«Росавиация начала инспекторскую проверку финансового состояния авиакомпании «Кубань». Просроченные задолженности авиаперевозчика за авиационное обслуживание, перед топливно-заправочными компаниями и аэропортами исчисляются десятками миллионов рублей, - пишут 11 декабря «Известия».
— «Кубань» уведомила нас о банкротстве только вчера вечером, поэтому результаты проверки будут позже, — рассказал «Известиям» источник в Росавиации. — Вчера же мы направили уведомления о происшедшем во все аэропорты. Там работают специальные консультанты для пассажиров «Кубани».
Кроме проверки, Росавиация договаривается с другими авиакомпаниями о перевозке пассажиров.
— Сегодня из Москвы в Краснодар было вывезено около 200 человек, — добавил собеседник «Известий». — Все затраты авиакомпаниям будут компенсированы из федерального бюджета. Социального взрыва удалось избежать».
11 декабря авиакомпания «Кубань» прекратила полеты и направила в Арбитражный суд Краснодарского края заявление с просьбой признать ее банкротом».
«Авиакомпания «Кубань» объявляет об остановке деятельности и прекращении полетов со вторника из-за «тяжелой финансовой ситуации», - сообщала ранее Газета.Ру со ссылкой на релиз авиакомпании.
«Полеты воздушных судов «Кубани» будут прекращены с 00.00 11 декабря 2012 года. Основной причиной остановки деятельности авиакомпании является тяжелая финансовая ситуация и невозможность соблюдения ряда положений новых Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к физическим лицам, юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки» (ФАП-11), вступивших в силу в конце ноября 2012 года. Согласно данным правилам, в парке авиаперевозчика, осуществляющего регулярные воздушные перевозки, должны состоять не менее 8 воздушных судов вместимостью 55 и более пассажирских кресел», — говорится в сообщении компании.
До настоящего времени «Кубань» эксплуатировала шесть воздушных судов зарубежного производства. При этом три из них (Airbus A-319) авиакомпания вынуждена досрочно вернуть из-за невозможности своевременных выплат по контракту и имеющейся задолженности по платежам. Ранее, с 1 ноября 2012 года, из эксплуатации были также выведены устаревшие авиалайнеры «Як-42» советского производства в связи с низкой экономической эффективностью.
«Учитывая неспособность компании в сложившихся условиях (сокращение авиапарка на 50%) выполнить программу осенне-зимней навигации в заявленных объемах в соответствии с требованиями ФАП-11, руководством авиакомпании принято вынужденное решение прекратить операционную деятельность», — заявили в «Кубани».
Авиакомпания «Кубань» также «вынуждена констатировать, что на сегодняшний день само существование региональных авиакомпаний в России поставлено под угрозу».
По мнению компании, этому способствуют несовершенство действующего законодательства, наличие проблем при доступе к рынкам, выборочная поддержка ряда авиакомпаний в виде протекционистских мер и субсидий, непрозрачность поставщиков авиационной отрасли, отсутствие благоприятного финансового фона.
Компания направила заявление в Арбитражный суд Краснодарского края о признании ее банкротом.
«Данная мера – вынужденная. Мы пошли на этот шаг только в силу стечения ряда неблагоприятных для компании обстоятельств. В условиях отсутствия возможности снизить в низкий сезон себестоимость перевозок до уровня рентабельности, несовершенства механизмов субсидирования из бюджетов разных уровней дальнейшая деятельность компании, к сожалению, не представляется возможной», — заявил генеральный директор авиакомпании «Кубань» Сергей Мордвинцев.
«Базовый элемент», в состав авиационного бизнеса которого входит «Кубань», летом находился в поисках стратегического партнера авиакомпании. В роли такого партнера «Базэл» рассматривал администрацию Краснодарского края».
«Авиакомпания "Кубань", которая с 11 декабря прекратит полеты в связи с тяжелой финансовой ситуацией, до марта 2013 года продала более 14,5 тысячи билетов, «Прайм» со ссылкой на Росавиацию.
Сообщается, что "Кубань" продала билеты на собственных бланках и бланках Транспортной клиринговой палаты (ТКП).
"На основании поручения Федерального агентства воздушного транспорта во все аккредитованные агентства ТКП направлены телеграммы о прекращении продаж билетов на рейсы авиакомпании "Кубань", а также возврате денежных средств в полном объеме пассажирам, обратившимся с соответствующими заявлениями в агентства приобретения авиационных билетов", - говорится в сообщении.
Кроме того, сообщается, что уведомление о прекращении полетов в связи тяжелым финансово-экономическим положением поступило в ведомство 10 декабря.
Отмечается, что в настоящее время Федеральное агентство воздушного транспорта принимает все меры для обеспечения перевозки пассажиров "Кубани" рейсами других авиакомпаний, а также возврата денежных средств за приобретенные авиационные билеты.
На данный момент авиакомпания ОАО "Авиационные линии Кубани" имеет просроченную задолженность за аэронавигационное обеспечение, а также крупные неурегулированные задолженности перед российскими аэропортами, топливозаправочными компаниями и лизингодателями.
