ареста 10 мужчинам на 6 месяцев» , — написала в Twitter находящаяся в зале суда активистка Мария Баронова. «Духаниной — домашний арест, мне — подписку о невыезде», — добавила она.
Эту информацию подтвердил BFM.ru адвокат двух подсудимых — Владимира Акименкова и Ярослава Белоусова — Дмитрий Аграновский.
«Защита против удовлетворения этого ходатайства», — сказал юрист.
Возражения защиты на инициативу прокурора высказал адвокат Вадим Клювгант (защищает интересы Николая Кавказского), сообщает Баронова.
Юрист, как следует из сообщения в Twitter Бароновой, заявил, что гособвинитель не привела мотивировки для продления меры пресечения«и даже не смогла перечислить лиц, которым предлагает [новые] 6 месяцев [ареста]».
Протест высказал и Аграновский. Он напомнил, что на этапе следствия«хотя бы приводились доводы по мере пресечения, а сейчас вообще никаких доводов, просто 6 месяцев».
«Такой процесс и продление меры пресечения на 6 месяцев нанесет непоправимый ущерб репутации России», — добавил Аграновский.
Аграновский сообщил BFM.ru, что представил за Акименкова личные поручительства депутата Госдумы от «Справедливой России» Ильи Пономарева, писательницы Людмилы Улицкой, председателя Московской Хельсинской группы Людмилы Алексеевой и депутата Госдумы от КПРФ Владимира Кашина. За второго подзащитного — Ярослава Белоусова — ручался депутат от КПРФ Вячеслав Тетекин, писательница Александра Маринина и декан факультета политологии МГУ Андрей Шутов.
В общем ходатайстве защиты, по словам Аграновского, сказано, что «Болотное дело» раздуто. Оно страдает переизбытком потерпевших, обвинение не конкретизировано, а написанное обвинителями и следователями не имеет отношение к сути статьи 212 УК РФ».
“"Болотное дело" было возбуждено после акции протеста на Болотной площади 6 мая 2012г., завершившейся столкновениями с полицией. Ранее были оглашены вердикты по делам Максима Лузянина и Константина Лебедева. Эти уголовные дела были выделены в отдельное производство, - напоминает сегодня агентство РБК.
Бизнесмен Максим Лузянин признал свою вину и обязался выплатить компенсации пострадавшим от его действий полицейским, мужчину приговорили к 4,5 годам заключения.
Помощник координатора "Левого фронта" Сергея Удальцова Константин Лебедев, заключивший сделку со следствием, отправился в колонию на 2,5 года”.
27 мая в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Беспорядки докатились до суда» говорилось: «уголовное дело в отношении двенадцати участников беспорядков на Болотной площади поступило в Замоскворецкий суд Москвы.
"Материалы дела поступили в суд", - сказала агентству "Интерфакс" пресс-секретарь Замоскворецкого суда Евгения Пазухина».
"Дата предварительных слушаний пока не назначена", - говорила агентству ИТАР-ТАСС пресс-секретарь суда Евгения Пазухина. По ее словам, дата слушаний может быть назначена до конца недели.
По версии следствия, "6 мая 2012 года на Болотной площади в Москве в ходе проведения согласованного митинга "Марш миллионов" указанные лица призывали к массовых беспорядкам и приняли в них активное участие". "Свои действия они сопровождали уничтожением имущества и насилием в отношении сотрудников полиции", - сказали в Генпрокуратуре. В результате были травмированы 82 полицейских, а размер ущерба, причиненного федеральным и муниципальным учреждениям, превысил 28 млн рублей.
"Уголовное дело направлено в Замоскворецкий районный суд Москвы для рассмотрения по существу", - уточнили в Генпрокуратуре.
«Дело в отношении 12 обвиняемых впоследствии было выделено в отдельное производство, следствие по нему завершено, - писала «Российская газета».
Из 12 подследственных восемь человек: Андрей Барабанов, Степан Зимин, Денис Луцкевич, Ярослав Белоусов, Артем Савелов, Сергей Кривов, Александра Духанина и Алексей Полихович обвиняются в участии в массовых беспорядках и применении насилия к представителю власти. Трое - Владимир Акименков, Николай Кавказский и Леонид Ковязин - обвиняются в участии в массовых беспорядках. Кроме того, Мария Бароноваобвиняется в призывах к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам.
“В отношении остальных участников противоправных действий расследование продолжается, - сообщало агентство РИА Новости.
Согласованные с властями шествие по Якиманке и митинг на Болотной площади 6 мая 2012 года вылились в столкновения с полицией. Пострадали десятки человек, более 400 демонстрантов были задержаны”.
“Участники акции перешли Малый Каменный мост, свернули на Болотную площадь и уперлись в пустую сцену. Народ ждал выступлений лидеров оппозиции, но вместо этого со сцены раздался призыв развернуться и пройти назад, к кинотеатру "Ударник", где Алексей Навальный начал сидячую забастовку. Некоторое время люди потоптались, обдумывая, что делать, а потом все же пошли "поддержать Навального", - описывала происходящее 6 мая 2012 года корреспондент РИА Новости Полина Орлова.