ОАО "Авиационные линии Кубани" (с 2010 года работает под брендом "Авиакомпания Кубань") - одно из крупнейших авиапредприятий юга России. Краснодарское авиапредприятие ведет свою историю с 1932 года. Входит в состав авиационного сектора компании "Базовый Элемент". Авиакомпания выполняет регулярные и чартерные рейсы в города России и за рубеж».
5 октября в публикации Агентства федеральных расследований FLB “Менеджмент “Базэла” задумался о судьбе авиаперевозчика и приступил к увольнению персонала” говорилось: «авиакомпания «Кубань», контролируемая структурами бизнесмена Олега Дерипаски, приступила к первой волне сокращений персонала из-за вывода из парка самолетов Як-42. В Росавиации, тем временем, не исключают, что у попавшего в затруднительное положение авиаперевозчика может быть отозван сертификат эксплуатанта.
Как сообщил председатель профсоюзного комитета летного состава авиакомпании «Кубань» Владимир Рыжаков, с окончанием «высокого сезона» авиаперевозок «Кубань» приступает к увольнению 300 сотрудников авиационно-технической базы и отправляет пилотов Як-42 на переобучение.
«В конце октября 2012 года планируется прекратить полеты Як-42. Из-за этого решения более чем 300 сотрудникам авиакомпании «Кубань» придется искать новую работу. Планируется уволить работников авиационно-технической базы - тех людей, которые обслуживают самолеты Як-42. На сегодняшний день уведомления уже получили 100 человек», - сообщил Рыжаков.
Он добавил, что пилотов Як-42 решено отправить на переобучение на более современные воздушные суда и выразил надежду, что 80-летняя авиакомпания продолжит свое существование.
Всего в компании работают 900 человек, то есть количество работников сократится в 1,5 раза.
По мнению Рыжакова, основной причиной является бедственное финансовое положение компании, которая больше не может содержать персонал в прежнем объеме. «Проблемы «Кубани» начались после объединения со Sky Express, у них долгов было немеряно, они все перешли сюда, удвоились», говорит Рыжаков.
Между тем, источник в Росавиации не исключил, что в ближайшее время агентством может быть снова поставлен вопрос об отзыве сертификата эксплуатанта «Кубани», поскольку компания «явно неспособна вести экономическую деятельность». В настоящее время совокупные долги компании составляют примерно 5 млрд руб.
В этом году в Росавиации уже обсуждалась возможность приостановки деятельности авиакомпании. «Главное опасение - что компанию перестанут обслуживать и заправлять, что может привести к внезапной остановке, и тогда придется выделять средства из бюджета на развоз пассажиров, как это было с авиакомпанией «Континент», - заявил источник в агентстве. В то же время эксперты отрасли не ожидают, что в случае отзыва лицензии у «Кубани» рынок испытает шок, подобный тому, что был вызван банкротством альянса Air Union. Авиаперевозчик является заметным игроком лишь на региональном уровне, и его остановка может заметно повлиять только на ситуацию на юге России.
Ранее сообщалось, что International Lease Finance Corporation (ILFC) подала иск на 5,6 млн рублей к ООО «Базовый Элемент» («БазЭл») за долги по лизингу самолетов Boeing-737. Иск был подан 5 сентября 2012 г. Также согласно базе данных ВАС РФ, с начала августа целую серию исков к «Кубани» подали аэропорт «Внуково» и компания «Внуково Хэндлинг» (вместе чуть более 30 млн рублей).
Авиакомпания «Кубань» была создана в 1993 г. на основе Краснодарского авиаотряда, с 2004 г. входит в холдинг «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Сразу после покупки «БазЭл» заявлял о планах обновить авиапарк компании и расширить маршрутную сеть, однако они так и не были реализованы.
С начала текущего года финансовое положение компании резко ухудшилось – увеличился долг, рейсы все чаще выполняются с задержками, растет задолженность по зарплате сотрудникам. На этом фоне менеджмент компании весной этого года объявил о сокращении авиапарка и штата. По неофициальным данным, уже этой осенью в «Базовом элементе» рассмотрят вопрос о дальнейшей судьбе убыточного авиаперевозчика, при этом нельзя исключить и вариант его ликвидации.
В настоящее время в парке авиакомпании «Кубань» три самолета A-319, шесть Boeing-737 и шесть самолетов Як-42, которые с осени текущего года выводятся из эксплуатации, а денег на покупку новых машин по словам того же Владимира Рыжакова, нет. В настоящее время «Кубань» выполняет полеты по девяти внутренним и четырем международным маршрутам.
Ранее главный редактор портала avia.ru Роман Гусаров высказывал свое мнение, что «бизнес-модель, которая реализуется при управлении «Кубанью», неэффективна и де факто убыточна. Она не позволяет не только обновлять парк воздушных судов, но и наращивать его».
Авиакомпания уже давно в кризисе - жить на авиаперелетах между Краснодаром и Москвой можно только пока ты монополист. Объединение со Sky Express не принесло ожидаемого успеха - не срослось, хотя потенциал должен был только возрасти – «Кубань» сейчас летает на судах Sky Express. Крах компании неизбежен, отмечает эксперт», - писал сайт «Аргументы недели-online».
Также на эту тему: «Олигарх сделал россиян «невозвращенцами», «Нерентабельное небо», «Забрали самолеты и задолжали стюардессам», «Авиалинии Кубани» - «Пикалево-эйрлайн».
|