Между тем, выход с площади был блокирован полицейскими, да и рамки металлодетекторов не давали пройти. В этот момент ситуация и стала выходить из-под контроля: под напором толпы несколько рамок завалились, полицейские, которые стояли около них, были явно в меньшинстве, и народ прорвался назад, к площади перед кинотеатром.
В какой-то момент толпа, прорвавшаяся к "Ударнику", стала становиться все гуще и гуще. Мало кто понимал, что происходит. Люди пересказывали друг другу, что где-то здесь, на асфальте, якобы сидит Навальный. Кто-то стал садиться на землю тоже. Идти было уже невозможно, и стиснутые со всех сторон люди замерли.
Непонятно, что или кто спровоцировал давку. Слишком разнородная толпа собралась перед кинотеатром "Ударник": разгневанные пенсионеры, свободолюбивые интеллигенты средних лет, любознательная молодежь и мятежные анархисты с "леваками".
То ли радикальные активисты решили прорвать оцепление, то ли омоновцы попробовали вытеснить толпу обратно на Болотную. Но только часть людей захотела выбраться из толпы на простор, а часть кинулась "на прорыв". Дышать стало практически невозможно, женщины закричали, мужчины, матерясь, орали на омоновцев, чтобы те прекратили наседать.
Тут началось самое страшное: человек десять не удержались и упали, друг на дружку, вповалку, прямо под ноги остальным. Их попытались было поднять, но это было невозможно, толпа несла дальше. Давка была настолько сильной, что холщовая сумка корреспондента РИА Новости не выдержала: ключи от машины, диктофон, сэндвич, купленный в переполненном кафе на Калужской, так и остались валяться где-то на улице Серафимовича, перед кинотеатром "Ударник".
После этого помятая толпа двинулась обратно на Болотную. Там у пустой сцены все и собрались еще раз. Митинг, конечно, был сорван. Прямо на сцене арестовали Удальцова и Немцова. Навального, как рассказывали очевидцы, арестовали еще на подходе к сцене. Но люди не расходились. Передавали друг другу сообщение Навального, которое он, видимо, сумел написать в Твиттер из автозака, с призывом не расходиться:"главное оставаться на площади".
Молоденькая, светло-рыженькая девушка потерянно ходила по Болотной. Она приехала в Москву из Тюмени, не на "Марш миллионов", а по делам, и решила поучаствовать в акции протеста.
"Я не знаю, что теперь думать, - говорила она, - Мне кажется, нас подставили. Зачем кидали в полицейских бутылками? Зачем ушли с площади к "Ударнику"?"
Тем не менее, она медлила и не уходила. Впрочем, полицейские не призывали покинуть площадь. Со стороны Малого Каменного моста доносились крики: там происходили столкновения самых радикальных манифестантов с полицией. В полицейских швыряли всякий мусор, в ответ полиция использовала дубинки. Люди на площади стояли, ожидая, что будет дальше: выходы с Болотной все равно были перекрыты.
Затем ОМОН начал выдавливать людей с площади. Самые благоразумные не сопротивлялись и с криками "позор" пошли к Большой Ордынке.
На Малом Москворецком мосту, многие остановились и стали поджидать отчаянных манифестантов, которые добровольно с Болотной не ушли. Что творилось на площади, с моста видно не было. Но вот начали подходить пошатывающиеся молодые люди, кое-кто в разорванной одежде, с полубезумным взглядом, с потрепанными знаменами в руках, в основном, оранжевыми флагами "Солидарности" и красными "Левого фронта". Их встречали аплодисментами.
Невысокий, худенький парень взволнованно рассказывал окружившим его слушателям, что задержания на площади проводились очень жестко.
"Меня трое били, - в голосе у него звенели и гордость, и подступающая истерика. - Я упал, а они ногами... Вязали всех. А когда автозаки заполнились, они просто лупили нас, чтобы мы уходили".
Ему сочувствовали, спрашивали, есть ли где переночевать, ведь парень - не москвич, он приехал из Курска, координатор курского "Левого фронта". Многих его товарищей оперативники, по его словам, снимали с поездов, а его вот пропустили.
"Не понимаю, - с какой-то детской досадой говорил он, - я же координатор, а меня не взяли".
Уходили митингующие неохотно. Несколько раз казалось, что все закончилось, но в прилегающих к Большой Ордынке переулках вновь начиналось брожение. Уцелевшие группки протестантов разворачивали свои флаги, выкрикивали лозунги и начинались "догонялки"».
Позже еще одно уголовное дело было возбуждено по результатам проверки сведений фильма "Анатомия протеста - 2", показанном на НТВ. В СК заявили, что сторонники фигурантов дела о подготовке массовых беспорядков прошли обучение тактике "цветных революций" за рубежом, а спонсировал эти беспорядки Гиви Таргамадзе, объявленный в международный розыск. В январе 2013 года СК объединил "болотное дело" и дело "Анатомии протеста", а Таргамадзе, Развозжаева и Удальцованазвали организаторами беспорядков 6 мая. Сейчас Сергей Удальцов находится под домашним арестом, Леонид Развозжаев - в СИЗО. Еще один лидер оппозиции, Алексей Навальный, стал http://flb.ru/info/54723.htmlфигурантом целого ряда уголовных дел о мошенничестве».